2004 год богат на праздники для российских железнодорожников: 30 лет, как началось строительство БАМа; открытие международного транспортного коридора `Север-Юг`, построено 56 километров железнодорожного пути до Каспия, где будет крупнейший транспортный узел на юге России; сооружены новый вокзал на станции Большая Волга; объекты в Челябинске, Арзамасе, Дзержинске; пущены девять новых фирменных поездов; юбилей - 200 лет первому российскому министру путей сообщения Павлу Мельникову; 1 августа - День железнодорожника. Когда успевают российские железнодорожники работать, не понятно. Гость программы `Персона грата` - первый вице-президент акционерного общества `Российские железные дороги` Хасян Зябиров.
ОАО `Российские железные дороги` в настоящее время объединяет 17 железных дорог, на которых работают более миллиона 200 тысяч тружеников стальных магистралей. `Российские железные дороги` - самая мощная транспортная компания в мире. Перевозки по железной дороге и пассажиров, и грузов являются основными для России.
Только за одну минуту по железным дорогам России проходят 2500 пассажирских поездов, 8500 пригородных электропоездов, более 6500 грузовых поездов.
И хотя на дорогах применяются самые последние технологические новинки, тем не менее, по мнению гостя, главными в работе РЖД остаются люди, которые являются профессионалами своего дела и патриотами России.
Далее, разговор пошел о БАМе и его проблемах. В настоящее время эта железная дорога загружена всего на 50-60 процентов, однако у БАМа, убежден Х. Зябиров, большое будущее. В зоне дороги находятся несметные природные богатства: более 25 процентов разведанных запасов угля, 75 процентов запасов цинка, другие полезные ископаемые. До них необходимо добираться, строить подъездные пути, развивать всю магистраль. Инвестиции в БАМ - это будущее страны.
Затем в беседе был поднят вопрос о тарифах. Было отмечено, что впервые за последние три года снизилась убыточность пассажирского комплекса. Достигнуто это было, в основном, за счет роста объемов пассажирских перевозок, а также за счет повышения качества обслуживания. В 2004 году были запущены новые маршруты: Калининград - Берлин, Саратов - Берлин, Нижний Новгород - Берлин. Россия также теперь связана международным железнодорожным сообщением с Салониками, Брюсселем. К концу 2004 году планируется пустить поезд сообщением Санкт-Петербург - Калининград - Берлин. Все это позволяет увеличивать доходность железных дорог. Хотя индексация грузовых тарифов по сравнению с 2003 годом составила всего 5,4 процента, а пассажирских - 8,5 процента. Что характерно, обе цифры - ниже инфляции, которая существует в стране.
В планах ОАО `РЖД` - снижение тарифов на перевозки нефти и нефтепродуктов в тех направлениях, где конкуренцию железнодорожникам составляют транспортные смежники - речной и автомобильный транспорт. Хотя железные дороги называют по старинке монополистом, по мнению Х. Зябирова, в настоящее время это не совсем так. На железных дорогах уже работают частные компании, которые имеют по 200-300 тысяч вагонов. А в ходе второго этапа структурных реформ, который будет проходить в РЖД в 2006 году, уже 50 процентов парка грузовых и пассажирских вагонов должны быть в руках частных компаний-операторов. На сегодняшний день в их руках находится пока 26 процентов железнодорожного парка страны. ОАО `РЖД` в итоге будет полностью владеть сетью железных дорог, диспетчерской централизацией и половиной парка подвижного состава.
02.08.2004
Радио России
http://nvolgatrade.ru/