19 мая 2008
4721

Игорь Бунин: `Возможности Медведева будут расширяться. Но постепенно`

В современной России резко возрастают реальные возможности премьер-министра. Можно говорить не о переходе от президентской к президентско-парламентской республике, а о создании двух центров власти. Премьер-министр опирается на парламентское большинство, но в реальности не находится в зависимости от него - напротив, это большинство является для него лишь ресурсом, который можно использовать при реализации правительственной политики.

Переход ряда влиятельных чиновников (Сергей Собянин, Игорь Сечин, Игорь Шувалов) из администрации в аппарат правительства подтверждает точку зрения о формировании второго центра власти. В то же время обращает на себя внимание "рокировка", в ходе которой поменялись местами руководитель администрации президента и глава аппарата правительства - соответственно Сергей Собянин и Сергей Нарышкин. Появление Собянина во главе правительственного аппарата усиливает роль этого института, ослабленную в результате административной реформы 2004 года. И в то же время назначение Нарышкина, который в прошлом году даже "номинировался" экспертами в преемники Владимира Путина, равно как и повышение в должности Владислава Суркова, свидетельствует о том, что администрация президента остается одним из центров принятия ключевых решений.

При этом оба центра власти - как президент, так и премьер-министр - в настоящее время, по меньшей мере, сопоставимы друг с другом по степени влияния. Более того, первоначально влияние Путина, как представляется, будет превышать возможности президента, только что принявшего присягу. Это связано с большим набором ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Со временем возможности Медведева могут постепенно расширяться, но, видимо, в эволюционном режиме.

Наличие двух центров власти не означает их неизбежного конфликта, превращения "двоецентрия" в "двоевластие", способное подорвать стабильность существующей политической системы. Очевидно, речь может идти о функционировании системы с помощью неформальных согласований между двумя лидерами.

Впрочем, система "двоецентрия" имеет и свои проблемы. Если два человека могут договориться на неформальной основе, то это не относится к группам влияния и отдельным фигурам, которые будут делать свои политические ставки исходя из собственных интересов. Возможно их "группирование" вокруг каждого из лидеров, что способно усилить внутривластную конкуренцию, которая и без того резко обострилась в течение последнего года. Еще одна проблема - механизм принятия ключевых решений в рамках диархии, который может быть существенно осложнен. В ситуации, когда может возрасти необходимость быстрого реагирования на возникающие вызовы - такие, как инфляция, - значение этой проблемы может резко увеличиться.


"Известия"
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован