21 мая 2001
5675

Игорь Бочкин впервые снялся в кино еще в семидесятые

Игорь Бочкин впервые снялся в кино еще в семидесятые, когда ему было пятнадцать, и в фильме Огоньки он сыграл пионера Кузьку, боровшегося на селе с неграмотностью по поручению райкома комсомола. Через пятнадцать лет из пионера Кузьки вырос Шумилин, первый секретарь райкома ВЛКСМ в разоблачительной драме ЧП районного масштаба. Читая повесть Юрия Полякова, перестроечный бестселлер, по которому снят фильм, именно таким, как И. Б., и представляешь комсомольского босса: плотного, но не слишком спортивного телосложения, с округлым лицом, хранящим следы разнообразных излишеств, каковые позволяет себе его обладатель.

И. Б. - типичный социальный герой (будь то со знаком плюс или минус), типичный представитель определенной социальной категории, и сила его не в блестящей внешности, а как раз в неброской скромности облика, приобретающего выразительность во взаимодействии со средой. Среда комсомольской элиты в ЧП районного масштаба потребовала от персонажа И. Б. жесткости, цинизма, грубости - качеств, которые позже актер демонстрировал, как правило, в разбавленном юмором и добродушием виде.

В девяностые его герой часто был повязан с криминалом, хотя и редко представлял собой ярко выраженного злодея. Скорее, наоборот - И. Б. неоднократно играл хорошего человека, оказавшегося среди плохих и находящего способ противостоять им. Как в драме У попа была собака..., где он становится сначала жертвой предательства, а потом - безжалостным мстителем, или в принесшем И. Б. популярность сериале Горячев и другие. Сыгранный актером бизнесмен Горячев - один из первых на отечественном экране "новых русских" с человеческим лицом, может быть, не слишком интеллектуальным, но несомненно честным, порядочным и мужественным. В отличие от многих "других", идеалист Горячев не способен к тому холодному и расчетливому взаимодействию с миром, которое так убедительно сыграл И. Б. в ЧП районного масштаба.

Со времен ЧП... "раздвоение личности" на хорошую и плохую половину не очень ему удавалось, хотя дважды И. Б. довелось сыграть братьев-близнецов: в Сказке на ночь (один брат - военный атташе, другой - сотрудник уголовного розыска) и в Юкке (один - бизнесмен, другой - художник). Роли такого рода требуют психологической точности, между тем как И. Б. - мастер точности социальной.

Он уютно чувствует себя в авантюрных комедиях, таких, как Барханов и его телохранитель и Тонкая штучка. Он популярен, хотя причислить его к категории "секс-символов" затруднительно: И. Б. культивирует имидж не столько дамского любимца и неотразимого соблазнителя, сколько "своего в доску парня" - в меру плохого, в меру развязного, но в общем совершенно безобидного и приятного в общении.

Лидия Маслова

Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. I. СПб, "Сеанс", 2001

http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=122
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован