25 марта 2003
1436

Губернатор Смоленской области Виктор Маслов: `Мы искоренили барство в областной администрации`

В интервью с корреспондентом "Ведомостей" Виктор Маслов рассказал о перспективах развития Смоленской области.

Об оффшоре.
- Очень много копий было сломано вокруг зоны льготного налогообложения в Смоленском районе. Ради чего все это было сделано? Кто из крупных российских олигархов, какие из российских финансовых групп знают о том, что действительно существует такая зона? И кого сегодня можно считать потенциальными инвесторами Смоленской области?
- Моя принципиальная позиция в отношении оффшора - его не должно быть, существование такой зоны льготного налогообложения оправдано лишь на определенных этапах развития региональной экономики. В Смоленской области мы сохранили оффшор на этот год, потому что наш бюджет очень скуден, и сразу отказываться от лишнего миллиона рублей глупо. Когда мы выйдем на нормальный механизм работы экономики области, на гарантированные инвестиции, оффшор будет ни к чему.

О соседях.
- В Смоленской области существуют две реальные отрасли, в которые в принципе могут пойти инвестиции: льноводство и перерабатывающая промышленность. Или есть какие-то еще?
- Сейчас мы активно работаем над тем, чтобы привлечь внешних инвесторов в развитие производства строительных материалов. Мы намерены прекратить интервенцию белорусских стройматериалов. По территории Смоленской области белорусы везут в Москву кирпич, пенобетон, оконные рамы. Почему мы все эти стройматериалы не можем делать у себя? Моя последняя поездка в Польшу в основном
была организована для того, чтобы решить именно эту проблему. Производство продуктов питания тоже интересная тема для Смоленщины. Взять хотя бы те же соки. Многие из них делаются из консервантов, а люди хотят получать натуральный продукт. У нас
есть возможность делать сок из тех же яблок и моркови.
- Производство пива в Брянске последние четыре года, как и на "Смолпиве", находилось в упадке. В конце 2002 года вдруг началась интервенция брянского пива в Смоленскую область. В итоге Брянск оккупирует смоленский пивной рынок?
- "Смолпиво" в свое время было серьезно скомпрометировано. Одна бельгийская фирма намеревалась инвестировать в предприятие большие средства, но переговорный процесс не пошел. Я считаю, что сейчас рыночная ниша бутылочного пива прочно занята. В Смоленской области совершенно открыта ниша разливного пива, бочкового, небольших объемов, и у нас есть планы поставить здесь у себя как минимум два пивных завода.

О земле.
- Если бы наш регион одним из первых в России решил вопрос с законом о продаже непахотных земель и, таким образом, увеличил свои материальные активы, это резко бы привлекло западного инвестора. Реально ли решить политическую составляющую вопроса о земле в Смоленской области?
- Мы недавно обсуждали этот вопрос со спикером областной думы Владимиром Анисимовым и главным федеральным инспектором Владимиром Рудаком. Прежде всего решалось, как придать этому процессу более наступательный, интенсивный характер. Естественно, определив в этом свою политическую позицию. Я считал и считаю, что такой закон очень важен, и принять его нужно.
- В какие сроки будет принят соответствующий областной закон о продаже несельскохозяйственной земли в частные руки?
- Я думаю, что к концу года. Уже создана рабочая группа, которая занимается этой темой. Перед группой поставлена задача - привести местное законодательство в то состояние, которое позволит нам решить вопрос о земле.
- Сегодня уже ясно, насколько в процентном соотношении можно увеличить материальные активы Смоленской области?
- Нет. Надо вообще сначала разобраться, будут ли ее покупать? Найдем ли мы таких людей, которые захотят приобрести такую землю?

О лесе.
- Первый вице-губернатор Щелоков недавно провел совещание, на котором ругал и глав муниципальных образований, и соответствующих профильных чиновников за плохое состояние лесоперерабатывающей отрасли. Что вы обо всем этом думаете?
- Лес - это наше национальное богатство, это все, что у нас, наверное, осталось. Совершенно ясно, что те безобразия, которые происходят в лесной отрасли, должны быть пресечены. Сегодняшнее бесхозное состояние леса во многом объясняется несовершенством федерального законодательства, регламентирующего все дела в этой области, его несоответствием реалиям нашей жизни. В принципе, местная региональная власть практически никак не может повлиять на то, что происходит. По закону мы лишены такой возможности. Лес - федеральная собственность, охраняется федеральными структурами, которым зачастую совершенно безразлично, что в лесах происходит. Они выдали свою квоту, выдали лицензию - на этом их деятельность остановилась. А по жизни получается, что квота выдана на вырубку ста кубометров леса, а вывозят тысячу кубов, и никто за этим не смотрит. Местная власть заинтересована в лесе больше федеральной. Если местная власть будет иметь "рычаги", она сможет зарабатывать на лесе, значит, контроль станет более действенным. Мы все-таки здесь живем и можем более жестко реагировать на те безобразия, которые происходят в нашем доме. Основная задача, которая стоит перед нами, это проявлять большую настойчивость в том, чтобы пришло понимание, что федеральный закон необходимо изменить. Эта тема уже поднималась рядом губернаторов. В лесах надо наводить элементарный порядок. Курировать вопросы со смоленским лесом будет вице-губернатор Владимир Северинов. Мы договорились, что здесь областная администрация проявит максимум настойчивости и политическую волю. Будем давить, пускай на нас жалуются, подают в суды. По крайней мере, мы что-то будем делать, пусть даже нарушая закон.

О туризме.
- Ваши предшественники на посту губернатора говорили, что развивать туризм в Смоленской области - дело очень перспективное, но заработать денег на этом никто не сумел.
- Туризм - это мечта. Расширение объема туристического бизнеса - мечта всех регионов, всех губернаторов. Это легкие деньги. Все сейчас думают над тем, как организовать у себя туристический бизнес. Но здесь не все зависит от власти, слишком много факторов, влияющих побочно.
- Может, нужно привлечь хотя бы двух-трех московских туроператоров. Несколько лет назад Смоленском заинтересовались те фирмы, которые занимались внутренним туризмом.
- Мы сейчас ведем переговоры по гостинице "Смоленск". Именно с туроператором, потому что гостиницу "Смоленск" нужно просто реставрировать. Делать ей "четыре звезды" нет смысла, если не будет туроператора, который сразу повезет клиентов. Мы ведем переговоры с одной компанией, которая получит контрольный пакет акций гостиничного комплекса.

О чиновниках.
- На встрече с налоговыми инспекторами выяснилась следующая ситуация: весь смоленский малый бизнес, а это свыше 30 тысяч предприятий, и в том числе частные предприниматели, платит порядка 9-10 процентов в год от общих налоговых поступлений. В развитых странах ситуация иная, малый бизнес платит от 40 до 50 процентов налогов. С учетом того, что налоговые реформы проводит Правительство РФ, а не областная администрация, вы можете каким-то образом помочь малому бизнесу?
- Мы можем помочь, только поломав те бесчисленные барьеры, которые мешают восстановлению малого бизнеса. Нужно заставить чиновников не тормозить, а способствовать регистрации предприятия. Заставить чиновников действовать во благо предприятия при проведении проверок. Заставить не вставлять палки в колеса, не шантажировать, не закрывать под надуманными предлогами. Хотя сразу скажу, это дело очень непростое.
- Раз уж вы сами заговорили об этом, то приведите пример. Удалось ли что-то изменить в отношении чиновников к людям?
- Нам кажется, атмосфера в здании областной администрации изменилась. Прежде всего, изменилось отношение к тем людям, которые приходят сюда для решения своих проблем. Может быть, изменения произошли еще не в той степени, которой нам всем хотелось. Самая главная проблема - психология чиновника. Надо изменить его отношение к выполнению тех обязанностей, которые он как государственный чиновник должен выполнять. Это труднейшая задача, которую не решишь за один день. Не решишь, даже если выгонишь всех сразу. Потому что во власть приходят люди с уже устоявшимся менталитетом, приходят, чтобы как-то решить и свои проблемы. Мы бьемся над этой задачей и пытаемся ее решить. Если решим хотя бы на 50 процентов, это будет большим успехом. Хотя определенные подвижки уже есть, еще раз повторю, что в этом здании изменилась атмосфера, нет прежнего барства.
- В последние пятнадцать лет областная администрация практически не пополнялась новыми кадрами. Где брать молодых и профессиональных чиновников?
- У нас действует филиал Орловской академии государственной службы. Хотели на его базе сделать очень хорошее, толковое учебное заведение, которое будет готовить чиновников. Это один из источников пополнения молодых квалифицированных кадров. Кто уже трудится в областной администрации, и кто себя показал, как перспективный работник, получит возможность поехать на пару месяцев в Москву для повышения квалификации. У нас есть договоренность с экономическим факультетом МГУ и с другими структурами. В первую очередь мы займемся Департаментом экономического развития. В ближайшее время возьмем туда несколько молодых ребят, постараемся произвести кадровую революцию.

О дорогах.
- При реконструкции Старой Смоленской дороги у прежней областной администрации возникли проблемы с Федеральным дорожным фондом. В итоге восстановление шоссе приостановилось. Продолжится ли инвестиция средств в дорожное строительство в нашем регионе?
- В данный момент отношения областной власти с Федеральным дорожным фондом восстановлены. Инвестирование продолжится, и уже есть конкретные шаги в этом направлении.
- Когда достроится Старая Смоленская дорога, появится альтернатива шоссе Москва - Беларусь. И смоленский участок трассы можно будет сделать платным. Произойдет ли это в ближайшие четыре года?
- Платным можно сделать не только смоленский участок, вероятнее всего это будет московский участок. Думаю, что в течение четырех лет это произойдет. В дорожное строительство с большим удовольствием вкладывают деньги и частные иностранные инвесторы. Эта практика существует во всем мире. И почему мы зациклились только на федеральном дорожном агентстве? Почему мы забыли, что в этой дороге есть интересы у всей Европы? Ведь очевидно, что морские перевозки на сегодняшний день достаточно кризисны.
- Кого можно назвать в качестве потенциальных инвесторов в смоленские дороги?
- Прежде всего, это европейские инвесторы.

Об энергетике.
- С принятием новых энерготарифов возникает конфликт между обладминистрацией и "Смоленскэнерго", потому что в соглашении, которое вы подписывали в ноябре с РАО ЕЭС России, прописаны обязательства администрации, которая гарантирует выполнение отраслевого тарифного соглашения по энергетике. Региональная энергетическая комиссия не выполнила требования тарифного соглашения. Означает ли это, что РЭК вас подвела, или это сознательный срыв, невыполнение обязательств соглашения?
- Есть соответствующее постановление правительства, ограничивающее повышение тарифов в 2003 году не более чем на 14 процентов. Никто не имеет права нарушать это постановление. Президент дал негативную оценку тех примеров, которые имеют место на территории России, в регионах, где повысили тарифы на 20-30 процентов, а то и на все пятьдесят. Мы не пошли по этому пути, выполнили то, что нам было рекомендовано сделать, ограничившись 14 процентами, но это не самое главное. Главное, что экономические расчеты, которые проведены РЭК, абсолютно четко говорят о том, что этот процент обоснован и аргументирован. Даже один необоснованный процент сверху - это судебная тяжба. Она приведет к тому, что нам придется выплачивать компенсацию тем же руководителям промышленных предприятий, тем же физическим лицам, которые обратятся в суд. Мы не сможем доказать, что норма просчитана и обоснована экономически. Просчитали, обосновали - получилось 14 процентов.
- Сейчас появилась идея ликвидировать региональные энергетические комиссии. Если РЭКи ликвидируют, каким образом власть будет влиять на тарифную политику в регионе?
- Региональные энергетические комиссии, безусловно, нужны. Просто есть такая тенденция среди отдельных высокопоставленных московских чиновников - забрать у регионов практически все. РЭК нужна, потому что мы наиболее чутко чувствуем, как вести политику в области, остро воспринимаем проблемы региональных энергетиков. Если все пойдет через федеральную энергетическую комиссию, начнется неконтролируемый на местах процесс.


Асадчий А.
Смоленские губернские ведомости
25.03.2003
http://admin.smolensk.ru/gubernator/int13.htm

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован