На вопросы агентства "Интерфакс-Поволжье" отвечает губернатор Пензенской области Василий Бочкарев.
Василий Кузьмич, в ноябре Законодательное собрание Пензенской области приняло Градостроительный устав региона, причем Вы выступили инициатором разработки такого документа. Чего Вы ждете от реализации его положений?
Ответить на этот вопрос в двух словах не удастся. Давайте разберемся в ситуации поподробнее.
Мы находимся в парадоксальной ситуации, когда три четверти населения нашей страны хотят, но в течение уже многих лет не могут улучшить свои жилищные условия. Одним из эффективных инструментов решения этой задачи является приоритетный национальный проект увеличения объемов жилищного строительства, который призван сделать комфортное жилье доступным для россиян.
Реализация проекта (в том числе и в Пензенской области) приносит свои плоды, но вместе с тем ясно, что с учетом масштабов прилагаемых усилий результаты должны быть боле весомыми.
Чтобы это случилось, необходимо задействовать ряд механизмов по устранению административных барьеров и прежде всего устранить громоздкость массива исходно-разрешительной документации, усложненность и неоправданную длительность процедур ее получения и согласования.
Действующий порядок, а если говорить откровенно, узаконенная волокита получения земельных участков и разрешения на строительство, напрочь отбивает всякую охоту строить жилье.
Как мне известно, в большинстве регионов на оформление участков и документации на строительство застройщики тратят от полутора до трех лет.
Сначала застройщик бегает неделями и месяцами, чтобы получить земельный участок, потом - чтобы его зарегистрировать, потом - чтобы оформить в аренду или собственность. И только после этого наступает стадия разработки проекта на строительство. А затем начинается новый круг хождения по мукам - многочисленные согласования, число которых доходит до восьмидесяти, экспертиза проекта, получение разрешения на строительство. И на всех этапах, во всех кабинетах на застройщика смотрят "выжидающие" глаза. В результате растут и сроки строительства, и его стоимость, которую оплачивает, а зачастую уже не в состоянии оплатить покупатель, тот самый среднестатистический россиянин, который больше всех нуждается в жилье.
Основными причинами такого нетерпимого положения являются, на мой взгляд, несоблюдение должностными лицами сроков подготовки либо согласования документов, установленных нормативными правовыми актами, а также самоустраненность надзорных органов от контроля за соблюдением муниципалитетами предписанных сроков оформления и согласования документов по строительству жилья.
Еще одной причиной чрезмерной длительности решения вопросов предоставления земельных участков под жилье является отсутствие в регионах и муниципалитетах документов территориального планирования и градостроительного зонирования.
Изучал вопрос и знаю, что в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации нет утвержденных схем территориального планирования, новых, отвечающих современным условиям генеральных планов городов и других поселений, разработанных и утвержденных проектов планировки, четких правил землепользования и застройки.
В результате затягиваются сроки подготовки градостроительных планов земельных участков, поскольку эти планы должны включать информацию, содержащуюся в генеральных планах поселений, проектах планировки и межевания территорий.
Отсутствие общей градостроительной документации, ориентированной на перспективу, не дает возможности иметь широкий набор участков для проведения аукционов по их продаже инвесторам под жилищное строительство.
Чтобы выйти из этой, по сути, тупиковой ситуации в некоторых регионах пошли по пути пролонгации ранее разработанных генеральных планов. В Пензенской области - по пути разработки региональной схемы территориального планирования. Первый этап ее завершен. Разработан и только что принят Градостроительный устав области.
Получается, что регион показал хороший пример?
Пример, может быть, и хороший, но где же общефедеральная градостроительная политика? Ведь вопрос территориального планирования - не только региональный, но и федеральный. Потому что каждый регион находится не в автономном плавании, а в едином экономическом пространстве страны. Так почему же разработка схем территориального планирования должна быть заботой только самих регионов?
Это риторический вопрос или у Вас есть конкретные предложения по его решению?
Предложение есть, и я озвучил его недавно на заседании межведомственной рабочей группы по приоритетному национальному проекту "Доступное жилье" при Совете при президенте РФ по приоритетным национальным проектам и демографической политике.
Суть - войти от имени этой группы с ходатайством в правительство России о софинансировании расходов по разработке региональных схем территориального планирования, в том числе и за счет средств федерального бюджета, с установлением на федеральном уровне сжатых сроков разработки таких схем. Тем более, что они являются необходимыми элементами общей схемы территориального планирования Российской Федерации.
Без этого мы еще долго не будем иметь главной градостроительной основы.
Теперь о том, как упростить процедуры согласования исходно-разрешительной документации на жилищное строительство.
Первое - надо пересмотреть и сократить перечень этой документации.
Второе - резко уменьшить число согласующих инстанций. При этом осуществлять процедуру согласования по принципу "одного окна" и определить для этого в каждом крупном городе или муниципальном районе специально уполномоченный орган.
Третье - сократить сроки подготовки и согласования исходно-разрешительной и проектной документации на жилищное строительство, установленные федеральным законодательством. Сегодня эти сроки составляют 96 дней, плюс 60 дней на проведение работ по межеванию земельного участка и постановке его на кадастровый учет и еще 90 дней - на экспертизу проекта. Всего получается восемь с лишним месяцев, что значительно больше, чем до принятия Земельного и Градостроительного кодексов.
Четвертое - наделить органы власти субъектов Российской Федерации правом устанавливать порядок и сроки оформления документов по предоставлению земельных участков и выдаче разрешений на жилищное строительство. Сегодня это право принадлежит муниципалитетам. Например, в Пензе городская дума установила срок основных процедур оформления и согласования документации на строительство жилья в 126 дней. Подробно изучив всю цепочку этих процедур, наши специалисты выявили возможность сокращения их до 39 дней. Но правительство и Законодательное собрание области не имеют права скорректировать сроки, утвержденные муниципалитетом и вынуждены персонально убеждать в необходимости их сокращения депутатов городской думы.
Пятое - вернуть государственный статус органам экспертизы проектов на жилищное строительство. Сегодня на вывеске у них написано "Главное управление государственной экспертизы". А внутри по отношению к застройщику - по сути, частная лавочка, где с каждого за выполнение процедуры, которая называется государственной, берут немалые деньги, и где самый простой домик может проходить экспертизу до трех месяцев.
Шестое - усилить контроль за исполнением должностными лицами установленного порядка и сроков оформления земельных участков и выдачи разрешений на жилищное строительство.
Убежден, что реализация этих мер позволит сделать серьезный шаг по устранению барьеров на путях решения важнейшей государственной задачи - улучшения жилищных условий наших граждан.
22.11.2006
http://www.interfax.ru/r/B/0/0.html?id_issue=11625978