Отработав 100 дней на посту главного милиционера Башкирии, Игорь Алешин считает, что еще не пришло время подведения итогов: "Оценивать мою деятельность пока рано". И не причисляет к своим заслугам успехи башкирского министерства внутренних дел: "Многое сделано моими предшественниками, и я не намерен разрушать достигнутое". По-прежнему обещает ничего кардинально не менять в своем ведомстве: "Постараюсь сохранить все хорошие начинания".
Но если три месяца назад, Алешин был темной лошадкой, то теперь можно делать выводы о характере главного башкирского милиционера. Уже сейчас ясно, что Игорь Викторович не станет рубить с плеча, не склонен он и к жестким реформам.
Отказался комментировать возбуждение уголовного дела против своего заместителя Урала Шамигулова: "До того как прозвучит приговор суда - это не корректно". Не стал озвучивать и следственные тайны: "Не стоит раскрывать внутреннюю кухню".
По словам генерала Алешина, в Башкирии ему "комфортно", а люди здесь "благожелательны". Уверен, что пришел в республику надолго: "Я не временщик".
- Наш город современный и ухоженный, - говорит он.
- Про какой город вы ведете речь?
- Про Уфу, конечно, - удивляется вопросу Игорь Викторович. - Это ваш город и мой тоже.
Впрочем, он и про республику давно говорит: "у нас".
"Милиционеры только роды не принимают в массовом порядке"
Правда, за три месяца генерал в Уфе так никуда и не выбрался. Был однажды с женой в рыбном ресторане, на большее - времени нет. Зато объехал свыше десяти райотделов внутренних дел в башкирской глубинке, не далее как в минувшую пятницу побывал в Сибае.
- Заранее предупреждаете о своем приезде?
- Когда как, иногда "случайно" приезжаю с инспекцией.
- И..?
- Все нормально, - гордится дисциплиной в ведомстве министр. - Внезапный приезд никого врасплох не заставал: люди привыкли хорошо выполнять свои обязанности и не бросаются чистить оружие перед моим появлением - делают это ежедневно, как и положено по уставу.
Игорь Алешин - человек в милиции явно не случайный. О своей работе говорит с видимым удовольствием, особенно отмечая успехи коллег:
- Общественный совет при МВД по РБ, который появился при Рафаиле Диваеве, стал одним из лучших в России, и когда в Москве мне это сказали, испытал настоящую гордость, - рассказывает Игорь Викторович.
Алешин уверяет, что в Башкирии спокойно восприняли распоряжение российского правительства о запрещении закрепления серий "привилегированных" номеров за различными ведомствами. Так, все автомобили в гараже администрации президента имели на госзнаке буквенную серию АА, а депутаты Курултая - КС, и законом эта классификация не запрещалась. Теперь считавшиеся ранее "крутыми" номера может получить любой автовладелец в порядке очереди.
- Неужели не было звонков возмущенных?
- Не было, - говорит Алешин. - В Башкирии живут здравомыслящие люди, которые понимают, что закон есть закон.
Генерал Алешин признается, что и сам всегда руководствуется принципом: "Если не знаешь, как поступить - поступай по закону".
- Когда понимаешь, что в каждой ситуации есть четкие рамки, жить становится просто, - говорит он.
По словам Игоря Викторовича, целью запрещения специальных серий была не кампания против власть предержащих, а порядок на дороге.
- Глупо останавливать все джипы только потому, что они имеют определенные номера, - говорит он. - Если водитель ничего не нарушал, то и незачем к нему придираться. Поиск вымышленных прегрешений - тоже нарушение закона. Сотрудники ГАИ должны делать свою работу, а участники дорожного движения соблюдать правила, и на дорогах спокойней станет.
Игорь Алешин считает, что давно пора наводить порядок и в сфере частных пассажироперевозок, но считает, что "нельзя решать экономические проблемы милицейскими методами".
- Мы договорились с Росавтодорнадзором, что милиционеры будут помогать бороться с незаконными перевозчиками, но только в рамках своих полномочий.
По словам главы башкирского министерства внутренних дел, у милиции сегодня столько обязанностей, что только "роды милиционеры не принимают в массовом порядке", а потому не стоит навязывать правоохранителям не свойственные им функции.
Не застал главу МВД по РБ врасплох и наш вопрос о смене руководящих кадров в башкирском министерстве внутренних дел. Напомним, должность начальника УБЭП недавно занял прибывший из Петрозаводска Юрий Черницев. Этот пост стал вакантен, после того как экс-начальник управления по борьбе с экономической преступностью Рим Каюмов согласился стать уполномоченным по правам человека в РБ.
- Специально это место для Черницева не освобождалось, - говорит Игорь Алешин. - Каюмов принял решение уйти, так как ему предложили более весомый пост. А я пригласил Черницева, так как хорошо знаю его как профессионала.
Генерал Алешин не исключил, что в Башкирию приедут и другие его коллеги, с которыми oн сработался сначала в Омской области, а потом и в МВД по Карелии - Михаил Закомалдин и Олег Говрас, сейчас занимающие должности замов карельского министра.
- Пока вакантных мест в башкирском министерстве нет, - разводит руками Игорь Алешин. - Но такая ротация кадров - естественный процесс, в министерстве должны работать профессионалы.
"По одному милиционеру судят обо всех стражах порядка"
- С милицией сейчас сталкивается практически каждый человек, - объясняет свое видение образа стража порядка Алешин. - Мы работаем с подростками, с жильцами домов, регулируем движение, с недавнего времени помогаем егерям противостоять браконьерам.... Поэтому и милиционеры должны уметь общаться с населением.
Главный милиционер республики настоял на увеличении роты оперативного реагирования, ранее состоявшего из обычных патрульных постовых. По его словам, главным требованием для претендентов, желавших служить в новой структуре, стала психологическая устойчивость.
- Теперь представителей этой службы будет в два раза больше, около 100 человек, они прошли психологическую подготовку и получили навыки работы с толпой и умеют обращаться со спецсредствами.
- Готовитесь к "кризисным" массовым выступлениям?
- С кризисом появление этой роты никак не связано, да в Башкирии и нет предпосылок для массовых выступлений - стабильный, экономически развитый регион. Я считаю, что каждый милиционер в своей работе должен иметь определенные навыки, а не начинать учиться действовать в экстремальной ситуации, когда она уже случилась. Да и потом в Уфе практически ежедневно приходится работать на массовых мероприятиях, где собирается много людей - это и хоккейные матчи, и праздники на открытых площадках, и различные чемпионаты. Раньше навыками управлять большими скоплениями людей обучали только членов отряда милиции особого назначения, но я считаю неправильным использовать на массовых мероприятиях ОМОН. Для нас было главным научить постовых вежливо разговаривать с раздраженными людьми, уметь успокоить и уговорить недовольных, а иногда и вовсе - психически больных. Ведь такое часто случается - неуравновешенных людей тянет туда, где много народу, и они способны испортить настроение гуляющим горожанам. И умение обращаться со спецсредствами нужно не для того, чтобы их применять, а напротив - сдерживать такие решения. Наша рота оперативного реагирования - лицо милиции, ведь именно по тому, как они будут вести себя с населением, станут судить о милиции вообще.
Алешин рад, что прошли времена, когда милиционеров иначе как оборотнями в погонах не называли.
- Кому-то в свое время было выгодно представлять милиционера исчадием ада, - рассуждает он. - Даже считалось хорошим тоном лить грязь на милицию. Понятно, и для чего шла по всей стране такая контрпропаганда, ведь ослабив милицейские силы, легко ослабить и государство. Теперь, когда эти времена в прошлом, мы все равно считаем необходимым постоянно рассказывать о работе милиции и быть максимально открытыми с прессой, чтобы впредь не появлялось таких разговоров.
Милицейский министр надеется увеличить и отряд конной милиции.
- Надеемся получить конюшню и заниматься там подготовкой милицейских всадников, - рассказывает он. - Купим лошадок, и будет у нас полноценное специальное подразделение.
- Но содержание лошадей - дорогостоящее мероприятие...
- Знаю, - соглашается Алешин. - Сейчас не лучшее время, но другого времени у нас не будет. Да и больших затрат мы не требуем. Будем формировать это подразделение поэтапно и за два-три года сумеем вырастить конников, способных контролировать общественный порядок.
Еще одно желание башкирского министра - создать за городом центр психологической реабилитации для милиционеров, прошедших горячие точки.
- Башкирские милиционеры, которые служат в Чечне, на несколько месяцев становятся настоящими военными, - рассказывает он. - Они за короткие сроки получают все навыки поведения в боевой обстановке. А потом возвращаются домой, и эти умения здесь не нужны. Может возникнуть опасная психологическая деформация и для того, чтобы уберечь наших сотрудников от негативных психических изменений, людям нужно предоставлять возможность отдохнуть несколько месяцев с семьей за городом и бесплатно.
Кстати, разрешение на возведение четырехэтажного медицинского реабилитационного центра в Уфе милиционеры уже получили, курировать стройку станет президент Башкирии Муртаза Рахимов.
А строительство загородного санатория пока остается лишь в мечтах милицейского министра. Но, судя по спокойной уверенности генерала, он "пробьет" и это благое дело.
Недавно в башкирском министерстве внутренних дел открылся телефон доверия с коротким номером 128. Любой человек, набрав заветные цифры, может не только сообщить о готовящемся или совершенном преступлении, но и получить консультационную помощь.
- Мы не ожидали такого шквала звонков, - с удовольствием констатирует министр. - Если раньше за год регистрировали полторы сотни сообщений от граждан, то теперь столько звонков мы получаем в день! Причем, звонят по любому поводу: и анонимные жалобщики, и желающие устроиться на работу в милицию, и просто проконсультироваться.
- Наверное, от пенсионеров, любящих пообщаться по телефону, отбоя нет?
- А я не вижу в этом ничего плохого, - говорит Игорь Викторович. - Мы только рады. Ведь юридическую помощь бесплатно нигде не оказывают. А наши специалисты, которые, кстати, тоже прошли психологическую подготовку, и выслушают, и посоветуют пожилому человеку, куда обратиться с его бедой, если проблема выходит за рамки наших полномочий. И у населения складывается впечатление: в милиции всегда помогут.
"Если б каждый мужчина нашел время пообщаться с ребенком, мир стал бы лучше"
Младшая дочка Алешина Екатерина учится в обычной уфимской школе в девятом классе, а старшая - Анастасия живет отдельно: пойдя по стопам отца, учится в Омской школе милиции. Приезжает на праздники, интересуется, как устроилась семья.
- И как вы устроились?
- Получил трехкомнатную служебную квартиру, - рассказывает г-н Алешин. - Нас это жилище устраивает. А получать квартиру в собственность было бы неправильно. Так что у меня ничего своего нет. Даже возвращаться некуда - квартиру в Петрозаводске, тоже служебную, уже сдал.
- За младшую дочь почему не похлопотали?
- Мне некогда было, - рассказывает Игорь Викторович. - Я же на работе всегда занят. А мои близкие очень самостоятельные - моя супруга Елена и сама Катя пошли по учебным заведениям. В одной школе им сказали, что мест нет, не поинтересовавшись даже оценками ребенка. А девочка учится хорошо. Во второй с радостью приняли, вот так и прошел процесс устройства в школу.
- Освоилась?
- Я думал, что ей гораздо больше времени понадобится на адаптацию, - радуется отец. - Когда мы из Омска переезжали в Карелию, ей оказалось непросто приспособиться к новому коллективу. А теперь то ли опыт сказался, то ли с классом повезло, но дочь довольна переездом. Да мне и самому здесь комфортно, - вдруг признается генерал. - Даже на улицах бросается в глаза, что у всех людей доброжелательные лица, видно, что жителей республики ничего не беспокоит. Если б удалось дослужить в Башкирии до пенсии, был бы только рад.
- То есть вы пришли сюда надолго?
- Работать всегда надо в уверенности, что пришел на всю жизнь. И знать, что если принимаешь решения, то должен и ответить за них.
- Мы заметили, что вы часто бываете в приютах и детских домах...
- Потому что считаю эту работу с детьми важной, - уверен Игорь Викторович. - У нас практически каждый райотдел сейчас взял шефство над приютами и детскими домами. Собираем детские вещи и деньги, стараемся часто бывать у обездоленных ребятишек. Для них - это праздник...
- А милиционерам к той нагрузке, которую они и так имеют, это зачем?
- Надеюсь, что мы личным примером сумеем уберечь сирот от плохой дорожки, - серьезно говорит Алешин. - Доброта мужчины, облаченного в форму, оказывает серьезное влияние на детскую психику. А вдруг эти детишки, над которыми мы шефствуем, в будущем примут решение служить в милиции или станут защитниками родины? Да и самим милиционерам нужно размягчать сердце, ведь немногие из них по своей работе с детьми сталкиваются. Жизнь нужно узнавать не из сериалов. А так порадуешься вместе с ребятами, и понимаешь, что при любых обстоятельствах нужно оставаться человеком.
В уфимском приюте, где генерал Алешин побывал в День защитника Отечества, благодарные воспитанники подарили ему самодельную подушку в виде сердца, расшитую именами подростков, приложивших руку к созданию сувенира. Подушка эта лежит у генерала на видном месте.
- Мне этот подарок душу греет, - признается главный милиционер республики. - И я считаю, что отлично провел сугубо "мужской" праздник, побывав в приюте. И если б каждый мужчина, вместо того чтобы напиваться 23 февраля, потратил время на общение с детьми, мир бы стал намного лучше.
Римма УРАЗБАХТИНА.
http://www.mkset.ru/news/person/10261/