Эксклюзив
Андрианов Владимир Дмитриевич
01 октября 2019
1223

Группа Исламского банка развития: финансовые корпорации и инвестиционные фонды

В целях более эффективного привлечения и использования финансовых ресурсов банком было создано 11 специализированных дочерних организаций, финансовых корпораций и инвестиционных фондов, которые сформировали группу Исламского банка развития, к которой относятся:

• Исламский банк развития (ИБР) - Islamic Development Bank (IsDB), создан в 1974 г.; 
• Трастовый фонд Вакуф - The WakufCharitable Foundation (WCF), образован в1979 г.
• Исламский исследовательский и учебный институт (ИИУИ) – IslamicResearch and Training Institute (IRTI), создан в 1981 г.;
• Исламская корпорация по страхованию инвестиций и экспортных кредитов (ИКСИЭК) - Islamic Corporation for theInsurance of Investment & Export Credit(ICIEC), создана в 1994 г.;
• Исламская корпорация по развитиючастного сектора (ИКРЧС) – Islamic Corporation for the Development of the Private Sector (ICD), создана в ноябре 1999 г. 
• Инфраструктурный фонд - I Исламского банка развития -Islamic Development Bank Infrastructure Fund – I (IDB Fund I), создан в 2001 г.
• Инвестиционный фонд вакуфногоимущества (ИФВИ) - Awqaf Properties Investment Fund (APIF), основан в 2001 г.
• Исламский Фонд солидарности дляразвития (ИФСР) -Islamic Solidarity Fund for Development (ISFD), создан в 2006 г.
• Международная исламская торгово-финансовая корпорация (МИТФК) – International Islamic Trade Finance Corporation (ITFC), создана в 2008 г.
• Инфраструктурный фонд-II Исламского банка развития- IslamicDevelopment Bank Fund II (IDB Fund II), создан в 2014 г.
• Фонд трансформации науки, технологий и инноваций (Трансформ) -Science, technology and innovation Found(STIF) -  «Transform»,

Следует отметить, стоящие перед мусульманскими странами задачи социально-экономической трансформации решаются, в том числе и путем создания целевых инвестиционных фондов и финансовых корпораций, различающихся своей организационной структурой, функциональной и отраслевой направленностью.

Фонды развития и финансовые корпорации ИБР создавались как при финансовых институтах развития, так и в качестве независимых (государственных или частно-государственных) специализированных учреждений для стимулирования экономического роста и финансирования инвестиционных проектов по модернизации приоритетных отраслей экономики и инфраструктуры мусульманских стран.

Фонды ИБР являются источником кредитных ресурсов, привлекаемых в качестве уставного капитала за счет взносов организаторов, на заемной основе или на специальных условиях. 

Долевое участие ИБР в различных фондах колеблется в широких диапазонах в зависимости от целей создания и возможности привлечения со инвесторов.

Некоторые фонды могут предоставлять финансовые ресурсы под инвестиционные проекты на льготной или безвозмездной основе.

Как правило, ИБР выступает в качествеуправляющей компании создаваемых фондов.

При создании и финансировании специализированных исламских фондов используется механизм государственно-частного партнерства.

Использование фондов для финансирования проектов развития с привлечением частных партнеров позволяет ИБР: 

• увеличить портфель проектов по сравнению с возможностями отдельно взятого института развития;
• диверсифицировать риски; 
• более эффективно собирать информацию о местных рынках и опыте реализации проектов в мусульманских странах.

Поскольку стороны заинтересованы в совместных успешных результатах, финансирующая сторона через соответствующие фонды также оказывает широкий спектр консультационных услуг и поддержку на всех этапах подготовки и реализации инвестиционных проектов.

Трастовый фонд Вакуф

​​​​​​​   

Одной из первых дочерних структур ИБР стал Фонд Вакуф, образованный в 1979 г. Фонд является благотворительным фондом доверительного управления, и был создан с целью помощи мусульманским общинам и организациям в странах, не являющихся акционерами ИБР, а также наименее развитым странам-участникам.  

Позднее в Вакуфный фонд из ИБР были переведены и консолидированы специальные счета помощи мусульманским общинам в разных странах мира. 

В том числе - счет помощи наименее развитым странам – 1195,7 млн. долл., специальный счет помощи – 230,7 млн. долл. и резервный счет – 79,8 млн. долл.

Акцент в деятельности фонда делается на развитие социального сектора, сферы образования, здравоохранения и др. 

На конец 2007 г. активы Фонда Вакуф составили 939,9 млн. долл., к 2011 г. они возросли до 1,3 млрд долл. и в 2019 г. увеличились до 1,6 млрд. долл.

Исламский исследовательский и учебный институт (ИИУИ)

Исламский исследовательский и учебный институт (ИИУИ) был создан в 1981 г. с целью повышения уровня образованности и роста профессиональной квалификации населения мусульманских стран. 

Кроме того, в качестве новой инициативы для наименее развитых стран-членов в середине 80-х годов прошлого столетия Институтом была реализована совместная программа стипендий, финансируемая исламским институтом с целью сокращения масштабов нищеты.

По состоянию на начало 2019 г. финансовую поддержку получили около 17 тыс. студентов и ученых из стран-членов ИБР и 52 мусульманским общинам в странах, не являющихся членами. Общий объем финансирования образовательных программ составил 134 млн. долл. 

Финансирование и реализация образовательных программ и программ профессиональной подготовки кадров позволили многим мусульманским странам снизить уровень безработицы, повысить производительность труда.  

 

Исламская корпорация страхования инвестиций и экспортного кредитования (ИКСИЭК)

 

ИКСИЭК была основана в 1994 г. с целью развития и диверсификации внешнеэкономических связей между странами-участниками ИБР. 

В дальнейшем сфера деятельности корпорации была расширена за счет содействия росту экспорта, привлечения прямых иностранных инвестиций, содействия распространению исламских принципов в международной торговле истраховании. 

В целях исполнения своей миссии корпорация активно сотрудничает со специализированными учреждениями стран-членов, прежде всего с агентствами кредитования экспорта, и предлагает широкий набор инструментов контроля предпринимательских рисков, как относящихся к категории страхования, так и имеющих характер перестрахования. 

Руководство корпорации в своей деятельности придерживается принципа непринятия к страховой защите коммерческих контрактов, условия которых идут вразрез с нормами шариата, как в части товарной номенклатуры, так и в отношении доходов в виде заранее установленных процентов.

 

Инфраструктурный фонд Исламского банка развития 

(ИФ ИБР - I)

 

Инфраструктурный фонд ИБР был основан в 2001 г. для модернизации и развития транспортной, логистической, промышленной и энергетической инфраструктуры в мусульманских странах. 

Фонд был создан совместно с Азиатским банком развития (АБР) для привлечения частных инвесторов в реализацию инфраструктурных проектов, реализуемые по схеме частно-государственного партнерства в 12 странах – участниках обеих организаций, используя финансовые ресурсы ИБР и АБР.

Совокупный капитал совместного фонда составил 750 млн долл. За время работы фонда было профинансировано инфраструктурных проектов на общую сумму в 6 млрд долл. При этом вклад АБР составил 3,5 млрд. долл., вклад ИБР - 2,5 млрд долл. 

\

Инвестиционный фонд вакуфногоимущества (ИФВИ) 

 

Инвестиционный фонд вакуфногонедвижимости был основан в 2001 г. с целью финансирования программ социального, экономического и финансового характера в странах – участниках ИБР, а также для мусульманских сообществ в странах, не являющихся участниками, в соответствии с принципами шариата. 

Для финансирования реализации проектов для фонда была открыта кредитная линия ИБР в размере 100 млн. долл., а также пул технической поддержки в размере 200 тыс. долл. 

В период 2001-2012 гг. фонд профинансировал 47 проектов в 32 странах-членах ИБР, общей стоимостью 1,18 млрд долл. 

 

Исламская корпорация по развитию частного сектора (ИКРЧС)

 

Основными целями создания в 1999 г. нового исламского института развития была необходимость модернизации частных предприятий, создание новых рабочих мест, стимулирование экспорта, поддержка развития местного рынка капиталов.

В настоящее время акционерный капитал корпорации составляет 4 млрд. долл. Основными акционерами ИКРЧС является   Исламский банк развития, 57 исламских государств и 4 государственных исламских института развития.

Корпорация реализует собственные программы поддержки малого и среднего бизнеса в странах-членах посредством непрямого финансирования через местные банки и специализированные финансовые учреждения.

Корпорация финансирует проекты экологического развития посредством прямого участия в капитале через покупку голосующих акций, осуществляет долговое проектное финансирование.

Отбор проектов для финансирования ИКРЧС осуществляется в соответствии с ожидаемой социально-экономической эффективностью реализации проекта. 

Как правило, принимается во внимание планируемое увеличение количество создаваемых рабочих мест, рост экспорта товаров и услуг, развитие экспортной инфраструктуры и др. 

Для реализации проектов в частном секторе ИКРЧС способствует привлечению финансовых ресурсов с мирового рынка капитала используя широкий инструментарий внешнего финансирования.

Корпорация представляет широкой спектр консалтинговых услуг, в том числе разрабатывает проекты финансовых реформ для заинтересованных государственных органов, консультирует по вопросам проведения приватизации, секьюритизации активов, рефинансирования просроченной задолженности и др.

Для частных инвесторов корпорация предлагает консультационную поддержку в области бизнес-планирования и создания схем исламского финансирования и развития инфраструктуры исламских финансовых рынков. 

 

Исламский Фонд солидарности для развития (ИФСР) 

 

Фонд был основан в 2006 г. с целью борьбы с бедностью неграмотностью, болезнями и эпидемиями в странах-участниках, особенно в мусульманских странах Африки. Первоначально планировалось привлечь для финансирования проектов в указанных сферах из различных источников 2,6 млрд долл. 

Первые проекты начали финансироваться и реализовываться в январе 2008 г. Фондом были инициированы и реализованы две масштабные программы - Профессиональная программа ликвидации безграмотности с целью снижения уровня бедности и Программа поддержки микрофинансирования в Африке. 

К концу 2011 г. вклады в Фонд стран-участниц достигли 1,633 млн долл., при этом 400 млн долл. были предоставлены ИБР и 1,233 млн долл., пришлись на страны-участницы. 

Руководство ИФСР планирует до 2020 г. привлечь для финансирования и реализации проектов в указанных сферах от банка и стран-членов капитал в размере до 10 млрд долл.  

 

Международная исламская торгово-финансовая корпорация (МИТФК)

 

Создание корпорации в 2008 г. было обусловлено необходимостью стимулировать развитие внешней торговли и внешнеэкономических связей мусульманских стран.

В финансировании инвестиционной деятельности корпорации принимают участие правительства стран-членов, торгово-промышленные палаты, ассоциации бизнесменов, экспортно-импортные банки, клубы экспортеров и другие юридические лица.

В рамках реализации программы «Помощь в интересах торговли для арабских государств» был реализован ряд проектов по совершенствованию функционирования таможенных служб, в том числе внедрение электронных систем для таможенного оформления грузов, повышение эффективности управления границами и др.

Кроме того, были реализованы пилотные проекты по совершенствованию процесса совместного управления таможенными пунктами между Суданом и Египтом, а также между Иорданией и Саудовской Аравией.

Корпорация совместно с профильными международными организациями оказывает финансовую поддержку в проведении научных исследований в сфере использования и влияния нетарифных мер ограничения торговли на экономику и внешнеэкономические связи отдельных мусульманских стран.

 

Инфраструктурный фонд-II Исламского банка развития (ИБР Фонд II)

 

Один из последних финансовых институтов, созданных в рамках группы ИБР является Инфраструктурный Фонд-II. 

Фонд был основан в 2014 г. и приурочен к 40-летию со дня учреждения Исламского банка развития. Инфраструктурный фонд-II является одним из крупнейших фондом прямых инвестиций, совокупный капитал которого составил 2 млрд долл.

Среди основных учредителей фонда - Государственное пенсионное агентство и Государственный инвестиционный фонд Королевства Саудовская Аравия, Министерство финансов Королевства Бахрейн, Министерство финансов Султаната Бруней-Даруссалам и др.

В соответствии с лучшей мировой практикой деятельности банков развития Фонд значимую часть инвестиций направляет на развитие инфраструктуры. 

Инвестиционной стратегией нового Фонда предусмотрена приоритетная реализация проектов в ведущих инфраструктурных отраслях - энергетике, связи и телекоммуникациях, транспорте и логистике. 

Кроме того, среди приоритетов обозначены нефтегазовая, нефтеперерабатывающая, нефтехимической промышленности, производство стали и алюминия, банковская сфера и финансовые услуги. Планируется также финансировать проекты в связанные проекты в социальной сфере - здравоохранении, образовании и др.

В инвестиционном портфеле Инфраструктурного Фонда-II на  проекты по производству, генерации, транспортировки и передачи электроэнергии, повышение надежности и доступности ее источников приходится 47% общих инвестиций, на развитие и модернизацию транспортной инфраструктуры – 30 %. 

Фонд осуществляет не только финансовую, но и техническую поддержку странам-членам, таким как Мавритания, Мальдивы, Таджикистан, Узбекистан, Турция, Джибути. 

Новый Инфраструктурный фонд-II представляет собой уникальную инвестиционную платформу, сочетающую в себе финансовую мощь и авторитет Группы ИБР с опытом членов международной управленческой команды, способных реализовывать крупные проекты с высокой доходностью и эффективностью. 

Для управления активами многоцелевого фонда инвесторами-учредителями была основана управляющая компания «ASMA Capital Partners B.S.C», штаб-квартира которой находится в Королевстве Бахрейн.

 Компания привлекает капитал крупных пенсионных фондов, глобальных институциональных инвесторов, желающим вложить свой капитал в инфраструктурные проекты в мусульманских странах в целях диверсификации инвестиционного портфеля и обеспечения устойчивой доходности.

Следует отметить, что в настоящее время страны-члены ИБР сталкиваются с ежегодным дефицитом финансирования проектов в области инфраструктуры, который оценивается размере 200 млрд долл. 

В этой связи для расширения кредитного портфеля ИБР диверсификации источников финансирования инфраструктурных проектов в 2019 г. руководство ИБР подписало меморандум о взаимопонимании в целях стратегического сотрудничества и со финансирования проектов в инфраструктурных отраслях с Азиатским банком инфраструктурных инвестиций (АБИИ)

Документ получил название «Мобилизация финансирования для инновационного сотрудничества в сфере инфраструктуры». 

Стратегические и приоритетные сферы сотрудничества, обозначенные в документе, включают развитие чистой, возобновляемой и устойчивой энергетики, модернизация транспорта и телекоммуникаций, сельской инфраструктуры, в том числе водоснабжения и канализации, защиту окружающей среды, развитие городов и сферу логистики.

Предполагается, что Инфраструктурный фонд-II сможет мобилизовать в общей сложности до 24 млрд долл. инвестиций на финансирование масштабных проектов развития в странах-членах ИБР и странах имеющие значительные мусульманские общины.

 

Фонд трансформации науки, технологий и инноваций («Трансформ»)

 

Одним из последних Исламский банк развития в 2017 г. учредил специализированный фонд Трансформации науки, технологий и инноваций - «Трансформ». 

Целью создания фонда является обеспечение доступа к финансированию ученых, исследователей, предприятий малого бизнеса (МСП) для реализации инновационных проектов, стартапов, коммерциализации новаторских идей и развития человеческого капитала.

Как правило, коммерциализация инноваций и создание новых технологий осуществляется на основе партнерских связей между исследователями, учеными и предпринимателями. 

В результате такой кооперации новаторские идеи воплощаются в реальные решения в области инновационного развития и позволяют молодым ученым и исследователям реализовать и коммерциализировать свой творческий потенциал.

Что бы объединить усилия ученых, исследователей и предпринимателей фонд «Трансформ»  запустил в 2018 г. проект по созданию онлайн – платформы – «Engage»(анг. привлечь), которая призвана дать возможность найти партнеров и получить финансирование для реализации инновационных проектов и их последующей коммерциализации.  

Платформа «Engage» станет эффективной онлайн-средой для взаимодействия с большой сетью всех заинтересованных сторон.  Через платформу «Engage» планируется создать глобальную инновационную экосистему для развивающихся стран и прежде всего для стран-членов ИБР и стран с крупными мусульманскими общинами. 

В 2018 г. фондом было организовано «родсшоу» по странах- членам ИБР с целью ознакомления о потенциальных возможностях финансирования стартапов и инновационных проектов.

Капитал фонда «Трансформ» при основании составлял 500 млн. долл. В дальнейшем планируется привлекать дополнительные источники финансирования, в том числе на рынке капитала и венчурных фондов.

 

 

Деятельность Группы Исламского банка развития в России

 

 

В настоящее время в России самый большой опыт в рамках взаимодействия с исламскими финансовыми институтами развития накоплен в Татарстане, где фактически заложен фундамент отечественной исламской финансовой системы. 

В 2009 г. в Казани состоялся первый Международный экономический саммит России и стран Организации исламского сотрудничества (ОИС). Саммит получил название – «KazanSummit» и стал ежегодным.

Целью саммита было определение основных направлений сотрудничества в экономической и финансовой сфере России и странами-членами ОИС и определение механизмов взаимодействия.

Практическим результатов саммита было решение о создании в России Фонда развития исламского бизнеса и финансов (ФРИБФ) -Islamic business and Financedevelopment Fund (IBFDF). 

 

Фонд развития исламского бизнеса и финансов 

 

Фонд был образован 2 февраля 2010 г. Целью создания Фонда провозглашалось – «развитие, укрепление и совершенствование исламского бизнеса и финансов на территории Российской Федерации и стран СНГ».

Президентом фонда является Якупов Линар Габдельнурович Советник премьер-министра Республики Татарстан по вопросам взаимодействия с исламскими финансовыми институтами, президент Ассоциации региональных инвестиционных агентств

Перед Фондом поставлены задачи внедрения в практику разработанных механизмов функционирования исламских финансовых институтов, создание системы взаимоотношений мусульманского бизнеса и бизнес-сообществ России, стран СНГ и других государств.

Решения социальных и экономический задач российского общества методом внедрения исламских этических принципов ведения бизнеса. 

В деятельности фонда можно выделить три основных направления: 

• развитие и применение исламских финансовых инструментов в России с странах СНГ;
• развитие этичного бизнеса, в частности халяль индустрии;
• международное образование в области экономики, финансов и банкинга. 

В 2017 г. Фонд развития Исламского бизнеса и финансов получил престижную награду «The bizz 2017»., которую присуждает Всемирная конфедерация бизнеса. 

Фонд признан лидером в области управления бизнесом, качества предоставления финансовых услуг, внедрения инноваций и системы корпоративная и социальная ответственность.

В настоящее время Фонд считается основным центром компетенции для развития исламского бизнеса и финансов в России. 

В перспективы Фонд планирует оказать содействие в создании в Казани свободной экономической зоны, на территории которой начнут функционировать исламские финансовые организации.

По мнению экспертов по-прежнему основным препятствием для развития исламских финансов в России являются не совершенство существующей нормативно-правовой базы, которая не адоптирована к специфики международного исламского банкинга.  

 

Андрианов Владимир

Профессор МГУ, д.э.н., академик РАЕН,

бывший помощник Председателя Правительства РФ

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован