Эксклюзив
Подберезкин Алексей Иванович
21 декабря 2022
478

Идеология как система взглядов для современной стратегии России

По мере развития военно-силовой эскалации политики Запада в отношении России общее правило – идеология, как система взглядов на стратегию –актуализировалось. Действительно, если в относительно мирный период для России её «идеология» была политика макроэкономической стабильности, то в условиях гибридной войны такая идеология, как минимум, становится бесполезной (хотя и в прежние времена такая полезность была сомнительной), а в реальности бессмысленно-вредной[1]. В самом деле, если у вас замораживают активы и лишают каналов финансовых взаимосвязей, то логика финансово-экономического подхода становится бессмысленной и вредной. Так и произошло в феврале-марте в России, где пришлось отказаться от рыночных механизмов управления потому, что большинство из них просто оказались заблокированными Западом.

Именно в феврале-марте власти пришлось так или иначе обратиться к политико-идеологическим инструментам управления, подтвердив правило, что во многом, если ни в главном, эффективность национальной стратегии зависит от её «Руководящей идеи», которую правящая элита России долгое время сознательно не формулировала при Б.Ельцине (насаждая по сути западническую идею) и при правлении В.Путина – Д. Медведева вплоть до перехода конфликта с Западом в военно-силовую фазу.

Именно поэтому, прежде всего, все усилия в области стратегического планирования сводились к подготовке формально-нормативных документов, которые так и не становились реальной национальной стратегией. «деидеологизация идеологии», провозглашенная в конце 80-х гг. А.Н. Яковлевым, по сути продолжалась до того времени, когда Россия столкнулась – непосредственно и остро – с идеологическим противоборством на Западе и на Украине.

Уже не раз говорилось, что в основе стратегического планирования должна лежать система идеологических взглядов, т.е. идеология[2], отсутствие которой не дает возможность сформулировать главную цель – «Руководящую идею», – наиболее приоритетные задачи, средства и методы, а также  и этапы её достижения[3].  От И. Флавия до наших дней эта простая истина игнорируется теми, кто хочет «деидеологизировать» Россию[4].

Это стало особенно заметно в начале 2022 года, когда «коллективный Запад» фактически сформулировал целью своей политики уничтожение России и «русского мира», точнее – идеологию «русского мира», в которой увидели главное препятствие для формирования нового мирового порядка. По этому поводу высказывались на Западе многие, в частности, в мае 2022 года польский премьер-министр Матеуш Моравецкий, который в статье для The Telegraph откровенно написал: «Россия использует идеологию «русского мира» для обоснования своих выдуманных прав и привилегий…. Эта идеология легла в основу представления об «особой исторической роли» русского народа». Моравецкий полагает, что идеология «русского мира» стала эквивалентом коммунизма в XX веке и «раковой опухолью», что представляет угрозу для россиян и всех европейских стран. «Недостаточно поддерживать Украину в ее военной борьбе с Россией. Мы должны полностью искоренить эту чудовищную новую идеологию»[5], — призвал Моравецкий.

Стратегическое планирование в России находится всё еще на низком уровне в том числе (и прежде всего) потому, что последние десятилетия были периодом, когда пришлось пройти путь от полного отрицания до попыток каким-то образом создать эту политико-идеологическую систему. Война на Украине 2022 года показала, что враждебная русофобская нацистская идеология стала сильнейшим мотивом не только для откровенно нацистских формирований, но и большинства лиц в Вооруженных силах Украины. «Идеологический мотив» – русофобия – охватил большинство европейских стран, граждане которых практически мгновенно превратились в противников России и сторонников агрессии Запада.

Во многом именно отсутствие системы политико-идеологических взглядов лежало в основе принципиальных недостатков стратегического планирования в России. 27 сентября 2021 года В.В. Путин признал это на заседании Совета безопасности. Стратегическое планирование напрямую связано с безопасностью и развитием России. Об этом 27 сентября 2021 года, заявил президент РФ Владимир Путин на заседании с членами Совбеза. «Тема крайне важная, актуальная, напрямую связанная и с национальной безопасностью, и с перспективами развития России», – сказал российский лидер.

По словам главы государства, России нужна сбалансированная и целостная система стратегического планирования, все органы власти должны работать как одно целое. Но сделать этого без идеологической системы невозможно. Он указал на то, что сложившаяся практика не обеспечивает комплексного подхода в стратегическом планировании. «Например, ряд документов, прежде всего на региональном и муниципальном уровне, не согласуется иногда между собой по целям и срокам, при их реализации не всегда удается наладить должное межведомственное взаимодействие», – отметил В. Путин. В связи с этим он призвал к координации планирования и создаваемых планов на всех уровнях. Координация на всех уровнях возможна, однако, только при условии существования некой общей идеологической системы. Особенно если речь идет о национальных институтах и об их сочетаемости с институтами развития (ИР) государства[6]. В частности, именно поэтому в 2021 году было принято первое решение о взаимодействии НКО с органами государственной власти не только на федеральном уровне, но и в регионах.

«Чтобы создавать современные, выверенные, нацеленные на конкретный результат планы и программы, которые будут настраивать все органы власти, гражданское общество в целом, деловые круги работать в единой логике и вместе добиваться достижения приоритетных целей ради успешного благополучного будущего России», – подчеркнул глава государства. Он добавил, что решению названных задач должны послужить подготовленные осенью 2021 года (и принятые в непростых условиях) «Основы государственной политики в сфере стратегического планирования».

Разница в темпах мирового развития отдельных стран и регионов в начале нашего века поставила неизбежный идеологический вопрос о приоритете систем ценностей той или иной системы и цивилизации. Не случайно то, что США и их союзники начали компанию за утверждение своего господства в мире под лозунгом доминирования неких абстрактных «международных норм и правил», т.е. фактически своей идеологии. Накопление богатств Западом шло параллельно с превращением их идеологии – «норм и правил» – в свод правил, закрепляющих систему ценностей США, которая сводилась к обесчеловечиванию и дегуманизации цивилизации. Это означало, что их система – «Зла» – противопоставлялась системе «Добра», существующей в других цивилизациях и нациях. Очень показательно, в этой связи то, что нацизм на Украине был совершенно спокойно воспринят в западном мире, более того, поддержан материально и десятками тысяч добровольцев. «Зло» – нацизм – оказалось вновь востребованным на новом этапе развития человеческой цивилизации.

Применительно к России, силовое противоборство означало смену элит, прежде всего, В.В. Путина, и подмену идеологии. Любые зачатки национальной идеологии, а тем более, идеологии, объединяющей нацию на межгосударственном уровне, становились прямым препятствием этой стратегии.  Поэтому «Перехват управления» у правящей элиты России посредством целого ряда мер и средств – стратегическая задача западной военно-политической коалиции, сформулированная достаточно давно, но в ходе операции на Украине она была скорректирована в откровенное требование «вернуть Россию в 90-е годы»[7].

Добиться этого Западу можно по-разному, но наиболее эффективно, если подменить национальную стратегию и её цели некими «наднациональными», «общечеловеческими», что произошло, например, в СССР и России в ХХ веке, или «нормами и правилами», сформулированными для всех в США. Когда такая подмена произошла, то наименее безболезненными и наименее рискованным способом решаются другие задачи – политические, экономические, военные.

 

_____________________________________

[1] См., например: Подберёзкин А.И. Современное мироустройство, силовая политика и идеологическая борьба. М.: ИД «Международные отношения», 2021. 790 с.

[2] Это положение до настоящего времени игнорируется в стратегическом планировании России. См.: Афиногенов Д.А., Грибин Н.П., Назаров В.П., Плетнёв В.Я., Смульский С.В. Основы стратегического планирования в Российской Федерации: Учебное пособие / под общ. ред. В.П. Назарова, Д.А. Афиногенова, Грибин Н.П., Плетнёв В.Я., Смульский С.В. Основы. М.: Проспект, 2015. 308 с.

[3] См. подробнее первые главы Книги №1 настоящей работы.

[4] Флавий И. Иудейские древности. М.: «Издательство АЛЬФА-книга», 2017 (Полное издание в одном томе), с. 1278.

[5] Подробнее: Польский премьер-министр призвал искоренить «русский мир» как «раковуюопухоль»//РБК:https://www.rbc.ru/politics/13/05/2022/627dc11c9a794754c61b0c00?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop

[6] См. последние работы: Подберёзкин А.И. Оценка и прогноз военно-политической обстановки. М.: Юстицинформ, 2021. 1080,с; Боброва О.В., Подберёзкин А.И., Подберёзкина О.А. Негосударственные институты развития – силовые средства политики // Обозреватель, 2021, № 9, cc. . 17–38.

[7] Подберезкин А.И. Национальная стратегия в 20-е годы XXI столетия: возможные и вероятные варианты (СС. 365-376). В кн.: Тенденции развития системы международных отношений и их влияние на управление национальной обороной Российской Федерации: сборник материалов круглого стола (19 августа 2022 г.)/ под общ. ред. А.С. Коржевского; ВАГШ ВС РФ. М.: Издательский дом «УМЦ», 2022. 544 с.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован