Много говорится в экспертном сообществе о том, что предстоящие выборы станут самыми предсказуемыми за всю историю новой России. Конечно, такие внезапные вспышки, какие нам демонстрировала в свое время ЛДПР или совсем недавно "Родина", маловероятны. Но все-таки интрига сохраняется.
Первая проблема - насколько значительно будет большинство, которое получит "Единая Россия". Вторая - сколько партий пройдет в будущий парламент. Третья проблема, о которой уже говорилось, это "серебро" - коммунисты и "Справедливая Россия". И, наконец, четвертая - это "третий участник" избирательной кампании, будущий президент...
Социологические данные ВЦИОМа, в общем, практически совпадают с данными, которые дают Левада-центр и Фонд "Общественное мнение". На мой взгляд, самое главное, что показывают эти опросы, это то, что примерно половина населения четко приняла решение, за кого будет голосовать. Впрочем, есть большая группа избирателей, которые пока затруднились с выбором. И от этих 20, а по данным Фонда "Общественное мнение", 25 процентов будет зависеть реальное соотношение сил на выборах.
В общем, почти все основные политические силы имеют шансы на "свои" семь процентов только потому, что за них могут проголосовать, как за вторую партию. Так или иначе, мы можем точно сказать, что "Единая Россия", а также КПРФ, безусловно, проходят в Думу. Прохождение "Справедливой России" и ЛДПР, судя по некоторым опросам, остается под сомнением.
Начнем с трехпартийной Думы. Трехпартийная Дума будет возможна, если в Думу пройдет ЛДПР. Но сейчас ЛДПР находится на некой грани, потому что по всем опросам ей дают чуть меньше семи процентов голосов. Кроме того, из партии ушли некоторые знаковые люди: и Керимов, и Малышкин, и Митрофанов.
Но это не значит, что партия слаба. Уход трех человек с учетом, что главная имиджевая фигура все-таки Жириновский, это не трагедия. Но этот уход указывает на некое сомнение в том, будет ли ЛДПР в парламенте.
Несколько изменилась, по-видимому, и позиция Кремля. Раньше Кремль рассматривал ЛДПР как абсолютно необходимое условие для новых союзов. А сейчас, когда большинство (может быть, даже конституционное большинство) гарантировано "Единой России", то возникает сомнение, нужна ли ЛДПР вообще. Но еще раз повторю, что ЛДПР очень живуча и имиджевый ресурс Жириновского существует.
Пятипартийная Дума. Теоретически - вполне возможный, но практически не реализуемый вариант. Пятипартийная Дума возникнет в том случае, если "Союз Правых Сил" получит семь процентов. СПС делает ставку на голосование в субъектах Федерации: на Пермскую область, Красноярский край, на новые технологии, которые побеждают идеологии, и на огромный финансовый ресурс, который у СПС существует. Но для успеха на выборах правым, конечно, надо прыгнуть выше головы - получить голосов в 2 раза больше, чем в 2003 году.
Мы знаем, что часть электората поддерживает позицию президента, часть настроена оппозиционно. И, в общем, руководство СПС может выбрать "двойной сценарий": с одной стороны, мы за президента, с другой - мы оппозиция. Это было в прошлый раз. Но сейчас, я думаю, такой сценарий неэффективен.
"За" прохождение СПС в парламент есть очень простые аргументы. Нужна политическая сила, способная инициировать и отстаивать самые непопулярные законы в социальной сфере. Но есть аргументы и "против". Главный из них тот, что при пятипартийном парламенте СПС заберет часть голосов электората "Единой России" на периферии, и в результате партия власти не сможет рассчитывать на абсолютное большинство в Думе.
Впрочем, позиция части руководства администрации президента известна: там предпочли абсолютное большинство для "ЕР", больше 50 процентов. И поэтому вход в Думу для СПС будет закрыт.
Таким образом, скорее всего, у нас будет четырехпартийная Дума. Понятно, "Единую Россию" мы ставим на первое место. Помимо КПРФ и "Справедивой России", ЛДПР, видимо, тоже войдет в парламент, а СПС не войдет. И в этом случае остается одна проблема: кто будет вторым.
Сейчас, вообще, судя по опросам, КПРФ значительно опережает "Справедливую Россию". "Справедливая Россия" испытывает кризис роста или становления. Это не раскрученный или плохо раскрученный брэнд. У них в одних регионах густо, в других пусто. Впрочем, у этой партии есть и одно преимущество - это вторая партия власти. И в пограничных ситуациях такой имидж может сработать в ее пользу.
Бунин Игорь Михайлович,
генеральный директор Фонда "Центр политических технологий"
http://www.fondedin.ru/