Образование - та сфера жизни, которая так или иначе касается всех. В последнее время система просвещения очень много потеряла. Совершенствовать отечественное образование, придать ему новые стимулы развития, определить современные методы обучения - вот насущные задачи российского общества. Создать законодательную базу для исправления ситуации - цель проекта федерального закона `Об обеспечении конституционных прав граждан на общее образование`, подготовленного в Государственной думе по инициативе фракции `Яблоко`. Обо всем этом рассказывает в интервью `Веку` Григорий Явлинский.
Григорий Алексеевич, что, на ваш взгляд, сегодня является главной задачей в реформе образования? Его содержание, качество или финансирование хотя бы того, что есть?
- Безусловно, содержание образования является основополагающей проблемой. Но говорить о содержании образования безотносительно к деньгам, которые его обеспечивают, - бесперспективно.
Вот уже 8-10 лет финансирование школ идет по остаточному принципу, без учета расходов на жизненно важные потребности образовательных учреждений, таких, как учебные расходы, хозрасходы, ремонтные и коммунальные платежи. Это привело к фактическому разрушению материальной базы учебных учреждений. Сегодня тонут подлодки и горят телебашни; увы, я очень хочу оказаться плохим пророком, но очень может быть, что через недолгое время могут начать рушиться школы.
Что же, по вашему мнению, нужно изменить?
- Прежде всего предлагается создать государственный образовательный стандарт. Он определит обязательный минимум содержания, сроки получения общего образования и нормы учебной нагрузки, а также требование к уровню подготовки выпускников школы. Здесь один из важнейших вопросов - как обеспечить связь между высшей и средней школой. С одной стороны, надо побудить вузы думать о том, как приблизиться к школе. В свою очередь школе надо думать о том, как по уровню подготовки дотянуться до вуза. Эти две расходящиеся линии ведут в никуда. Так было 10, 20, даже 50 лет назад. А проблема все еще остается. Ослабить ее остроту призвана система единого государственного экзамена, вводимого вместо нынешних выпускных и вступительных.
Я считаю, что именно на уровне средней школы - этого самого первичного звена - сосредоточены самые главные вопросы. Иными словами, средняя школа становится определяющей в пирамиде образования и науки. Признав это, мы все должны проникнуться уверенностью, что можем влиять на состояние школы, на характер образования, на атмосферу в классе и даже на поведение учителя. Государственный стандарт определит границу, ниже которой уровень школьного образования не должен опускаться. Но мы должны стремиться к тому, чтобы он был как можно выше.
Как известно, школы принадлежат муниципальным властям. Они-то и держат учебные заведения на голодном пайке...
- Мы выступаем за муниципальную школу. За то, чтобы ответственность была за муниципалитетом. Государство со своей стороны фиксирует требования к школе и к вышестоящим организациям в стандартах, но обеспечивает финансами гарантии права на образование.
Как же финансировать такую школу?
- Наше экономическое состояние и бюджетное устройство таково, что бюджеты низшего уровня - муниципальные - по определению не имеют достаточно денег. Равно как и 80-90% региональных бюджетов.
Возникает парадокс. С одной стороны, государство гарантирует (ст. 43 Конституции) каждому гражданину определенный объем образовательных прав. С другой - федеральный закон передает общее образование в ведение местной власти.
Сегодняшняя система межбюджетных отношений поистине удивительна. Финансовые потребности школ учитываются при составлении заявки от нижестоящего бюджета (если у него мало денег) вышестоящему - на получение соответствующей дотации. Они обобщаются в регионе и передаются в федеральный Центр. Однако затем, когда эти деньги сверху выделены, нижестоящий распорядитель средств имеет полное законное право забыть о своих заявках и тратить деньги на что угодно. Причина в том, что Конституцией не предусмотрен механизм федерального контроля за бюджетным процессом в регионах.
При такой ситуации баррель нефти может стоить хоть 50 долларов, у федерального бюджета профицит может расти как угодно высоко, а школы будут десятилетиями не ремонтироваться, глобусы и компьютеры не будут закупаться, учителя будут получать 600 рублей, да и то порой с трехмесячной задержкой. И все законно.
А как предусмотреть из федерального Центра, если школа остается муниципальной, такие вещи, как повышение зарплат или деньги на закупку глобусов или на коммуналку?
- В нашем законопроекте предлагается устанавливать федеральный норматив бюджетного финансирования и утверждать его ежегодно законом о бюджете. Этот федеральный норматив соотнесен с необходимыми расходами на финансирование государственного образовательного стандарта. После установления федерального норматива регионы или муниципалитеты могут вводить свои нормативы, но они не могут быть ниже вышестоящего.
Беседовал Александр ШИФРИН
Век, 24.11.2000
http://nvolgatrade.ru/