06 марта 2007
991

Государственный вандализм как следствие избирательной амнезии

Статья Александра Подрабинека вызвала смешанные чувства. Оказывается, мы зря "гоним волну". Мы - это ветераны Великой Отечественной войны, более 400 депутатов Госдумы, активисты общественных организаций в России и Эстонии, выходящие на акции протеста в связи с намерениями эстонских властей демонтировать мемориальный комплекс советским воинам-освободителям в центре Таллина. Причём намерениями, стыдливо прикрываемыми некими "неотложными хозяйственными нуждами города".
Мне почему-то кажется, что, если бы наши власти решили снести или перенести из сочинской Красной Поляны куда-нибудь в тьмутаракань дом-музей классика эстонской литературы Антона-Хансена Таммсааре (мотивируя это, скажем, необходимостью застройки района спортивными объектами для зимней Олимпиады или экологическими соображениями), общественность Эстонии не осталась бы равнодушной. Поэтому рассуждения автора о том, что не надо устраивать "насквозь фальшивую пропагандистскую кампанию", что это внутреннее дело Эстонии, а нам следовало бы решать свои внутренние проблемы, - это подмена понятий. Есть такие проблемы за рубежом, которые по сути своей являются для нас внутренними.
...Конечно, надо признать, что советская власть и сталинизм принесли трагедию для жителей Эстонии - как и для миллионов людей в других республиках бывшего СССР, в том числе и России. И репрессии, и депортации, и ГУЛАГ - всё это было, это необходимо признать, и мы в России это уже давно признали.
Однако какое отношение ко всему этому имеют наши сограждане, в память о подвиге которых был поставлен таллинский монумент? Они не служили в НКВД и не занимались репрессиями. Да и как вообще можно говорить о "поработителях" или "освободителях" Эстонии, когда эта земля всего два небольших, исторически ничтожных отрезка времени была эстонской - с 1920-го по 1939-й и с 1991-го по наши дни. Всё остальное время территория Эстонии, в отличие, скажем, от той же Литвы, входила в состав других государств и была под властью других народов - датчан, немцев, шведов, русских.
Поэтому большая часть достопримечательностей Эстонии, рекламируемых в туристических буклетах, с точки зрения эстонца (так, как её себе представляет Александр Подрабинек) представляет собой один большой музей оккупации под открытым небом. Мемориал советским солдатам на Тынисмяги политически ничем принципиально не отличается от названной в честь норвежского короля Олафа II церкви Олевисте, дворца Петра I Кадриорг, замка Мариенберг, построенного графом Орловым-Давыдовым, и многих других памятников. Почему бы, следуя провозглашённым идеалам, не снести все эти "символы порабощения"? Это было бы достойным, а главное, логичным продолжением того государственного вандализма, который эстонские власти хотят учинить в отношении "бронзового солдата".
"Осудить Эстонию за попытки осмыслить свою историю с позиций своей государственности могут только те, кто либо не знает истории Второй мировой войны и послевоенных лет, либо разделяет имперские идеи советского времени, либо просто ищет повод для конфронтации с соседней страной", - пишет Подрабинек. Честное слово, до сих пор никак не могу решить, к какой из перечисленных категорий отнести генерального секретаря Европейского еврейского конгресса Сержа Цвайгенбаума, который сказал, что намерение эстонских властей повлечёт за собой моральные и религиозные проблемы, а также приведёт к искажению исторических фактов.
Господин Цвайгенбаум, наверное, решил тактично не напоминать столь любезным г-ну Подрабинеку борцам с "поработителями", что во времена Третьего рейха Эстония входила в состав рейхскомиссариата Остланд, коренное население которого из числа "неполноценных рас" (в том числе эстонцы) подлежало депортации в Сибирь, а его территорию предполагалось заселить расово полноценными колонистами из Пруссии. А напомнить не мешало бы. Ведь подобная избирательная амнезия свойственна не только нынешней прибалтийской элите, но и многим нашим интеллектуалам, которые склонны прощать прибалтийским соседям любые шалости - только за то, что они якобы борются с "имперским наследием".
Впрочем, не возражаю против дискуссии о том, как именно надо нам реагировать на происходящее в Эстонии - истерикой и угрозами или здравыми предложениями, основанными на мировом опыте. Может быть, наши соседи как молодые новобранцы объединённой Европы просто не в курсе, как в Старом Свете решаются подобные коллизии. Для этого существует практика, когда иностранцы в частном порядке берут на себя заботу о мемориалах своим соотечественникам, установленных в той или иной стране. Я сам лично принимал участие и в восстановлении монумента русским солдатам-суворовцам на перевале Сен-Готард в Швейцарии, и в установке памятника гражданам СССР, погибшим во время Второй мировой войны в Лондоне, и в реставрации крестов на могилах русского кладбища Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем.
Я уже направил эстонским властям предложение о выкупе участков с мемориалами воинам-освободителям [прим. редактора: подробнее можно прочитать здесь] - для того чтобы в дальнейшем организовать их содержание, реставрацию и охрану. Если у них хватит мудрости пойти на такой шаг, проблема решится сама собой. Более того, мы сохраним взаимное уважение.
Надо оценивать историю такой, какой она, увы, нередко бывала. Главное, чтобы черные страницы этой истории оставались навсегда перевёрнутыми.

Автор - Александр Лебедев
Источник: Ежедневная общественно-политическая газета "Телеграф" (Латвия), 26.01.2007 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован