До выборов в Тюменскую областную Думу осталось полтора месяца. После отмены губернаторских выборов голосование за депутатов областного парламента - единственная избирательная кампания, в которой участвуют избиратели всех трех субъектов сложноустроенной Тюменской области. О том, как проходит эта кампания, мы распросили председателя избирательной комиссии Тюменской области Игоря Халина.
- Игорь Николаевич, как идет избирательная кампания?
- Кампания проходит стадию выдвижения. Самыми активными у нас являются Тобольский избирательный округ No11, избирательные округа Тюмени и седьмой Сургутский одномандатный избирательный округ. Что касается списков избирательных объединений, то на 23 января у нас заверены списки десяти объединений. Из них по денежному залогу собираются регистрироваться только "Справедливая Россия", "Социалистическая единая партия России" и Союз правых сил, остальные намерены собирать подписи избирателей, которых требуется около 52 тысяч для каждой партии. Парламентским партиям достаточно представить первый финансовый отчет - открыть специальный счет для формирования избирательного фонда - и с этого момента для четырех партий - "Единая Россия", КПРФ, ЛДПР - будет отсчитываться десятидневный срок, в течение которого мы должны принять решение о регистрации партийного списка либо об отказе в регистрации. Такой вопрос уже возник по "Единой России", для которой десятидневный срок истекает 29 января - в этот день мы планируем провести соответствующее заседание комиссии. Такой вопрос ставился по списку КПРФ, в который были включены 15 человек.
- Главная причина конфликтов во время выборов - это отказ в регистрации или отмена регистрации кандидатов или их списков. Что произошло со списком КПРФ?
- После проверки документов и достаточно продолжительной работы специальной рабочей группы избирательная комиссия, заседание которой состоялось 21 января, пришла к выводу, что у ряда кандидатов не все требуемые по закону сведения поданы в полном объеме. Нарушения различные - это и не указание количества акций и их стоимости, источников и сумм доходов, площадей гаражей, транспорта и так далее. Закон в этой части формален, и судебная практика складывается таким образом, что не предоставление каких-то данных означает не предоставление документов в целом. На этом основании десять из 15 человек были исключены из списка кандидатов КПРФ, а поскольку это больше 50 процентов, то по закону всему партийному списку КПРФ было отказано в регистрации. Мы располагаем информацией, что они готовятся повторно провести выдвижение. Такое право у них есть, ничего страшного тут не произошло, времени до 3 февраля, то есть до завершения стадии выдвижения, еще достаточно. После устранения недостатков - а по закону мы обязаны в своем решении подробно расписать все нарушения по каждому кандидату - представители партии снова могут поставить вопрос о регистрации своего списка.
- Не слишком ли много формализма в законе о выборах? Формализм закона дает возможность для его избирательного применения, отсюда и жалобы на пресловутый "административный ресурс" - мол, у одних соринку в глазу подметили, а у других бревна не видят. Если кандидат или партия допустили какие-то ошибки в документах, почему бы просто не предложить им эти ошибки исправить?
- По такому пути идет закон - появилась норма, что не позднее чем за трое суток до дня проведения заседания комиссии уполномоченный представитель избирательного объ-единения уведомляется о том, что представленные сведения либо не полные, либо не отвечают требованиям закона по своей форме или своему содержанию. Это требование было выполнено по отношению к КПРФ. Они предоставили документы повторно, и у них была возможность внести изменения здесь, в избирательной комиссии. Однако не все недостатки были устранены. Поэтому было принято решение об отказе в регистрации списка.
- По каким основаниям, помимо названных, кандидатам могут отказать в регистрации или отменить регистрацию?
- Например, за сокрытие иностранного гражданства или неснятой судимости. Это безусловное основание для отказа или отмены регистрации. Есть еще ряд позиций по использованию избирательного фонда - когда в расходах на кампанию кандидат выходит за рамки предельной суммы избирательного фонда более чем на пять процентов. А превышение более чем десяти процентов является основанием для отмены результатов выборов. То есть наиболее серьезно следует отнестись к форме и содержанию документов и к финансовой стороне кампании.
- Правила предвыборной агитации как-то поменялись? Высказывается мнение, что новые правила агитации исключают критику в адрес оппонентов, что не соответствует "общепринятым" демократическим нормам проведения предвыборных кампаний, построенных на дискуссии и конкуренции.
- Прежде всего немного изменился срок предвыборной агитации. Раньше агитация начиналась с момента выдвижения, кроме агитации в СМИ, которая разрешалась не ранее чем за 30 дней до голосования. Сейчас не ранее чем за 28 дней до дня голосование. Второй момент - большое внимание уделено борьбе с экстремистскими проявлениями. Поэтому запрещается использование в агитации материалов, например, с применением нацистской символики или схожей с ней до степени смешения. В телевизионных роликах не должно быть призывов голосовать против кандидатов или их списков. Не должно быть описания негативных последствий избрания кандидата или списка кандидатов. Не должно быть информации о каком-то кандидате или списке, сопровождаемой негативными комментариями. И не должно быть распространения информации, которая способствует формированию негативного отношения к кандидату или к избирательному объ-единению, выдвинувшему список кандидатов.
- Это касается только телевидения?
- Да, именно телевидения. И это касается только телевизионных агитационных роликов кандидатов.
- Но разве агитация "против" запрещена Конституцией? Если разрешена агитация, то она по определению может быть как за, так и против.
- А все упирается в финансовую сторону вопроса. Если допустить агитацию против, то надо создавать соответствующий избирательный фонд. Такой нормы в законе пока не прописано.
- Выходит, правы правозащитники, говоря, что оппозиционеров ограничили в предвыборной критике власти под видом борьбы с экстремизмом?
- Надо определиться в том, что является агитацией против, а что проявлением экстремизма. Действительно, в некоторых рассуждениях доходит до того, что любую критику воспринимают как экстремизм. В законе четко сказано, что не может рассматриваться как проявление экстремизма агитация, направленная на защиту идей социальной справедливости. Все остальное толкуется правоприменителями.
- Если я в своем выступлении говорю, что партия, находящаяся у власти четыре года, ничего не сделала для решения конкретных проблем, я экстремист? Нарушаю закон?
- Смотря, в каких выражениях говорится. Если критика конструктивна, не оскорбительна, не содержит угроз, то никакого экстремизма, закон не нарушен. А если выступление содержит призывы к свержению власти, к изменению строя, к революции, то проявление экстремизма налицо.
- Как сами думаете, конфликты в ходе областных выборов не исключены?
- Думаю, что не исключены. Вряд ли они будут исходить от правых или центристов, скорее, это коснется избирательных объединений левого крыла. Многое зависит от настроя самих партий.
- На выборах в областную Думу установлен "проходной барьер" для партий в семь процентов, отменена графа "против всех" в бюллетенях для голосования и не ограничена нижним пределом явка избирателей. Как эти изменения, на ваш взгляд, повлияют на результаты избирательной кампании? Например, что будет, если тот же семипроцентный барьер преодолеет только одна партия?
- Если проходит только один список, то теоретически выборы могут быть признаны несостоявшимися. Но в Избирательном кодексе Тюменской области есть норма: если семипроцентный барьер преодолел список только одного избирательного объединения, то к формированию мандатов допускается список, преодолевший пятипроцентный барьер. А если вдруг так получится, что два списка получат одинаковое число голосов, то к распределению мандатов допускается тот список, который раньше зарегистрирован.
- Понятно, что после отмены графы "Против всех" люди вынуждены более четко определяться в своих политических предпочтениях. Но если избирателя не устраивает предложенное "меню" из кандидатов, что делать ему? Разворачиваться и домой?
- На мой взгляд, выбор у избирателя все же будет. Прийти на выборы и не сделать выбор - это все равно, что выйти на дорогу, сесть на обочину и никуда не пойти. Хотя я не исключаю, что мы получим какой-то процент испорченных бюллетеней, где либо не будет никаких отметок, либо будут какие-то знаки, не поддающиеся интерпретации. Эти бюллетени не будут учитываться при подсчете и не повлияют на результаты выборов. Надо это избирателю? Пусть определяются.
- Оппозиция часто жалуется на применение административного ресурса. Как обновленный закон противодействует этому? Ведь не секрет, что на руководящих постах в органах власти и местного самоуправления находятся представители одной известной партии. Они же контролируют финансируемые из бюджета средства массовой информации.
- Есть целый блок норм, запрещающих проводить предвыборную агитацию государственным и муниципальным служащим. Во-вторых, если человек баллотируется, люди, находящиеся в его подчинении, не могут входить в состав избирательных комиссий любого уровня, плюс он должен уйти в отпуск. Есть позиции закона, трактующие, что понимается под использованием служебного положения. Это касается и использования помещений, связи, транспорта. Все ресурсы должны использоваться на равных условиях с другими кандидатами и оплачиваться из избирательного фонда кандидата. Думаю, законодательные нормы, предотвращающие использование административного ресурса, достаточно прописаны.
- Губернатор области Владимир Якушев заявил, что уйдет в отпуск на время предвыборной агитации. Это его обязанность или акт доброй воли?
- Есть государственные служащие, а есть люди, замещающие государственные должности. Губернатор - это лицо, замещающее государственную должность. Уходить или не уходить в отпуск - это на его усмотрение, закон не обязывает его это делать. Но насколько я знаю, все три губернатора для чистоты кампании решили уйти в отпуск.
- В городе висят щиты с изображением еще не зарегистрированных кандидатов и с политической рекламой партий. Это законно?
- Я понимаю, о чем вы, сам видел эти щиты. Даже если на пять лет вперед кандидатами проплачена аренда за эту рекламу, они будут обязаны предъявить финансовый документ, что с момента назначения выборов они эту рекламу финансируют из избирательного фонда. Так гласит закон.
Алексей Носиков
www.novygorod.ru