18 марта 2009
3564

Госорганы усилили надзор за деятельностью `Евраза`

Чиновники недовольны высокими ценами компании на металлопрокат

Серия негативных высказываний в адрес металлургического холдинга "Евраз-Групп" со стороны государственных чиновников разных уровней власти не окончилась. Свои претензии к предприятию "Евраза" выразил и полпред Президента РФ в УРФО Николай Винниченко. Он рассказал на пресс-конференции, которая состоялась 17 марта, что сейчас проблемы у УВЗ возникли потому, что изначально завод договорился с СвЖД, что стоимость одного вагона не будет превышать 200 тыс. рублей. А основным материалом для производства вагонов является металлопрокат.

Винниченко обвинил металлургические предприятия, в частности НТМК, в том, что они не зафиксировали цену на металлопрокат и продавали его УВЗ по цене выше обговоренной ранее.

Некоторые аналитики констатируют, что в последнее время государство пытается активно контролировать действия "Евраза", что может привести к ситуации аналогичной случаю с "Мечелом", когда в июле прошлого года Владимир Путин высказал свои претензии металлургической компании, что привело к падению акций и снижению капитализации компании. Однако другие наблюдатели утверждают, что внимание властей к "Евразу" отражает рабочие моменты взаимоотношений государства и крупного бизнеса.

Об усилении внимания государства к ценовой политике "Евраза" свидетельствует ряд событий, произошедших в начале и середине марта. Напомним, 3 марта Владимир Путин выразил недовольство руководству "Евраза" в связи с завышением цен на металлопродукцию: "Я знаю, как Александр Григорьевич Абрамов работает с поставщиками и заказчиками. Считайте, что я под столом сижу, когда вы ведете переговоры по ценам! Вы же не по рыночным правилам себя ведете! От вас люди с прямым указанием выходят: цены не снижать!".

Во время поездки в Кузбасс 12 марта премьер спросил у председателя совета директоров "Евраза" Александра Абрамова: "Какова ситуация со сбытом металлургической продукции и почему, несмотря на общемировое падение цен, стоимость на эту продукцию в России не снижается. Глава "Евраза" мотивировал сохранение высоких цен на металлопродукцию тем, что "торговые фирмы закупали ее полгода назад, на максимуме цен, и до сих пор торгуют по тем ценам".

Кроме того, 11 марта, в ходе антикризисной комиссии председатель правительства Свердловской области Виктор Кокшаров высказал недовольство политикой "Евраза" по подбору партнеров и даже предложил ФСБ разобраться в деятельности холдинга, которая, по его словам, ущемляет интересы государства. Напомним, на этом заседании гендиректор ОАО "Кушвинский завод прокатных валков" Радий Гималетдинов указал на то, что "Евраз" в условиях кризиса не желает поддерживать отечественных производителей и размещает заказы на Украине. По его словам, соответствующие выводы он сделал по итогам двух последних конкурсов по поставке чугунных валков, которые проводились для предприятий "Евраза" - Новокузнецкого и Нижнетагильского металлургических комбинатов.

Однако ряд экспертов считает, что больших проблем "Евразу" ждать не стоит. По поводу заказов "Евраза" на Украине аналитик инвестиционной компании "Брокеркредитсервис" Олег Петропавловский сообщил корреспонденту "УралПолит.Ru": "Все зависит от рыночной конъюнктуры. Сложно сказать каким будет спрос даже в течение месяца. Металлурги сейчас находятся в достаточно глубоком кризисе. Если девальвация гривны была более сильной, чем падение рубля, то, естественно, это привлекает "Евраз". Если продукцию в России некому сбывать, то это не вина "Евраза", причиной является вся производственная цепочка: от автопрома, до угольных предприятий".

Комментируя замечания некоторых наблюдателей о возможном повторении сценария с "Мечелом", аналитик Альфа-банка по металлургии Максим Семеновых отметил: "Судьбы "Мечела" как таковой не существует. Время показало, что компания вовсе не находилась под прессом властей. Если говорить о "Евразе, то здесь ничего страшного произойти не должно. Сообщения, проходящие в СМИ, о тех или иных заявлениях со стороны властей в адрес "Евраза" отражают рабочие моменты взаимоотношений государства и крупного бизнеса. Не думаю, что данные события можно трактовать как прессинг со стороны госорганов. Владимир Путин не обвинял "Евраз" в завышении цен, а просто обратил внимание на имеющуюся проблему. Ни в чем противозаконном на сегодняшний день компания не замечена. Ни о каких сколько-нибудь внятных обвинениях со стороны властей я не слышал. Те или иные проверки проводятся практически на всех крупных предприятиях и холдингах".

С другой стороны, после того как в ходе визита полпреда Николая Винниченко в Нижний Тагил генеральный директор "Уралвагонзавода" (УВЗ) Николай Малых заявил о том, что "Евраз" не торопится снижать для предприятия закупочные цены на металл, наблюдатели стали поговаривать о начинающейся войне между НТМК и УВЗ. Однако Максим Семеновых полагает: "К открытой конфронтации между "Евразом" и УВЗ подобное заявление Николая Малых не приведет. Данная ситуация развивается в рамках рыночного процесса. "Евраз" сам по себе снизит цены, если потребители откажутся покупать его продукцию".

Напомним, Олег Петропавловский по этому поводу придерживается иной позиции: "Причина обострения отношений между металлопроизводителями и машиностроителями опять-таки заключается в девальвации рубля. Естественно, что в сложившейся ситуации на мировых рынках российские металлурги стремятся поднять рублевые цены до экспортных. Дело в том, что экспортные цены сейчас на $ 50-70 выше внутренних, и поэтому металлурги могут себе позволить повышать стоимость своей продукции внутри страны".
По словам Олега Петропавловского, машиностроительные предприятия оказались в зависимости от такого положения дел. Этим и обусловлено обострение отношений между "Евразом" и УВЗ. "Это касается не только этих двух корпораций, но и любых других российских металлургических и машиностроительных предприятий, которые работают в одной производственной цепочке", - пояснил он.
Напомним, руководитель Блока по связям с общественностью "Евраза" Сергей Лавриненко рассказал, что представители компании удивлены высказыванием директора "Уралвагонзавода" Николая Малых о том, что "Евраз" не снижает цены на свою продукцию. По заявлению Лавриненко, информация является недостоверной.

"Этот вопрос был решен еще в январе нынешнего года: по просьбе "Уралвагонзавода", "Евраз" снизил стоимость своей продукции до уровня 2005 года, при этом по ряду позиций предложенные цены оказались ниже рынка", - сообщил Лавриненко.

18 Марта 2009
УралПолит.Ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован