Восемнадцатые Международные Плехановские чтения (4-7 апреля 2005 г.): Тезисы докладов аспирантов, магистров, докторантов и научных сотрудников. - М.: Из-во рос. экон. акад., 2005. с.26
А.А. Гретченко
(Bournemouth University, United Kingdom)
СВОБОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ И ТЕРРИТОРИИ
ПРИОРИТЕТНОГО РАЗВИТИЯ - ПУТЬ К ПРИВЛЕЧЕНИЮ
ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
На современном этапе развития экономики России потребность в привлечении иностранных инвестиций обусловлена рядом причин, в частности зарубежные инвестиции пополняют ограниченные внутренние сбережения и обеспечивают финансирование на микроуровне (предприятие), мезоуровне (область) и макроуровне (национальное хозяйство вообще). Привлечение иностранных инвестиций является необходимым условием выхода России в число ведущих государств мира. Они используются для финансирования дефицита текущего счета платежного баланса, характерного для переходной экономики. Во-первых, это обусловлено необходимостью импорта капитального оснащения для модернизации и реструктуризации экономики, которая будет оказывать содействие будущему экономическому росту и развитию. Во-вторых, иностранные инвестиции обеспечивают обмен производственным опытом, и, в-третьих, облегчают доступ к внешним рынкам.
Как свидетельствует опыт, основной объем инвестиций поступает в регионы с относительно развитой инфраструктурой, где местные власти обеспечивают активную поддержку зарубежным инвесторам в форме консультаций, распространения информации, поиска партнеров, разработки и реализации инвестиционных проектов.
Формирование в России экономики нового качества, расширение прав хозяйственных субъектов и регионов в осуществлении собственной экономической политики (исходя из общего соответствия государственной стратегии развития) дает возможности для стимулирования экономической активности на региональном уровне и требует создания особых территориально-хозяйственных формирований - специальных (свободных) экономических зон (СЭЗ) или территорий приоритетного развития (ТПР).
Основным отличием СЭЗ от ТПР является то, что СЭЗ создается с конкретной четкой целью и на относительно небольшой, искусственно ограниченной территории, а ТПР создается на территориях в административных границах районов, городов или областей.