21 апреля 2009
6024

Игорь Левитин: Все льготы на транспорт сохранятся

Транспортная инфраструктура становится одним из наиболее перспективных сегментов мирового инвестиционного рынка

На транспортную отрасль власти возлагают большие надежды, видя в ней не только источник новых рабочих мест на время кризиса, но и потенциал для посткризисного развития страны. Однако транспортной отрасли - одной из основных по развитию инфраструктуры - серьезно сократили финансирование: первоначальный вариант бюджета на 2009 год предусматривал на транспортную инфраструктуру как в рамках федеральных целевых программ (ФЦП), так и вне их почти на треть больше, чем скорректированный. О том, как будет работать отрасль в новых условиях, корреспонденты РГ" беседуют с министром транспорта Игорем Левитиным.

Игорь Евгеньевич, где проходит наш рубеж борьбы с кризисом?

Это в первую очередь люди. Поэтому и скорректированный бюджет на 2009 год, и антикризисная программа нацелены на то, чтобы все социальные обязательства государства были выполнены.

А следующие рубежи подкрепляют первый - сохранение и усиление промышленного и технологического потенциала, ускорение модернизации и развитие инфраструктуры, снижение административных барьеров для бизнеса, усиление финансовой системы, а также ответственная макроэкономическая политика.

Какие задачи стоят перед министерством в программе антикризисных мер?

Одна из них - обеспечить доступность транспортных услуг для населения. Обязательно сохраним систему компенсаций выпадающих доходов компаниям, которые перевозят пассажиров в поездах дальнего следования. Речь идет о плацкартных и общих вагонах, а также о направлении на Калининград. Это позволит избежать резкого повышения цен на билеты и удержать их в пределах финансовой возможности населения. Для школьников и студентов сохранятся льготные условия проезда по железной дороге. Для этого уже подготовлены решения о внесении в уставный капитал "РЖД" 2,3 миллиарда рублей.

Принято постановление правительства о субсидировании пассажирских авиаперевозок с Дальнего Востока в европейскую часть страны и обратно. Это позволит в летний период обеспечить доставку пассажиров до 23 лет включительно и старше 60 лет по специальному тарифу, размер которого не будет превышать 50% от базовой цены.

Кроме того, в правительство направлен проект постановления о порядке возмещения недополученных доходов авиакомпаний за перевозку "чужих" пассажиров. То есть тех компаний, в отношении которых принято решение о приостановке действия сертификата эксплуатанта. Это даст пассажирам дополнительные гарантии, что, несмотря ни на что, они в любом случае доберутся в пункт назначения. На реализацию этого постановления в 2009 году планируется направить из бюджета до 5 миллиардов рублей.

Вы не раз говорили, что одна из важнейших задач министерства сегодня - обеспечить устойчивую работу организаций транспортного комплекса и сохранить квалифицированные кадры. Что здесь предстоит сделать?

Наиболее остро этот вопрос стоит в гражданской авиации. Вы знаете, что с конца 2007 года по август 2008 года резко - более чем на 40% - выросли цены на авиатопливо, что существенно ухудшило финансовое состояние организаций. И мы разработали комплекс мероприятий, который направлен на их поддержку.

Во-первых, для обновления парка воздушных судов постановлениями правительства отменены ввозные таможенные пошлины на самолеты иностранного производства с количеством посадочных мест до 50 кресел и вместимостью свыше 300 человек. И в продолжение этой меры Федеральная таможенная служба по предложению минтранса подготовила проект закона, который предусматривает внесение изменений в Таможенный кодекс. Они предусматривают отсрочку до 6 месяцев по уплате таможенных пошлин и налогов на ввоз самолетов и комплектующих к ним. Сейчас этот документ проходит согласование в правительстве.

В-третьих, в декабре прошлого года принято постановление N 964 о порядке предоставления коммерческим банкам субсидий на возмещение возможных затрат по сделкам кредитования авиакомпаний. Срок его действия был ограничен 2009 годом. Минфин совместно с минтрансом подготовил предложения, чтобы продлить его и на 2010 год. В этом году на реализацию постановления выделено 5 миллиардов рублей.

В-четвертых, предлагается увеличить до трех четвертей размер возмещения из федерального бюджета затрат на уплату платежей за воздушные суда российского производства, которые получают наши авиаперевозчики в лизинговых компаниях.

В-пятых, в прошлом году правительство утвердило разработанную в минтрансе Концепцию развития аэродромной (аэропортовой) сети РФ на период до 2020 года. Она содержит предложения по формированию эффективных механизмов сохранения и развития всего сегмента социально значимых авиационных перевозок: региональные, местные, в районах Крайнего Севера и в приравненные к ним местности.

И что это за механизмы?

Предусмотрены субсидии для содержания инфраструктуры аэропортовых комплексов, включая аэродромы. В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях мы планируем создать федеральные казенные предприятия, которые объединят несколько аэропортов.

Уже проводится работа по формированию ФКП "Аэропорты Камчатки" и "Аэропорты Чукотки". В Якутии такое предприятие уже создано. Хочу особо отметить, что, несмотря на общее сокращение финансирования в отрасли, полностью сохранены физические объемы строительных работ на аэропортовых комплексах Дальнего Востока. Проводим реконструкцию местных аэропортов региона. Идет доводка основных узловых аэропортов (Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Магадан, Владивосток, Хабаровск) до II категории по классификации Международной организации гражданской авиации (ИКАО). И все они получат возможность круглосуточно принимать воздушные суда.

Какие-то налоговые льготы предусмотрены?

Пока нет, но мы настаиваем на том, чтобы они были. Необходимо предоставить льготу по уплате налогов на имущество и землю. Причем не только аэродромам, но и морским и речным портам. Результаты анализа показали существенное влияние земельного и имущественного налогов на финансовую деятельность операторов аэропортов, морских и речных портов. Так, например, после ввода аэродромной инфраструктуры, которая предусмотрена ФЦП до 2015 года, обязательства по уплате налога на имущество единого балансодержателя аэродромов - ФГУП "АГА" - увеличатся до 2 миллиардов рублей. Это вместо нынешних 9 миллионов рублей. У Росморпорта к 2015 году налог на имущество составит более 4 миллиардов рублей, или 20% от всех доходов предприятия.

В этом году регионам и муниципалитетам, наверное, придется забыть о планах обновления парка автомобильной техники для перевозки пассажиров и грузов?

Ничего подобного. Есть специальная программа, и она будет реализовываться. В этом году федеральный бюджет дает на это дело 20 миллиардов рублей. А регионы должны будут добавить до 10 миллиардов. Лизинговым компаниям предоставят кредитную линию на лизинг автомобильной техники российского производства на срок не менее 3 лет по ставке, не превышающей ставку рефинансирования Банка России.

А что будет со строительством дорог, мостов и прочего?

Никаких новых строек не планируем, за исключением объектов Олимпиады-2014 в Сочи, форума АТЭС-2012 во Владивостоке, проектов из Инвестфонда. И сосредоточимся на продолжении и завершении тех строек, которые уже начаты. Для того чтобы поддержать темпы строительства и снизить финансовую нагрузку на региональные бюджеты, по предложению минтранса принято постановление правительства, которым предусматривается снижение минимального размера софинансирования дорожных объектов с 20% до 5% годового объема. 95% в 2009 году теперь берет на себя федеральный бюджет. Помимо этого, в нем предусмотрено предоставление субсидий не только на строительство и модернизацию автомобильных дорог общего пользования, но и на их ремонт и содержание. И теперь у субъектов Федерации за счет высвобождающихся средств появится дополнительный источник для содержания и ремонта региональных и муниципальных дорог. А это, в свою очередь, будет способствовать созданию новых рабочих мест.

Федеральной казной все проекты не прикроешь. Готов ли бизнес вкладываться в транспортную инфраструктуру?

Она сегодня как раз и является одним из наиболее перспективных сегментов мирового инвестиционного рынка. И наша задача - на условиях частно-государственного партнерства привлечь деньги бизнеса на реализацию транспортных проектов.

Напомню, что в прошлом году пять проектов по железнодорожному транспорту и пять - по дорожному хозяйству получили поддержку Инвестфонда в размере 18,5 миллиарда рублей. В этом году реализация проектов, в которые бизнес уже начал вкладывать деньги, будет продолжена.

Новым элементом привлечения частных инвестиций в транспортную отрасль может стать выпуск инфраструктурных облигаций крупными транспортными компаниями. Первый положительный опыт уже есть. ФСФР в январе этого года зарегистрировано 7 выпусков инфраструктурных облигаций РЖД на сумму 100 миллиардов рублей. Размещать эти ценные бумаги на рынке компания будет до мая - раз в месяц по 30 миллиардов рублей. Это позволит ей привлечь дополнительные финансовые ресурсы для реализации инвестиционной программы и заменить дорогие краткосрочные кредиты на более выгодные, долгосрочные. А для закупки нового железнодорожного подвижного состава мы предлагаем использовать механизм госгарантий для банков, которые согласятся дать на это трехлетние кредиты и не более чем под 19% годовых.

Привлечение внебюджетных источников предполагает и создание двух новых госкомпаний на транспорте. На базе ОАО "Государственная транспортная лизинговая компания" принято решение создать централизованный механизм лизинга техники, чтобы наладить ее поставки для нужд дорожного хозяйства. Цель - привлечь инвестиции и снизить издержки при производстве дорожно-строительных работ. Создается также госкомпания "Российские автомобильные дороги", которая тоже поможет привлечь частные инвестиции, но в строительство автодорог.

Хотели бы что-то добавить в антикризисную программу правительства на 2009 год?

Минтранс в целом ее поддерживает, но предлагает дополнить семью мерами.

Первая - ускорить процедуру возмещения НДС для крупнейших организаций - экспортеров товаров и услуг. Это можно сделать, восстановив институт "традиционного экспортера", предусматривающий возврат в течение месяца до 80% суммы уплаченного налога.

Вторая - восстановить запланированный до кризиса уровень субсидий регионам на развитие автодорожной сети. Это мера как окажет прямое экономическое влияние, так и вызовет дополнительные косвенные эффекты - от создания новых рабочих мест до развития смежных отраслей с высокой добавленной стоимостью (строительство, услуги).

Третья - внести в уставный капитал РЖД 100 миллиардов рублей, чтобы дать компании возможность расширить объемы своей инвестиционной программы. Это даст значительный мультипликативный эффект и позволит сформировать масштабный заказ для российских предприятий, сохранив примерно 130 тысяч рабочих мест.

Четвертая - субсидировать процентные ставки по кредитам на приобретение железнодорожного подвижного состава российского производства.

Пятая - организациям автомобильного транспорта субсидировать часть затрат на уплату лизинговых платежей за автобусы и грузовые автомобили российского производства, а также расходов на обслуживание кредитов, взятых на приобретение машин.

И, наконец, шестая мера - предусмотреть в федеральном бюджете средства на организацию переподготовки работников гражданской авиации.

Досье

Левитин Игорь Евгеньевич родился 21 февраля 1952 года в поселке Цебриково Одесской области.

В 1973 году окончил училище Военных железнодорожных войск и военного сообщения в Ленинграде. В 1983 году окончил Военную академию тыла и транспорта. Специальность - инженер путей сообщения.

С 1970 года служил в рядах Вооруженных сил. С 1973 по 1976 год служил в Одесском военном округе на Приднепровской железной дороге. С 1976 по 1980 год проходил службу в Южной группе войск.

С 1983 по 1985 год занимал пост военного коменданта железнодорожного участка и станции Ургал на БАМе. С 1985 по 1994 год работал на Московской железной дороге в должности военного коменданта участка, а затем - заместителя начальника военных сообщений. С 1996 по 2004 год работал в ЗАО "Северстальтранс", с 1998 года - заместитель генерального директора компании.

Курировал тему транспортного машиностроения, железнодорожных перевозок и работу морских портов. Входил в Общественный совет при правительственной комиссии по реформе железнодорожного транспорта.

9 марта 2004 года назначен министром транспорта и связи РФ. Указом президента РФ от 20 мая 2004 г. N 643 назначен министром транспорта Российской Федерации.
авторитетно

Сергей Иванов, заместитель Председателя Правительства России:

- В сложившейся экономической ситуации есть неплохой шанс попытаться сделать большой шаг в решении одной из двух извечных российских проблем. Сосредоточившись на решении дорожных проблем конкретных городов и населенных пунктов, мы не только дадим импульс для их экономического развития, но и создадим дополнительные рабочие места.
справка

В скорректированном бюджете объем средств по ФЦП "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" сократился на 29% - с 404 миллиардов до 288,4 миллиарда рублей.

Однако по сравнению с 2008 годом объем средств, выделенных на транспортную инфраструктуру, вырос на 15%
кстати

Более 2 тысяч км автомобильных дорог введены в эксплуатацию в 2008 году, что на 40% больше, чем в 2007 году. Из них 560 км автодорог - федерального значения.

100 миллиардов рублей составили расходы федерального бюджета на субсидии регионам для дорожного хозяйства.

До 38,5% выросла доля федеральных дорог, которые соответствуют нормативным требованиям.

На 13% сократилось количество ДТП.

На 8% выросла интенсивность воздушного движения. Количество используемых воздушных трасс превысило 800, из них международных - более половины.

12,5 миллиарда рублей направлены на поддержание инфраструктуры внутренних водных путей, что на 18% больше, чем в 2007 году. Закончено строительство второй нитки шлюза Кочетовского гидроузла на реке Дон

Татьяна Панина, Татьяна Шадрина

Опубликовано в РГ (Экономика) N4893 от 21 апреля 2009 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован