16 августа 2007
2784

Идеология `Единой России`: суверенная демократия и социальный консерватизм

ЧАСТЬ 2. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСЕРВАТИЗМ
Понятие "социального консерватизма" несколько непривычно, на первый взгляд. Традиционное деление идеологий другое. Студенты исторических и политологических специальностей вузов хорошо знают, что традиционно выделяют социал-демократическую идеологию и либерально-консервативную. Основой деления является ответ на вопрос о соотношении социальной справедливости и экономической эффективности в деятельности государства.
Всплеск либерального консерватизма в России произошел сразу после убийства императора Александра II в 60-х годах XIX века. Именно тогда произошел синтез основных идей традиционного либерализма (свобода и права личности, реформаторство) и консерватизма (порядок, сильная государственная власть, религиозно-нравственные традиции, преемственность). Автором и разработчиком концепции консервативного либерализма является Б.Н. Чичерин (1828-1904), профессор философии права, историк, который и ввел в оборот этот термин. Он разделял русский либерализм на "уличный" или "либерализм толпы", для которого характерно отсутствие терпимости и уважения к чужому мнению, "оппозиционный" либерализм, обличающий власть как в действительных, так и в мнимых ошибках, "критикующий ради критики" и собственно консервативный, "охранительный" либерализм, ориентированный на осуществление реформ с опорой на сильную власть с учетом интересов всех социальных слоев, на основе их взаимных уступок и компромиссов, сочетание свободы и закона.
Социал-демократия исторически оформилась во второй половине XIX века и объединилась в международную организацию - II Интернационал. В России социал-демократические кружки возникли в 80-е годы XIX века под влиянием марксизма, однако широкого распространения эта идеология у нас так и не получила. Западные социал-демократы сыграли немалую роль в том, что страны Западной Европы превратились в процветающие государства с социально ориентированной рыночной экономикой, с высокой социальной стабильностью. Современная социал-демократия предполагает, что деньги зарабатывает рынок, а собранные налоги делятся государством с учетом интересов тех групп населения, которые не могут позаботиться о себе сами. При этом подчеркивается, что чем эффективнее работает рыночная экономика, чем больше возможностей для реализации частной инициативы, тем больше средств для осуществления социальных программ у государства.
В современной России основной идеологический конфликт происходит не вокруг вопроса о соотношении социальной справедливости и экономической эффективности в деятельности государства. Спор происходит вокруг вопроса о месте России в современном мире. Отсюда и родилась концепция социального консерватизма, исповедуемая сегодня "Единой Россией". Один из авторов этой концепции - председатель комитета Госдумы России по труду и социальной политике, заместитель секретаря Президиума Генсовета партии "Единая Россия" Андрей Исаев считает, что по отношению к вопросу о роли и месте России в современном мире можно выделить три борющиеся между собой идейно-политические силы. Первая - это т.н. "изоляционисты". К ним относятся, например, представители КПРФ, "Родины", "Патриотов России". "Они считают, - пишет Исаев, - что Запад несет России исключительно зло (экономически порабощает, морально разлагает) и поскольку Россия слаба и не в состоянии сегодня противостоять этому злу в условиях свободной конкуренции, то необходимо в той или иной форме возродить "железный занавес". Обеспечить его можно только возродив элементы государственного социализма. Эти силы против модернизации страны, их идеал - светлое прошлое".
Вторая сила - это т.н. "западники". К ним можно отнести представителей СПС, "Яблока". Они хотели бы скорейшей интеграции России в западную цивилизацию. "Эти силы, - говорит Андрей Исаев, - выражают интересы той части российских элит, которая хочет побыстрее прописаться в западной элите, проблемы основной массы народа их не волнуют". Их метод модернизации - "шоковая терапия", которую наша страна едва пережила в самом начале 90-х.
Третья идеологическая сила - это сторонники суверенной демократии. Они понимают необходимость дальнейшей интеграции страны в мировое сообщество, но выступают за то, чтобы эта интеграция произошла на достойных и выгодных для России условиях, чтобы реформы не несли катастрофических последствий для людей. Эту позицию олицетворяет сегодня Президент России Владимир Путин, и именно эта позиция легла в основу идеологии партии "Единая Россия" наряду с концепцией суверенной демократии. Андрей Исаев пишет: "социальный консерватизм - это не стремление к застою и консервированию сложившейся системы. Наша идеология - это идеология модернизации страны, ее адаптации к современным реалиям, но не любой ценой, а в интересах большинства наших граждан, на определенных принципах, учитывающих особенности и традиции страны". Выразить суть социального консерватизма лучше вряд ли возможно.
Именно принципы сильного, независимого, социально ориентированного государства лежат в основе программы партии "Единая Россия" и того, что сегодня принято называть "планом Путина". Владимир Путин и "Единая Россия" выступают за:
- сильное государство как гарант личной и общественной свободы;
- отсутствие вмешательства государства в частную жизнь граждан, отсутствие монопольного доминирования государства в рыночной экономике;
- обеспечение равных для всех стартовых возможностей, подавление монополизма, поощрение честной конкуренции и состязательности;
- частичное перераспределение общественного богатства в пользу уязвимых и нуждающихся в поддержке слоев населения;
- продуманные и выверенные реформы, но не революции.
Немаловажным является то, что идеология, программа "Единой России" и "план Путина" выстроены на непротиворечивости экономических и социальных задач. Нельзя решать экономические задачи за счет обескровливания социальной сферы, равно как и идти по пути раздачи неподкрепленных ничем льгот, обещаний и дотаций. Связь экономического и социального в программных документах "ЕР", а также масштабность задач и нацеленность на результат, выгодный всей стране, а не представителям отдельных слоев - вот важное отличие наших предложений от того, что сегодня предлагают российскому обществу другие политические силы. Поэтому идеология суверенной демократии и социального консерватизма, которую сегодня предлагает партия "Единая Россия", - надклассовая, ее основные ценности - интересы России в целом, интересы большинства. Конечно, внутри страны и сегодня еще много противоречий, но они менее существенны, чем вопрос о будущем России.
Андрей Исаев верно подметил: "Если страна распадется, превратится в сырьевой придаток, то от этого пострадают все классы, народы и религиозные общины, в ней живущие. В разоренной, бедной, раздираемой противоречиями стране плохо быть и рабочим, и бизнесменом, и солдатом, и чиновником, нет перспективы ни у молодых, ни у зрелых". Поэтому "ЕР" вслед за президентом Владимиром Путиным выступает за то, чтобы Россия вернула себе статус полноценной сверхдержавы, принимающей решающее участие в выработке общемировой политики и несущей особую ответственность за стабильность в мире.


Игорь НОСКОВ, Максим МАТЫГИН

Газета "Волжская Коммуна"
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован