24 мая 2007
4660

Игорь Халин:`Конфликты на этих выборах не исключены`

До выборов в Тюменскую областную Думу осталось полтора месяца. После отмены губернаторских выборов голосование за депутатов областного парламента - единственная избирательная кампания, в которой участвуют избиратели всех трех субъектов сложноустроенной Тюменской области. О том, как проходит эта кампания, мы распросили председателя избирательной комиссии Тюменской области Игоря Халина.

- Игорь Николаевич, как идет избирательная кампания?

- Кампания проходит стадию выдвижения. Самыми активными у нас являются Тобольский избирательный округ No11, избирательные округа Тюмени и седьмой Сургутский одномандатный избирательный округ. Что касается списков избирательных объединений, то на 23 января у нас заверены списки десяти объединений. Из них по денежному залогу собираются регистрироваться только "Справедливая Россия", "Социалистическая единая партия России" и Союз правых сил, остальные намерены собирать подписи избирателей, которых требуется около 52 тысяч для каждой партии. Парламентским партиям достаточно представить первый финансовый отчет - открыть специальный счет для формирования избирательного фонда - и с этого момента для четырех партий - "Единая Россия", КПРФ, ЛДПР - будет отсчитываться десятидневный срок, в течение которого мы должны принять решение о регистрации партийного списка либо об отказе в регистрации. Такой вопрос уже возник по "Единой России", для которой десятидневный срок истекает 29 января - в этот день мы планируем провести соответствующее заседание комиссии. Такой вопрос ставился по списку КПРФ, в который были включены 15 человек.

- Главная причина конфликтов во время выборов - это отказ в регистрации или отмена регистрации кандидатов или их списков. Что произошло со списком КПРФ?

- После проверки документов и достаточно продолжительной работы специальной рабочей группы избирательная комиссия, заседание которой состоялось 21 января, пришла к выводу, что у ряда кандидатов не все требуемые по закону сведения поданы в полном объеме. Нарушения различные - это и не указание количества акций и их стоимости, источников и сумм доходов, площадей гаражей, транспорта и так далее. Закон в этой части формален, и судебная практика складывается таким образом, что не предоставление каких-то данных означает не предоставление документов в целом. На этом основании десять из 15 человек были исключены из списка кандидатов КПРФ, а поскольку это больше 50 процентов, то по закону всему партийному списку КПРФ было отказано в регистрации. Мы располагаем информацией, что они готовятся повторно провести выдвижение. Такое право у них есть, ничего страшного тут не произошло, времени до 3 февраля, то есть до завершения стадии выдвижения, еще достаточно. После устранения недостатков - а по закону мы обязаны в своем решении подробно расписать все нарушения по каждому кандидату - представители партии снова могут поставить вопрос о регистрации своего списка.

- Не слишком ли много формализма в законе о выборах? Формализм закона дает возможность для его избирательного применения, отсюда и жалобы на пресловутый "административный ресурс" - мол, у одних соринку в глазу подметили, а у других бревна не видят. Если кандидат или партия допустили какие-то ошибки в документах, почему бы просто не предложить им эти ошибки исправить?

- По такому пути идет закон - появилась норма, что не позднее чем за трое суток до дня проведения заседания комиссии уполномоченный представитель избирательного объ-единения уведомляется о том, что представленные сведения либо не полные, либо не отвечают требованиям закона по своей форме или своему содержанию. Это требование было выполнено по отношению к КПРФ. Они предоставили документы повторно, и у них была возможность внести изменения здесь, в избирательной комиссии. Однако не все недостатки были устранены. Поэтому было принято решение об отказе в регистрации списка.

- По каким основаниям, помимо названных, кандидатам могут отказать в регистрации или отменить регистрацию?

- Например, за сокрытие иностранного гражданства или неснятой судимости. Это безусловное основание для отказа или отмены регистрации. Есть еще ряд позиций по использованию избирательного фонда - когда в расходах на кампанию кандидат выходит за рамки предельной суммы избирательного фонда более чем на пять процентов. А превышение более чем десяти процентов является основанием для отмены результатов выборов. То есть наиболее серьезно следует отнестись к форме и содержанию документов и к финансовой стороне кампании.

- Правила предвыборной агитации как-то поменялись? Высказывается мнение, что новые правила агитации исключают критику в адрес оппонентов, что не соответствует "общепринятым" демократическим нормам проведения предвыборных кампаний, построенных на дискуссии и конкуренции.

- Прежде всего немного изменился срок предвыборной агитации. Раньше агитация начиналась с момента выдвижения, кроме агитации в СМИ, которая разрешалась не ранее чем за 30 дней до голосования. Сейчас не ранее чем за 28 дней до дня голосование. Второй момент - большое внимание уделено борьбе с экстремистскими проявлениями. Поэтому запрещается использование в агитации материалов, например, с применением нацистской символики или схожей с ней до степени смешения. В телевизионных роликах не должно быть призывов голосовать против кандидатов или их списков. Не должно быть описания негативных последствий избрания кандидата или списка кандидатов. Не должно быть информации о каком-то кандидате или списке, сопровождаемой негативными комментариями. И не должно быть распространения информации, которая способствует формированию негативного отношения к кандидату или к избирательному объ-единению, выдвинувшему список кандидатов.

- Это касается только телевидения?

- Да, именно телевидения. И это касается только телевизионных агитационных роликов кандидатов.

- Но разве агитация "против" запрещена Конституцией? Если разрешена агитация, то она по определению может быть как за, так и против.

- А все упирается в финансовую сторону вопроса. Если допустить агитацию против, то надо создавать соответствующий избирательный фонд. Такой нормы в законе пока не прописано.

- Выходит, правы правозащитники, говоря, что оппозиционеров ограничили в предвыборной критике власти под видом борьбы с экстремизмом?

- Надо определиться в том, что является агитацией против, а что проявлением экстремизма. Действительно, в некоторых рассуждениях доходит до того, что любую критику воспринимают как экстремизм. В законе четко сказано, что не может рассматриваться как проявление экстремизма агитация, направленная на защиту идей социальной справедливости. Все остальное толкуется правоприменителями.

- Если я в своем выступлении говорю, что партия, находящаяся у власти четыре года, ничего не сделала для решения конкретных проблем, я экстремист? Нарушаю закон?

- Смотря, в каких выражениях говорится. Если критика конструктивна, не оскорбительна, не содержит угроз, то никакого экстремизма, закон не нарушен. А если выступление содержит призывы к свержению власти, к изменению строя, к революции, то проявление экстремизма налицо.

- Как сами думаете, конфликты в ходе областных выборов не исключены?

- Думаю, что не исключены. Вряд ли они будут исходить от правых или центристов, скорее, это коснется избирательных объединений левого крыла. Многое зависит от настроя самих партий.

- На выборах в областную Думу установлен "проходной барьер" для партий в семь процентов, отменена графа "против всех" в бюллетенях для голосования и не ограничена нижним пределом явка избирателей. Как эти изменения, на ваш взгляд, повлияют на результаты избирательной кампании? Например, что будет, если тот же семипроцентный барьер преодолеет только одна партия?

- Если проходит только один список, то теоретически выборы могут быть признаны несостоявшимися. Но в Избирательном кодексе Тюменской области есть норма: если семипроцентный барьер преодолел список только одного избирательного объединения, то к формированию мандатов допускается список, преодолевший пятипроцентный барьер. А если вдруг так получится, что два списка получат одинаковое число голосов, то к распределению мандатов допускается тот список, который раньше зарегистрирован.

- Понятно, что после отмены графы "Против всех" люди вынуждены более четко определяться в своих политических предпочтениях. Но если избирателя не устраивает предложенное "меню" из кандидатов, что делать ему? Разворачиваться и домой?

- На мой взгляд, выбор у избирателя все же будет. Прийти на выборы и не сделать выбор - это все равно, что выйти на дорогу, сесть на обочину и никуда не пойти. Хотя я не исключаю, что мы получим какой-то процент испорченных бюллетеней, где либо не будет никаких отметок, либо будут какие-то знаки, не поддающиеся интерпретации. Эти бюллетени не будут учитываться при подсчете и не повлияют на результаты выборов. Надо это избирателю? Пусть определяются.

- Оппозиция часто жалуется на применение административного ресурса. Как обновленный закон противодействует этому? Ведь не секрет, что на руководящих постах в органах власти и местного самоуправления находятся представители одной известной партии. Они же контролируют финансируемые из бюджета средства массовой информации.

- Есть целый блок норм, запрещающих проводить предвыборную агитацию государственным и муниципальным служащим. Во-вторых, если человек баллотируется, люди, находящиеся в его подчинении, не могут входить в состав избирательных комиссий любого уровня, плюс он должен уйти в отпуск. Есть позиции закона, трактующие, что понимается под использованием служебного положения. Это касается и использования помещений, связи, транспорта. Все ресурсы должны использоваться на равных условиях с другими кандидатами и оплачиваться из избирательного фонда кандидата. Думаю, законодательные нормы, предотвращающие использование административного ресурса, достаточно прописаны.

- Губернатор области Владимир Якушев заявил, что уйдет в отпуск на время предвыборной агитации. Это его обязанность или акт доброй воли?

- Есть государственные служащие, а есть люди, замещающие государственные должности. Губернатор - это лицо, замещающее государственную должность. Уходить или не уходить в отпуск - это на его усмотрение, закон не обязывает его это делать. Но насколько я знаю, все три губернатора для чистоты кампании решили уйти в отпуск.

- В городе висят щиты с изображением еще не зарегистрированных кандидатов и с политической рекламой партий. Это законно?

- Я понимаю, о чем вы, сам видел эти щиты. Даже если на пять лет вперед кандидатами проплачена аренда за эту рекламу, они будут обязаны предъявить финансовый документ, что с момента назначения выборов они эту рекламу финансируют из избирательного фонда. Так гласит закон.

Алексей Носиков
www.novygorod.ru


Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован