27 августа 2004
1699

Игорь Левитин: Безопасность полетов начинается на земле

Как сообщил в пятницу Игорь Левитин, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта еще 25 мая выявила в Домодедове нарушения в вопросах безопасности. Тогда же наметили план их устранения, но, по мнению Левитина, жесткие требования к безопасности полетов по-прежнему соблюдаются не всегда. Сами сотрудники аэропортов убеждены: нужны структурные изменения. Пока же ни самое современное оборудование, ни лучшие специалисты, ни кинологи проблему решить не в состоянии.

Только в питомнике аэропорта Шереметьево обитают милые собачки, которые по науке называются шакалопсовыми гибридами. Для кинологов они просто "шалайки", то есть помесь шакала и лайки. Этому уникальному виду - 3 года. От обычных собак шалайки отличаются сверхтонким обонянием. По характеру они больше похожи на кошек - не привязаны к одному человеку, могут работать с кем угодно. Сотрудники службы безопасности на них не нарадуются. Впрочем, все понимают, что помощи одних четвероногих мало. Необходимы структурные изменения.

"Изменились условия. Угрозы стали более ярко выражены и носят жесткий характер. Последние события только подтверждают это. Поэтому и роль государства в обеспечении авиационной безопасности многократно возрастает", - говорит заместитель начальника службы авиционной безопасности "Аэрофлота" Азат Зарипов.

Лучший аргумент в пользу перемен - это факты. Они таковы: сегодня компания "Ист-Лайн" устами своего пресс-секретаря признала, что 100-процентный досмотр багажа на предмет взрывчатки в аэропорту Домодедово не предусмотрен. Спецаппаратура используется выборочно, по усмотрению сотрудников. Да и не всегда она может помочь. Взрывчатое вещество, которое провозится в вакуумной пластиковой упаковке, неразличимо на рентгеновском экране. Его пропускает и металлоискатель.

Однако выход есть. Один из научных центров Санкт-Петербурга разработал уникальную установку - УВП 5101. Принцип ее действия - нейтронно-радиационный, по сути, как томограф. Никакая упаковка для него не преграда, к тому же прибор определяет состав, тогда как рентген - только плотность вещества. "Плотность шоколада, сыра такая же, как у взрывчатки, ее трудно очень отличить, - объясняет директор научно-технического центра "РАТЭК" Юрий Ольшанский. - Но комбинация этих средств все-таки позволяет практически 100-процентно обеспечить непоявление на борту воздушного судна взрывчатых веществ"

Маленький эксперимент: батарейки со взрывчаткой закладываются в фонарь, фонарь - в сумку, сумка - в аппарат. Минута на раздумье, и аппарат реагирует на взрывчатку. Хотя питерский образец дешевле западных аналогов, его внедрение все же требует денег, которых вечно не хватает.

В Шереметьеве рассчитывают, что с приходом в сферу безопасности МВД ситуация изменится. Об этом говорит и Азат Зарипов: "Мы видим более серьезный подход со стороны государства - начиная с организационных вопросов и заканчивая финансированием. Сегодня авиационная безопасность финансируется в России за счет средств авиационных предприятий, которых явно иногда бывает недостаточно".

Впрочем, на технику надейся, а сам не плошай. По мнению экспертов, одна из главных проблем - человеческий фактор. Люди бывают небрежными или просто не знают, как выглядит то, что они ищут. Выход только один - повышение квалификации и железная дисциплина.

Виталий Трубецекой

27.08.2004
vesti.ru

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован