Принят проект новой главы Налогового кодекса "Налог на прибыль предприятий". Кроме того, в первом чтении депутаты одобрили проект закона "О таможенном тарифе", Таможенного кодекса, а так же двух новых глав Налогового кодекса - "Налог на добычу полезных ископаемых" и "Таможенная пошлина". Эти документы очень важны для налогоплательщиков и особенно для бухгалтеров, которым предстоит исчислять и уплачивать налоги, руководствуясь нововведениями законодателей. О новых законопроектах мы попросили рассказать заместителя председателя комитета по бюджету и налогам Государственной Думы Сергея Ивановича Штогрина.
- В сообщения информационных агентств и прессе не раз можно было прочитать, что в Госдуме рассматривается проект главы Налогового кодекса "Налог на доходы организаций". Но в то же время депутаты обсуждали налог на прибыль. Скажите, пожалуйста, налог на прибыль и налог на доходы - это одно и то же или это разные вещи?
- Речь идет об одной и той же главе 25 Налогового кодекса, но подходы к ней у Правительства и Думы были разные. Поначалу эта глава была внесена правительством в Госдуму под названием "Налог на доходы организации". Но наш комитет с таким названием не согласился. Мы сочли, что налогом должна облагаться именно прибыль, а не доходы организации. Ведь это принципиально разные вещи. Прибыль - это доходы минус обоснованные и документально подтвержденные расходы. Именно с этой разницы нужно взимать налог.
- Получается, что комитет защищал интересы налогоплательщиков. Ведь какие-либо доходы у предприятий есть всегда, но при этом не всегда есть прибыль. И если облагать именно доходы, то налог надо было уплачивать даже тем предприятиям, которые сработали "в минус"?
- Совершенно верно. Поэтому глава 25 была переименована. В конечном варианте она принята Думой и передана в Совет Федерации с названием "Налог на прибыль организаций". До того как эта глава вступит в силу - до 1 января 2002 года, налог на прибыль исчисляется в соответствии с Положением о составе затрат, утвержденным постановлением Правительства РФ No 552. А затем прибыль будет облагаться по правилам, установленным новой главой Налогового кодекса.
- Как известно, в следующем году прибыль будет облагаться налогом по ставке 24 процента и при этом никаких льгот...
- Да, для всех предприятий, кроме сельскохозяйственных, льгот нет. Правда, региональным и муниципальным властям предоставлено право снижать ставку до 20 процентов, то есть на 4 процента. Какой категории налогоплательщиков будет предоставлено это налоговое послабление, регионы определяют сами. Распределяться налог будет следующим образом: в федеральный бюджет - 7,5 процента, в региональный - 14,5 процента и 2 процента - в муниципальный.
- Госдума приняла еще один новый проект - главы 26 Налогового кодекса РФ "Налог на добычу полезных ископаемых". Установит ли эта глава единую ставку налога для всех, кто занимается добычей ископаемых, и что будет включаться в налогооблагаемую базу?
- Нет, единой ставки для всех добытчиков не будет. На каждую группу полезных ископаемых глава устанавливает свою ставку. Рассчитали мы ее так: взяли половину ставки на воспроизводство минерально-сырьевой базы и прибавили к ней среднюю ставку платежей за пользование полезными ископаемыми в соответствии с законом о недрах. Например, ставки налогов по какому-то полезному ископаемому колеблятся от 2 до 6 процентов, следовательно, средняя величина - 4 процента. Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы - 10 процентов, следовательно, половина - 5 процентов. Теперь к 4 пронентам прибавляем 5 процентов и получаем 9 процентов. Это и есть размер налога. Налогооблагаемой базой является стоимость добытого полезного ископаемого либо цена компонентов по сложным рудам.
Предельная ставка налога в 16,5 процента установлена на природный газ, газовый конденсат и нефть. А для торфа, например, она составляет 4 процента, золота - 6 процентов, драгоценных камней - 8 процентов.
- Если говорить коротко: упростит ли глава 26 исчисление и уплату налога?
- Для предприятий, добывающих нефть или конденсат, упростит однозначно. Ведь налог на добычу полезных ископаемых заменит для этих предприятий роялти, акцизы и налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
- В первом чтении депутаты приняли и проект еще одной новой главы Налогового кодекса - "Таможенная пошлина". Эта глава изменит размер таможенных пошлин?
- Сейчас определенно можно сказать лишь о таможенных платежах для нефтедобывающих компаний. До 1 января 2005 года эти компании будут уплачивать пошлину в размере 340 рублей за тонну с учетом корректирующего коэффициента. Этот коэффициент рассчитывается так: из цены нефти вычитается 8, а эта разница делится на 8. Коэффициент будет понижать размер пошлины, если цена за баррель меньше 16 долларов, или повышать при цене свыше 16 долларов за баррель. Чем выше стоимость нефти, тем больше компания будет уплачивать в бюджет. И нефтяники с этим согласны.
А о пошлинах для остальных экспортеров и импортеров можно будет говорить лишь осенью, когда Дума рассмотрит проекты Таможенного кодекса, закона "О таможенном тарифе" и окончательно утвердит главу Налогового кодекса "Таможенная пошлина". Сейчас все эти документы приняты депутатами только в первом чтении. А осенью нам предстоит увязать все эти законопроекты между собой и определить, какой из законов будет регулировать взимание таможенных пошлин.
- Как Вы думаете, снизится ли налоговое бремя после утверждения и вступления в силу этих законопроектов и в первую очередь главы 25 "Налог на прибыль"?
- В целом, по расчетам Минфина, налоговое бремя уменьшится на 111 миллиардов рублей. Кто-то от основной ставки налога на прибыль выиграет, а кто-то - проиграет. Выиграют те предприятия, которые раньше не пользовались льготами. А заядлые льготники окажутся в невыигрышной ситуации. Например, особенно много льгот давали предприятиям, зарегистрированным в закрытых административно-территориальных образованиях. Для этих предприятий налоговое бремя возрастет.
- А от введения налога на добычу полезных ископаемых?
- К сожалению, в наименее выгодной ситуации окажутся мелкие компании, которые работают в тяжелых геологических условиях. Новая глава Налогового кодекса о налоге на добычу полезных ископаемых не учитывает индивидуальные горно-геологические и экономические условия добычи. Не все полезные ископаемые залегают в местностях с равными условиями. Естественно, выиграют те, кто находится ближе к железной дороге, где более богатое месторождение. Для крупных компаний, которые занимаются добычей полезных ископаемых, налоговое бремя не изменится.
- А если налогоплательщик не согласен с требованиями закона, может ли он подготовить поправки и внести их в Думу?
- Кто именно может выступать с подобной инициативой, указано в Конституции. Это - президент, правительство, палаты Федерального собрания, то есть Совет Федерации и Государственная Дума, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации. К сожалению, ни гражданин, ни предприятие не могут напрямую обращаться в Госдуму с предложениями о внесении изменений. Но это можно сделать через депутата своего избирательно округа. Если депутат посчитает нужным, то примет предложения избирателей и будет действовать в соответствии со своими полномочиями и положениями законодательства.
Ольга Юнисова, журнал "Главбух",
26.07.2001
http://www.shtogrin.ru/publictext/public/id/426340.html