Чиновники недовольны высокими ценами компании на металлопрокат
Серия негативных высказываний в адрес металлургического холдинга "Евраз-Групп" со стороны государственных чиновников разных уровней власти не окончилась. Свои претензии к предприятию "Евраза" выразил и полпред Президента РФ в УРФО Николай Винниченко. Он рассказал на пресс-конференции, которая состоялась 17 марта, что сейчас проблемы у УВЗ возникли потому, что изначально завод договорился с СвЖД, что стоимость одного вагона не будет превышать 200 тыс. рублей. А основным материалом для производства вагонов является металлопрокат.
Винниченко обвинил металлургические предприятия, в частности НТМК, в том, что они не зафиксировали цену на металлопрокат и продавали его УВЗ по цене выше обговоренной ранее.
Некоторые аналитики констатируют, что в последнее время государство пытается активно контролировать действия "Евраза", что может привести к ситуации аналогичной случаю с "Мечелом", когда в июле прошлого года Владимир Путин высказал свои претензии металлургической компании, что привело к падению акций и снижению капитализации компании. Однако другие наблюдатели утверждают, что внимание властей к "Евразу" отражает рабочие моменты взаимоотношений государства и крупного бизнеса.
Об усилении внимания государства к ценовой политике "Евраза" свидетельствует ряд событий, произошедших в начале и середине марта. Напомним, 3 марта Владимир Путин выразил недовольство руководству "Евраза" в связи с завышением цен на металлопродукцию: "Я знаю, как Александр Григорьевич Абрамов работает с поставщиками и заказчиками. Считайте, что я под столом сижу, когда вы ведете переговоры по ценам! Вы же не по рыночным правилам себя ведете! От вас люди с прямым указанием выходят: цены не снижать!".
Во время поездки в Кузбасс 12 марта премьер спросил у председателя совета директоров "Евраза" Александра Абрамова: "Какова ситуация со сбытом металлургической продукции и почему, несмотря на общемировое падение цен, стоимость на эту продукцию в России не снижается. Глава "Евраза" мотивировал сохранение высоких цен на металлопродукцию тем, что "торговые фирмы закупали ее полгода назад, на максимуме цен, и до сих пор торгуют по тем ценам".
Кроме того, 11 марта, в ходе антикризисной комиссии председатель правительства Свердловской области Виктор Кокшаров высказал недовольство политикой "Евраза" по подбору партнеров и даже предложил ФСБ разобраться в деятельности холдинга, которая, по его словам, ущемляет интересы государства. Напомним, на этом заседании гендиректор ОАО "Кушвинский завод прокатных валков" Радий Гималетдинов указал на то, что "Евраз" в условиях кризиса не желает поддерживать отечественных производителей и размещает заказы на Украине. По его словам, соответствующие выводы он сделал по итогам двух последних конкурсов по поставке чугунных валков, которые проводились для предприятий "Евраза" - Новокузнецкого и Нижнетагильского металлургических комбинатов.
Однако ряд экспертов считает, что больших проблем "Евразу" ждать не стоит. По поводу заказов "Евраза" на Украине аналитик инвестиционной компании "Брокеркредитсервис" Олег Петропавловский сообщил корреспонденту "УралПолит.Ru": "Все зависит от рыночной конъюнктуры. Сложно сказать каким будет спрос даже в течение месяца. Металлурги сейчас находятся в достаточно глубоком кризисе. Если девальвация гривны была более сильной, чем падение рубля, то, естественно, это привлекает "Евраз". Если продукцию в России некому сбывать, то это не вина "Евраза", причиной является вся производственная цепочка: от автопрома, до угольных предприятий".
Комментируя замечания некоторых наблюдателей о возможном повторении сценария с "Мечелом", аналитик Альфа-банка по металлургии Максим Семеновых отметил: "Судьбы "Мечела" как таковой не существует. Время показало, что компания вовсе не находилась под прессом властей. Если говорить о "Евразе, то здесь ничего страшного произойти не должно. Сообщения, проходящие в СМИ, о тех или иных заявлениях со стороны властей в адрес "Евраза" отражают рабочие моменты взаимоотношений государства и крупного бизнеса. Не думаю, что данные события можно трактовать как прессинг со стороны госорганов. Владимир Путин не обвинял "Евраз" в завышении цен, а просто обратил внимание на имеющуюся проблему. Ни в чем противозаконном на сегодняшний день компания не замечена. Ни о каких сколько-нибудь внятных обвинениях со стороны властей я не слышал. Те или иные проверки проводятся практически на всех крупных предприятиях и холдингах".
С другой стороны, после того как в ходе визита полпреда Николая Винниченко в Нижний Тагил генеральный директор "Уралвагонзавода" (УВЗ) Николай Малых заявил о том, что "Евраз" не торопится снижать для предприятия закупочные цены на металл, наблюдатели стали поговаривать о начинающейся войне между НТМК и УВЗ. Однако Максим Семеновых полагает: "К открытой конфронтации между "Евразом" и УВЗ подобное заявление Николая Малых не приведет. Данная ситуация развивается в рамках рыночного процесса. "Евраз" сам по себе снизит цены, если потребители откажутся покупать его продукцию".
Напомним, Олег Петропавловский по этому поводу придерживается иной позиции: "Причина обострения отношений между металлопроизводителями и машиностроителями опять-таки заключается в девальвации рубля. Естественно, что в сложившейся ситуации на мировых рынках российские металлурги стремятся поднять рублевые цены до экспортных. Дело в том, что экспортные цены сейчас на $ 50-70 выше внутренних, и поэтому металлурги могут себе позволить повышать стоимость своей продукции внутри страны".
По словам Олега Петропавловского, машиностроительные предприятия оказались в зависимости от такого положения дел. Этим и обусловлено обострение отношений между "Евразом" и УВЗ. "Это касается не только этих двух корпораций, но и любых других российских металлургических и машиностроительных предприятий, которые работают в одной производственной цепочке", - пояснил он.
Напомним, руководитель Блока по связям с общественностью "Евраза" Сергей Лавриненко рассказал, что представители компании удивлены высказыванием директора "Уралвагонзавода" Николая Малых о том, что "Евраз" не снижает цены на свою продукцию. По заявлению Лавриненко, информация является недостоверной.
"Этот вопрос был решен еще в январе нынешнего года: по просьбе "Уралвагонзавода", "Евраз" снизил стоимость своей продукции до уровня 2005 года, при этом по ряду позиций предложенные цены оказались ниже рынка", - сообщил Лавриненко.
18 Марта 2009
УралПолит.Ru