Из представителей так называемой "массовой культуры" мы решили поговорить с композитором и продюсером Игорем МАТВИЕНКО - создателем таких успешных (и рассчитанных на разную аудиторию) групп, как "Любэ" и "Иванушки International", главой собственного продюсерского центра. Первым вопросом было: как он относится к оппозиции элитарного и массового?
- В моей области вся культура практически массовая. Как только человек берет в руки гитару или, к примеру, диджейский приборчик - он уже начинает делать массовую культуру. Разница только в масштабах: есть тотальные хиты. Грубо говоря, Бритни Спирс. Или Алла Пугачева. А есть, например, Наталья Ветлицкая - на мой взгляд, довольно элитарная певица. Просто имеет возможность и клипы выпускать нестандартные, и песни... Или "Моральный кодекс", который олигархи обожают.
- Правда? Я не знал.
- Ну что вы! "Кодекс" на каждой деловой презентации выступает. А наш рок-н-ролл - еще более массовый продукт. Даже то, что считается андерграундом, проходит под знаменем массовой культуры. Бывают исключения, но редко. Вот, помните, первый альбом Guns`n`roses? Вот там они дали! Супер! На меня, помню, очень повлиял тогда. А потом их зацепил шоу-бизнес, и все кончилось. Единственное исключение - "Нирвана". Они все равно остались в оппозиции, хотя и продавались гигантскими тиражами. Ну, видимо, смерть Кобейна и была вызвана, в частности, этим несоответствием. Конфликтом.
- Вы занимаетесь двумя разными проектами - "Иванушками" и "Любэ". Легко ли переключаться с одного на другое?
- У меня с этим особой проблемы нет. Если ты профессионал, то должен уметь работать в любой области, в любом стиле. Собственно, композиторы в том же XIX веке с равной легкостью писали и симфонии, и польки. Так что я сажусь, переключаю маленький тумблер и... Вот сейчас у меня как раз такая ситуация: я закончил очередной альбом "Любэ" "Давай за..." и потихоньку начинаю примеряться к новому альбому "Иванушек". Другую музыку слушаю, настраиваюсь.
- То есть вы, грубо говоря, перестаете слушать Майю Кристалинскую и начинаете накачивать себя "Руками вверх"?
- Что-то вроде того. Для "Иванушек" я слушаю Basement Jaxx. Или De-phazz. Новую, правильную электронную музыку. Мне эта культура вообще очень нравится. А когда я пишу для "Любэ", я, пожалуй, вообще ничего не слушаю: там же нельзя перенять саунд у западных групп. "Любэ" - это очень наш проект. Тут все свое, родное. И литературу читаю соответственную: вот когда я писал последний альбом "Любэ", читал "Я был на этой войне", такие вот вещи. Создаю вокруг себя специальную атмосферу.
- Как вы просчитываете, что должно выстрелить? Как пишете хиты?
- Просчет - неправильное слово. Тот, кто пытается что-то жестко просчитать, проигрывает. Эта задача все-таки выходит за рамки простой арифметики. Просчитать хит невозможно. Шлягерок какой-нибудь - это пожалуйста: пока его будут крутить по радио, на ТВ, его будут слушать. А вот чтобы слушала вся страна... Есть какие-то трудноуловимые материи, некоторая духовность, которая в результате и решает все. Конечно, профессиональный подход все равно должен быть, но это не конвейер и не уравнение с готовым решением. У меня, например, процесс творчества проходит очень мучительно, долго. Я пишу несколько вариантов, иногда получается довольно много - до десяти. Когда я сочинял "Давай за..." с нового альбома "Любэ", столько и вышло. Некоторые из них потом становятся самостоятельными песнями.
- Как вы решаете, каким должен быть очередной альбом ваших подопечных? Вот новый альбом "Любэ" - совершенное ретро. Это дань общим тенденциям, крепнущей моде на советское?
- "Любэ" - сам по себе ретро-проект, и "Давай за..." - просто очередной ретро-альбом. Разве что к саунду мы подошли совсем уж детально: брали настоящие старые инструменты советские, записывались в студии на старых пультах, копировали всю эту атрибутику. Приглашали детские хоры, ансамбли, оркестр народных инструментов, то есть имитировали ретро не только на мелодическом и интонационном уровне, но еще и на уровне звучания.
- Кто приносит больше денег - "Любэ" или "Иванушки"?
- (Пауза.) Ну, так сложно сказать. Они по-разному развиваются. "Любэ" - стабильный проект, ровный. У них был всплеск в 90-х, когда "Любэ" действительно был новым словом, и с тех пор - аккуратный, стабильный успех. У "Иванушек" тоже был всплеск в самом начале, но мальчишечья группа не может все время находиться на подъеме. Кривая их популярности идет зигзагами, по простой схеме: выходит альбом, появляется реклама, клипы - и всплеск интереса. А вот сейчас у "Иванушек" полгода ничего особенного не было, и интерес немного поутих. Скоро выпустим новый альбом - все начнется по новой.
- Насколько близки к реальности расхожие представления, что в шоу-бизнесе все на золоте едят и на лимузинах ездят?
- Я, честно говоря, с такими представлениями даже не сталкиваюсь. Они какие-то уж совсем обывательские. Чтобы сделать хорошие деньги, нужно скорее присосаться к нефтяной скважине. Или открыть в Москве пару магазинов. Или ресторан. Никаких грандиозных денег, поверьте, тут нет. Понятно, откуда такие разговоры: когда такой шум вокруг, и телевидение все время, и газеты пишут... Но вы послушайте, что говорят наши звезды в интервью. Выстроил дачу. Или купил квартиру. И все! Все достижения. Никаких миллионов в швейцарских банках. Ничего такого.
Алексей МУНИПОВ
19.03.2002
www.izvestia.ru