После торжественного открытия Российского павильона - под сенью пальм и на фоне моря - на актуальные вопросы кинообозревателя "Известий" ответил Сергей Лазарук. До недавнего времени он был начальником Управления кинематографии в упраздненной ныне Роскультуре. Сейчас на Каннском фестивале Лазарук представляет российское Министерство культуры.
вопрос: Наш павильон в Канне - это разовое мероприятие, связанное исключительно с громкими юбилейными датами? Или через год он появится снова?
ответ: Если бы павильон стал разовым мероприятием, это означало бы, что и государственные средства, и деньги спонсоров потрачены неразумно. Мы с организаторами Каннского кинофестиваля подписали договор о том, что отныне Российский павильон станет постоянной величиной. Зато оба юбилея стали весомым аргументом в выборе места - это правда. Мы обосновались точно напротив главного входа на каннский кинорынок. Нашим продюсерам и дистрибьюторам не надо долго искать место для переговоров, ну и флаг России в центре внимания, что тоже важно для имиджа страны. Но никаких юбилейных скидок мы не получали. У Канна есть своя смета, и мы заплатили 100 тысяч евро. В эту сумму входят аренда 50 квадратных метров, мебель, аппаратура, мини-бар и так далее. Половину суммы нам удалось взять у спонсоров, за что им отдельное спасибо. Павильон не может заниматься коммерческой деятельностью, для этого есть кинорынок. Наша цель - показать готовность России к совместной творческой деятельности, представить возможности наших киностудий.
в: Едва ли не самый болезненный вопрос - прокат российских фильмов за рубежом...
о: Да, здесь есть большие проблемы, но мы не можем все вопросы решить наскоком, за один год. Ведь наша киноотрасль сформировалась лишь в последние 5-7 лет. Вспомните период "кооперативного многокартинья" в начале 90-х, автосалоны в кинотеатрах, дефолт. Сейчас мало кто помнит, но осенью 1998-го на всю страну был единственный кинотеатр нового поколения. Так что о полноценном кинобизнесе мы стали говорить лишь сейчас. А проблему проката российских фильмов за пределами страны мы обязательно будем решать. Для этого, в частности, надо внести изменения в таможенное законодательство, что очень непросто. Работа не одного дня.
в: Объединение "Мосфильма", "Ленфильма" и Киностудии им. Горького, о котором столько говорят в последнее время, - это слух или реальность? И начнется ли когда-нибудь процесс приватизации киностудий?
о: Объединение трех студий - всего лишь интриги заинтересованных бизнес-лиц, а вовсе не государственная стратегия. Мы считаем, что эта затея не имеет никаких перспектив. Что касается второго вопроса, то, как вы знаете, "Мосфильм" исключен из списка предприятий, подлежащих приватизации. Относительно прочих, то вариант, предложенный Росимуществом, мы считаем не до конца просчитанным, а последствия могут быть печальными. Ранее по условиям приватизации за государством оставалась киноколлекция и 25 процентов акций плюс одна, что позволяло блокировать не выгодные для киноотрасли решения. Но по последним документам после завершения акционирования студии переходили в стопроцентное ведение Росимущества, у которого другие цели -пополнять казну. И никакого последующего контроля. Например, инвестор решит, что ему выгоднее снести павильоны и построить на этом месте доходный дом... Так возник конфликт интересов чиновников и кинематографистов. В этой проблеме нам очень помогла пресса, в частности "Известия". Журналисты всколыхнули общественность, что позволило приостановить продажи. Правительство решило еще раз все хорошо просчитать. Расставаться - даже за большие деньги - с нашим кинематографическим наследием, а тем более в юбилейный год - негоже.
Вита Рамм
19.05.2008
www.izvestia.ru