18 марта 2007
3878

Хотим противодействовать? Надо противодействовать!

Термин "коррупция" активно используется в правовых документах Российской Федерации с начала 90-х годов. О коррупции неоднократно говорил в своих посланиях Федеральному Собранию президент, она упомянута в нормах пяти федеральных законов, одиннадцати указах президента. Однако до сих пор не принят "рамочный" федеральный закон, закрепляющий принципы государственной политики по профилактике и борьбе с ней. И, как следствие, в российском законодательстве отсутствует даже само определение "коррупции".
Разумеется, на бытовом уровне каждый из нас легко объяснит смысл этого слова. Достаточно одной прямой ассоциации - взяточничество. Понятно и то, что на этом, самом примитивном и недейственном, уровне коррупцию ни предотвратить, ни победить невозможно. Закон о противодействии коррупции необходим нашему государству, обществу как воздух. Но и он - не панацея. Борзыми щенками, если вспомнить классика, брали на Руси еще в монаршие времена. Воды с тех пор, конечно, много утекло, но советский период лишь закалил и усугубил коррупционную ситуацию. Так что необходимо менять и менталитет людей - ведь порой не спрос рождает предложение, а как раз наоборот. Кроме принятия новых нормативно-правовых актов необходимо искоренить из уже действующих законов "лазейки", которые успешно используют коррупционеры.
Участники "круглого стола" "Государственная политика в сфере противодействия коррупции (региональный аспект)", прошедшего недавно в Новосибирске, затронули проблемы настолько глубокие, с таким мощным "историческим подтекстом", что в тезис о том, что растущая коррупция угрожает национальной безопасности России, поверил бы любой сомневающийся. Если, конечно, у кого-то это может вызвать сомнения.

Итогом "круглого стола" стали выработанные рекомендации: Федеральному Собранию РФ, Правительству РФ, Общественной палате РФ, Верховному Суду РФ, Генеральной прокуратуре РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, Федеральной таможенной службе, Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков, администрации НСО, Новосибирскому облсовету, мэрии Новосибирска, аппарату полномочного представителя Президента РФ в СФО, горсовету Новосибирска, политическим партиям и движениям РФ...

Что касается их содержательной части, то Федеральному Собранию РФ участники "круглого стола" рекомендовали, в первую очередь, подготовить к рассмотрению проект федерального закона "О противодействии коррупции". Администрация НСО получила рекомендацию рассмотреть возможность создания совета по противодействию коррупции из числа представителей Новосибирского облсовета и органов исполнительной власти, органов местного самоуправления НСО, региональных подразделений федеральных органов исполнительной власти, общественных объединений, ученых, СМИ. Областному Совету было рекомендовано, в частности, разработать и принять нормативно-правовые акты, направленные на создание механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти области.

P.S. В связи с актуальностью темы "Ведомости" вернутся к ней в ближайших номерах.

Инициатором проведения "круглого стола" стали депутатская фракция "Единой России" в Государственной Думе, Новосибирское региональное отделение партии, администрация Новосибирской области и мэрия Новосибирска. С приветственным словом к участникам мероприятия выступили губернатор Виктор Толоконский и спикер областного Совета Алексей Беспаликов. С основным докладом "Законодательное обеспечение противодействия коррупции. Проблемы и пути их решения" - заместитель председателя комитета по безопасности Госдумы Валентин Бобырев, с содокладами - мэр Владимир Городецкий, заместитель Генерального прокурора РФ по СФО Иван Семчишин, начальник оперативно-розыскного бюро по экономическим и налоговым преступлениям ГУ МВД РФ по СФО Юрий Губин, заместитель прокурора НСО Андрей Турбин, заместитель председателя комитета по госстроительству, уставному законодательству и регламенту облсовета, председатель временной комиссии по взаимодействию с правоохранительными органами и противодействию коррупции Игорь Гришунин.

Алексей БЕСПАЛИКОВ:

- В политическом и социально-экономическом плане коррупция создает крайне опасные предпосылки потери эффективной управленческой деятельности государства, муниципальных органов власти, подрывает экономическое могущество и авторитет страны, негативно влияет на обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина, разбивает доверие народа к декларируемым демократическим ценностям и институтам.

Позиция президента России способствовала присоединению нашей страны к международным антикоррупционным конвенциям - как по линии ООН, так и по линии Совета Европы.

Большое значение в борьбе с коррупцией имеет законодательная деятельность. В этой связи уместно назвать проекты федеральных законов "О противодействии коррупции", "О доступе граждан к информации", "О доступе к информации о деятельности судов общей юрисдикции", "О лоббизме" и ряд других. Этим целям призван служить и Кодекс поведения государственных служащих РФ.

Валентин БОБЫРЕВ:

- Нам необходимо внести множество изменений в законы. В том числе в Уголовный кодекс, в частности, в статью 318-ю. Ведь сегодня незаконное обогащение у нас не считается криминальным деянием. Более того, необходимо пересмотреть особый порядок привлечения лиц к уголовной ответственности. Сейчас очень большой список лиц, которые имеют "иммунитет". Это депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, работники прокуратуры, судьи разных уровней и т.д.

Необходимо принять целый комплекс законодательных мер. Уже в марте комиссия по противодействию коррупции Госдумы внесет проект рамочного федерального закона "О противодействии коррупции" в Совет Думы, затем его должны рассмотреть в субъектах Федерации. И я думаю, что нынешним созывом депутатов Госдумы этот закон будет принят.

Иван СЕМЧИШИН:

- Оценивая результаты противодействия коррупции в СФО в 2006 году, генеральный прокурор РФ в феврале этого года отметил, что сегодня можно говорить только о некоторой активизации усилий правоохранительных органов. С этим нельзя не согласиться. В 2006 году в СФО зарегистрировано 4843 преступления против интересов государственной службы, что на 20 процентов больше, чем в 2005 году. Возросло и число выявленных актов взяточничества. Однако проведенные прокурорские проверки выявили приписки результатов работы правоохранительных органов. Так, согласно отчетам органов внутренних дел, количество выявленных в Новосибирской области преступлений коррупционной направленности увеличилось на 86,7 процента и составило полторы тысячи. Проверка показала, что каждое третье преступление было приписано.

Результаты работы правоохранительных органов, в том числе органов ФСБ, по выявлению коррупционных преступлений, не соответствуют сложившейся оперативной обстановке и распространенности коррупции. Поэтому традиционно сложившаяся система органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, подвергается критике со стороны теоретиков, полагающих, что без особого специального органа нельзя обеспечить полноценного противодействия этому явлению. Однако, на наш взгляд, концентрация полномочий борьбы с коррупцией в одном органе приведет к монополизации этой деятельности и последующему снижению ее эффективности. Необходимо не перераспределение функций, а обеспечение повседневной координации усилий и правоохранительных, и контролирующих органов по выявлению и пресечению коррупции, а также надлежащее исполнение ими своих функциональных обязанностей.

Игорь ГРИШУНИН:

- Современная коррупция разнопланова. Например, в Новосибирской области наиболее "поражены" ею такие сферы, как экспорт древесины, приватизация, лицензирование и регистрация предпринимательских структур, банковское кредитование, земельные отношения и отношения в сфере агропромышленного комплекса, судебная система, сфера размещения государственных и муниципальных заказов, высшее образование, похоронное дело и ритуальные услуги. И это отнюдь не полный перечень.

Несовершенство российского законодательства позволяет использовать пробелы и коллизии для злоупотреблений. В этой связи не могу не отметить яркий пример так называемого "совершенствования" миграционного законодательства, которое породило массу новых проблем для организаций Новосибирской области, привлекающих иностранную рабочую силу. Появились новые посредники, предлагающие предпринимателям решить проблемы легализации иностранной рабочей силы за определенную мзду. Вместе с тем этими мерами не достигнута цель приоритетного трудоустройства российских граждан, новосибирским оптовым продовольственным рынкам не хватает рабочих рук... После изменения миграционного законодательства изгнано с рынков большинство иностранных работников, а цены на товары в среднем повысились на 30 процентов.

Цифры

В период 2000-2005 годов на территории Российской Федерации количество выявленных подразделениями правоохранительных органов преступлений коррупционной направленности увеличилось на 53%, за 5 месяцев 2006 года подразделениями правоохранительных органов, а это, в первую очередь, МВД России, выявлено почти 18,5 тысячи преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, в том числе более 3,5 тысячи фактов получения взяток. К уголовной ответственности привлечено более 4,3 тысячи лиц, совершивших преступления данной категории.

Из доклада подкомиссии Общественной палаты РФ по проблемам противодействия коррупции.

Опрос

По данным исследования аналитического центра им. Ю. Левады, проведенного в декабре 2006 года, только 6% россиян считают, что коррупции в стране сейчас нет, большинство же опрошенных социологами уверены, что она поразила практически все структуры власти.



Подготовила Евгения АНЦУПОВА


http://bobyrev.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован