В современной России резко возрастают реальные возможности премьер-министра. Можно говорить не о переходе от президентской к президентско-парламентской республике, а о создании двух центров власти. Премьер-министр опирается на парламентское большинство, но в реальности не находится в зависимости от него - напротив, это большинство является для него лишь ресурсом, который можно использовать при реализации правительственной политики.
Переход ряда влиятельных чиновников (Сергей Собянин, Игорь Сечин, Игорь Шувалов) из администрации в аппарат правительства подтверждает точку зрения о формировании второго центра власти. В то же время обращает на себя внимание "рокировка", в ходе которой поменялись местами руководитель администрации президента и глава аппарата правительства - соответственно Сергей Собянин и Сергей Нарышкин. Появление Собянина во главе правительственного аппарата усиливает роль этого института, ослабленную в результате административной реформы 2004 года. И в то же время назначение Нарышкина, который в прошлом году даже "номинировался" экспертами в преемники Владимира Путина, равно как и повышение в должности Владислава Суркова, свидетельствует о том, что администрация президента остается одним из центров принятия ключевых решений.
При этом оба центра власти - как президент, так и премьер-министр - в настоящее время, по меньшей мере, сопоставимы друг с другом по степени влияния. Более того, первоначально влияние Путина, как представляется, будет превышать возможности президента, только что принявшего присягу. Это связано с большим набором ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Со временем возможности Медведева могут постепенно расширяться, но, видимо, в эволюционном режиме.
Наличие двух центров власти не означает их неизбежного конфликта, превращения "двоецентрия" в "двоевластие", способное подорвать стабильность существующей политической системы. Очевидно, речь может идти о функционировании системы с помощью неформальных согласований между двумя лидерами.
Впрочем, система "двоецентрия" имеет и свои проблемы. Если два человека могут договориться на неформальной основе, то это не относится к группам влияния и отдельным фигурам, которые будут делать свои политические ставки исходя из собственных интересов. Возможно их "группирование" вокруг каждого из лидеров, что способно усилить внутривластную конкуренцию, которая и без того резко обострилась в течение последнего года. Еще одна проблема - механизм принятия ключевых решений в рамках диархии, который может быть существенно осложнен. В ситуации, когда может возрасти необходимость быстрого реагирования на возникающие вызовы - такие, как инфляция, - значение этой проблемы может резко увеличиться.
"Известия"