26 августа 2004
2180

Игорь Левитин: О чем молчат оранжевые шары

Следствие не торопится с выводами по поводу катастрофы Ту-134 и Ту-154. Ответ будет дан лишь после анализа всех данных. В арсенале экспертов - компьютерное моделирование, исследование обломков и главное - расшифровка бортовых самописцев.

"Черные ящики", на которые после любой авиакатастрофы у экспертов столько надежд, как известно, вовсе не черные и совсем не ящики, а оранжевые шары. Яркие, чтобы везде заметить, и круглые, для того, чтобы могли срикошетить в момент удара.

Нос и хвостовая часть самолета - места стандартного расположения "черных ящиков", или по-научному - "систем автоматической регистрации параметров полета". Разнесены друг от друга как можно дальше, чтобы в момент катастрофы хотя бы один остался цел.

Найти на месте крушения бортовые самописцы для всякой комиссии по расследованию - едва ли не главное. В Тульской и Ростовской областях нашли. В Ту-134 были установлены один речевой самописец и другой, который фиксировал технические параметры полета. В Ту-154 - те же два плюс один аварийный. Всего пять - столько работы одновременно Межгосударственному авиакомитету выполнять еще не приходилось.

Работа идет медленно еще и по другой причине. "Не все самописцы в состоянии, в котором бы их сразу можно было прочитать. С ними сегодня и завтра будут работать, чтобы можно было ленту привести в то состояние, когда можно прочитать, что произошло", - рассказал председатель государственной комиссии по расследованию причин катастрофы Игорь Левитин.

У специалистов масса технологий, позволяющих восстановить поврежденные носители информации. Тонкие металлические ленты или проволоку отмачивают в специальных растворах и часто собирают по частям, данные оцифровывают, и речь, превращенную в графики, обрабатывают уже на компьютере. Иногда, чтобы расслышать слова пилота, работают неделями. "Слышишь последние слова, и обидно: из-за таких глупостей подчас погибают", - говорит начальник отдела научно-технической комиссии Межгосударственного авиационного комитета Николай Виноградов.

На месте катастрофы, говорят специалисты, имеет значение все - как далеко разбросаны обломки, как они лежат по отношению друг к другу, что от чего оторвалось и в каком порядке.

Важнейший этап расследования - так называемая "выкладка". По отсутствующим деталям можно определить, что воздействовало на самолет перед катастрофой, по характеру разломов - где произошло разрушение, в воздухе или на земле.

"Раскладывают практически поскелетно, как археологи находят мамонта - точно так же по схеме раскладывают эти остатки", - говорит заслуженный летчик-испытатель герой России Магомед Толбоев.

Едва ли не самый известный в современной России летчик-испытатель Магомед Толбоев - один из немногих в мире, кто сажал Ту-154 с полностью остановленными двигателями. Он часто сам привлекался к расследованиям и уверен, что имеющийся ныне материал позволит выяснить причину двойной катастрофы.

Восстановить картину полета помогает еще и специальный компьютер. В него закладываются все параметры, включая кривую самолета с монитора диспетчера, и все совмещается во времени. Поэтому, был ли причиной катастрофы взрыв, плохая погода или технические проблемы, в принципе можно выяснить, даже если "черные ящики" вообще будут молчать. Правда, в речевых самописцах главное - последние слова и эмоции экипажа. Иногда только их и достаточно, чтобы понять, что произошло на самом деле.

Андрей Кондрашов

26.08.2004
vesti.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован