17 декабря 2002
3233

Государство должно отделить плохой ислам от хорошего считают мусульмане России

Конфессии

На прошедшем в Уфе пленуме Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) России руководители 29 региональных духовных управлений России пришли к выводу, что государству пора вмешаться в их дела и помочь им укрепить разрушающуюся вертикаль духовной власти.

Ислам в России исповедуют примерно 15 млн. человек. Большинство из них объединены в 2500 мусульманских общин, которые входят в состав ЦДУМ России - исторического центра российского ислама с центральной резиденцией в Уфе. Резиденция находится здесь уже 213 лет, со времени подписания Екатериной II указа об учреждении в Уфе Магометанского духовного собрания империи. Но с середины 90-х годов в России стало возникать множество новых исламских структур - как параллельных уже существовавшим общинам, так и альтернативных "псевдорелигиозных сект" типа ваххабитов. В ЦДУМ России довольно долго старались сохранить единство мусульманских организаций, но теперь наконец решились признать происходящее расколом.

Очередной ежегодный пленум ЦДУМ России, на котором главы духовных управлений отчитываются о проделанной за год работе, продолжался почти сутки. Главной темой было положение в мусульманских общинах страны. Верховный муфтий Талгат Таджуддин заявил, что государственная власть в России в годы реформ охраняла с помощью войск границы страны и воздушное пространство, но "духовное ее пространство на долгое время оставили без защиты". По словам верховного муфтия, еще несколько лет назад в Россию мог приехать и объявить себя проповедником "любой

пастух откуда-нибудь из Саудовской Аравии", приют в стране находили организации, запрещенные даже в арабских странах, не говоря уж о странах Европы. Многие из "самопровозглашенных" духовных управлений "новой волны", сказал Талгат Таджуддин, образовались и поднялись благодаря финансовым вливаниям из Саудовской Аравии, где ваххабизм является официально признанной религией. Приверженцев ваххабизма в РФ сейчас около 100 тысяч, то есть меньше одного процента от общего числа мусульман, но их число продолжает расти. Хуже всего, по мнению верховного муфтия, дела обстоят в Пензенской, Ульяновской, Оренбургской, Свердловской областях и Татарии. Новоявленные общины разного толка теперь претендуют не только на души прихожан, но и на имущество ЦДУМ России. В Перми, например, соборную мечеть делят между собой через суд региональное духовное управление мусульман Пермской области, входящее в ЦДУМ России, и новое объединение мусульман. По словам муфтия Ямало-Ненецкого автономного округа Фарита Салмана, ваххабиты "незаконно захватили" Красноуфимскую мечеть в Свердловской области, Альметьевскую и Бутурусланскую мечети в Татарии и "процесс этот нарастает как снежный ком". Участники пленума даже направили обращения Владимиру Путину и президенту Татарии Минтимеру Шаймиеву в связи с "захватом" в Альметьевске принадлежавшего ЦДУМ здания культурно-просветительского мусульманского религиозного центра и "незаконной организацией в нем учебного центра на чуждой для мусульман России основе".

"Чуждую для мусульман России основу" участники пленума обнаружили и в других региональных общинах. В Урало-Поволжье, по мнению представителей ЦДУМ России,

в ряде исламских учебных заведений подготовка духовенства ведется "на основе идей ваххабизма". В резолюции пленума отмечена "деструктивная деятельность" Казанского российского исламского университета, казанского медресе "Мухаммадия" и медресе в Бугуруслане, которые наносят "серьезный ущерб традиционному единству мусульманской уммы страны".

По мнению ЦДУМ, в России достаточно иметь один исламский университет (в Москве), унифицировать учебные программы исламских учебных заведений и взять под жесткий контроль издание религиозной литературы. Руководитель администрации ЦДУМ имам-хатыб Мухаммад Таджуддин сказал ,,Ъ", что "крамольные" книги издает в Москве издательский дом "Бадр".

На пленуме ЦДУМ России присутствовали приглашенные главы мусульманских управлений стран Балтии, Украины, Молдавии и ректоры ряда духовных учебных заведений, но не было представителей альтернативных мусульманских структур. Однако по разговорам в кулуарах пленума было понятно, что мусульманские организации борются не только за имущество, но и за статус общепризнанного лидера. Долгие годы таковым безоговорочно признавался глава ЦДУМ России Талгат Таджуддин. С появлением Совета муфтиев России во главе с Равилем Гайнутдином ситуация изменилась. У мусульман России теперь нет одного безоговорочно признаваемого всеми лидера, сравнимого по уровню влиятельности с православным патриархом. На пленуме ЦДУМ было сказано, что "государству пора начать разбираться, какая исламская организация несет в себе положительный заряд, а какая является проводником идей, сеющих рознь в обществе".

Гульчачак Ханнанова. Иван Федоров, Уфа

Вторник 17 декабря 2002 N226
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован