А. НОРКИН - Игорь Яковенко, генеральный секретарь Союза журналистов России, в эфире нашей радиостанции, Игорь, здравствуйте.
И. ЯКОВЕНКО - Здравствуйте, добрый день.
А. НОРКИН - С чего начнем? С RenTV или с "МН"?
И. ЯКОВЕНКО - Наверное, по масштабу с RenTV.
А. НОРКИН - С RenTV. Что это все означает, RenTV, меня, например, больше интересует мнение не по RTL, а именно по "Северстали", RTL вроде как-то есть у нас какие-то такие единичные случаи, у нас, по-моему, в "Дарьял ТВ", "ДТВ", там шведы присутствуют, где-то что-то еще, и в случае с RenTV, все-таки, конечно, пакет RTL-евский, он не будет иметь там большого значения. А "Северсталь", да, "Северсталь" - это интересно.
И. ЯКОВЕНКО - Я думаю, что это, в общем, достаточно очевидная вещь, это продолжающаяся зачистка информационного поля, это вполне очевидная подготовка к 2007-2008 г., когда надо заткнуть все щели, из которых может доноситься какая-то альтернативная демократическая информация, какой-то вообще плюрализм. Т.е. на сегодняшний момент телевизионное пространство можно считать окончательно забетонированным, и оно уже очень сильно похоже на телеэфир советских времен, когда, если говорить об информационном вещании, то существует уже теперь везде цензура, существует уже теперь везде безальтернативная точка зрения по ключевым вопросам. Т.е. мы уже теперь не встретим реальной информации о том, что происходит в Чечне, мы уже не встретим реальной информации и каких-то альтернативных оценок по делу ЮКОСа, по свободе и правам человека и т.д., это уже будет одна только официальная кремлевская, в той или иной степени выверенная линия.
А. НОРКИН - Как заявлено, альтернативная точка зрения по делу ЮКОСа будет у нас на канале "Russia Today".
И. ЯКОВЕНКО - А, понятно, понятно да.
А. НОРКИН - По крайней мере, организаторы канала так говорят.
И. ЯКОВЕНКО - Да, она будет просто на другом языке. В этом смысле она будет альтернативной.
А. НОРКИН - Так, может, хорошо, россияне будут английский язык учить более активно?
И. ЯКОВЕНКО - У меня есть очень сильное подозрение, что это недостаточный будет мотив, россияне просто будут слушать "Эхо Москвы".
А. НОРКИН - Если им это дадут.
И. ЯКОВЕНКО - Да, если дадут и если с "Эхом Москвы" тоже не сделают чего-нибудь такого, у вас стол деревянный, да?
А. НОРКИН - Да.
И. ЯКОВЕНКО - Стучим по нему. Кроме всего прочего, опыт у россиян большой, будут слушать Би-би-си, "Голос Америки" и т.д., хотя, в общем, на самом деле, будут читать газеты, а потом время другое сейчас. Люди, которые что-то хотят узнать, будут просто Интернетом пользоваться.
А. НОРКИН - Игорь, вы сказали, что переход RenTV из собственности РАО ЕЭС к "Северстали" - это окончательное забетонирование площадки. А на чем основана ваша уверенность, что Мордашов, он будет хуже, чем Чубайс, когда единичный такой владелец?
И. ЯКОВЕНКО - Во-первых, я не сказал, что Мордашов хуже, чем Чубайс, это два господина очень разных, и я их не собираюсь рейтинговать по качеству.
А. НОРКИН - Тогда почему?
И. ЯКОВЕНКО - Здесь совершенно другая история, дело в том, что то, что произошло, давайте вещи называть своими именами, это такой своеобразный кремлевский оброк, когда, опыт этого кремлевского оброка, он был на "Газпроме", когда "Газпрому" сказали купить НТВ и ликвидировать его, фактически убить НТВ, то, чему мы все были свидетелями. Точно такой же опыт кремлевского оброка был, когда господину Левину сказали купить "Общую газету" и ее уничтожить.
А. НОРКИН - "Лукойл", история с ТВ6.
И. ЯКОВЕНКО - ТВ6 и т.д., это все просто, дело в том, что бизнес, практически весь сегодняшний российский бизнес после того, что сделали с Ходорковским, он весь очень жестко встроен в систему власти. По сути дела, у нас нет отдельно существующего института собственности и отдельно существующего института власти. Это один институт, такой своеобразный кентавр, гибрид такой, власть и собственность. И собственность, и "Северсталь" - классический пример, она очень сильно встроена во власть. Хочет, т.е. Мордашову дали подержать "Северсталь" или подержаться за "Северсталь", и поэтому что там скажут в Кремле, то он и делает. В данном случае, сказали ему купить RenTV, купил. Скажут продать, продаст. Точно также в свое время сделал Абрамович, ему сказали купить ОРТ, купил, сказали продать, продал, все. Это объект собственности, т.е. я имею в виду RenTV, который никогда не интересовал, не интересует и не может интересовать Мордашова. Это достаточно очевидная вещь, опять-таки, лично я с этим человеком не знаком, но для этого не надо быть знакомым. Понятно, что вся логика поведения крупного собственника в России, она сегодня такова. От медийных активов бегут крупные собственники, как черт от ладана. Скомандовали, все, пожалуйста, там же точно скомандуют, и кого поставить во главе RenTV, кто будет и как определять информационную, в частности, политику. Так что, как получилось с "Газпромом", точно таким же образом.
А. НОРКИН - Хорошо, а зачем тогда RTL приходит?
И. ЯКОВЕНКО - Здесь немножко другая история. Здесь уже мы вступаем на почву гипотез. Их несколько, первый вариант таков, что RTL мог, в конечном итоге, даже не знать, ведь последовательность действий была такова. Сначала Лесневские продали 30% акций RTL, и только потом стало ясно, кто стал владельцем 70%.
А. НОРКИН - Это произошло практически в один день. Все же говорили, что РАО ЕЭС отдает свои акции "Еврофинансу", который все подряд у нас сейчас под себя загребает, вдруг RTL появился, в тот же день там нарисовалась эта "Северсталь".
И. ЯКОВЕНКО - Это правда. Тем не менее, здесь, несмотря на всю опытность западных медиамагнатов, в России даже самые опытные западные инвесторы зачастую попадают впросак. Помните, такой хитрый человек, как Сорос, у нас очень сильно пролетел вдоль по России в знаменитой истории? Т.е. вполне возможно, что рассчитывали на что-то другое. Второй вопрос - это то, что, вполне возможно, была просто договоренность о некотором перепрофилировании этого медийного актива, в частности, есть некоторая надежда на то, что, с информационной-то политикой будет все очевидно, здесь надежд никаких нет, но вполне возможно, что это будет просто перепрофилированный канал, и он потеряет свою информационную составляющую, но приобретет, допустим, развлекательную или еще какую-то иную. В принципе, с точки зрения развития медийного рынка, это неплохо.
А. НОРКИН - У нас что, дефицит развлекательных телеканалов?
И. ЯКОВЕНКО - Нет, у нас нет дефицита развлекательных.
А. НОРКИН - Может, тогда уж какой-то нишевой там делать, я не знаю.
И. ЯКОВЕНКО - Может быть, нишевой, но, в данном случае, мы сейчас, я не 100% уверен.
А. НОРКИН - Я понимаю, да, что мы сейчас прикидываем.
И. ЯКОВЕНКО - Правильно делаем, что начинаем за собственников обсуждать.
А. НОРКИН - А что же еще остается?
И. ЯКОВЕНКО - Нет, проблема, на самом деле, достаточно очевидна. Для России это большой вред, в целом, для России как для страны, для России как для граждан, потому что информационные потребности...
А. НОРКИН - Вред в чем, в продаже RenTV или в том, что вошел иностранный инвестор?
И. ЯКОВЕНКО - Нет, конечно.
А. НОРКИН - Давайте разведем, просто чтобы было понятно.
И. ЯКОВЕНКО - Вред заключается, конечно, не в том, что вошел иностранный инвестор. Это как раз польза, потому что нашему медиарынку не хватает умения играть по правилам, и есть некоторая надежда на то, что иностранный инвестор один, другой, третий придет, контрольного объема у них здесь никогда не будет.
А. НОРКИН - Так это даже, по-моему, законом у нас нельзя сейчас.
И. ЯКОВЕНКО - Нет, почему, на самом деле, иностранный инвестор может приходить, кроме всего прочего.
А. НОРКИН - Нет, я имею в виду, что контрольный пакет, по-моему, там же как-то 50%, что-то, не больше, не помню сейчас точно.
И. ЯКОВЕНКО - Скажем прямо, эти все законные рогатки, у нас, например, есть потрясающее ограничение в законе о СМИ, у нас иностранцы не имеют права учреждать СМИ. Комичность ситуации заключается в том, что иностранцу для того, чтобы обойти эту рогатку, нужно 15 минут. Он может здесь в России создать любое юридическое лицо и после этого спокойно учредить СМИ. Поэтому это, конечно, просто нелепица, которая вкралась в текст очень хорошего и очень прогрессивного закона о СМИ. А возвращаясь к нашей проблеме, то вред для России заключается в том, что в России исчез единственный реально негосударственный, независимый от государства телеканал. Вот весь вред, т.е., на самом деле, уже тотальное, т.е. тенденция к тому, чтобы наш замечательный авторитарный режим, который сейчас существует в России, постепенно переплавлялся в тоталитарный, эта тенденция намечается. И в частности, когда заткнута последняя брешь в телеэфире, то это уже переход количества в качество, это уже серьезная штука.
А. НОРКИН - Есть у нас еще до новостей время, давайте тогда перейдем к другой большой истории, у которой, на мой взгляд, гораздо больше каких-то таких ящиков еще, такой background, лично меня он очень сильно расстраивает. "МН", там тоже появился иностранный инвестор, сегодня практически мы официально можем говорить о том, что это Вадим Рабинович, украинский предприниматель, который проживает постоянно в Израиле, там смена, насколько я понимаю, будет всего руководящего состава. Как вы вообще для себя понимаете эту всю историю с "МН"?
И. ЯКОВЕНКО - Это вообще довольно больная тема. Больная тема потому, что, действительно, "МН" за последние полтора десятка лет стали брэндом, который просто вошел составной частью в то, что называется культура России. Это брэнд, несмотря на то, что может кому-то показаться кощунством, что я сравниваю, но это действительно брэнд, сопоставимый по значению, по знаковости для российской культуры с "Новым миром", Большим театром, с библиотекой им. Ленина и т.д., т.е. это действительно брэнд. И конечно, потерять этот брэнд - это очень жалко. И поэтому все, что происходило...
А. НОРКИН - Мы его потеряли сейчас, когда его купил господин Рабинович, или мы потеряли его неделю-две назад?
И. ЯКОВЕНКО - Нет, во-первых, я говорю, угроза потерять этот брэнд очень серьезна, я не утверждаю, что мы его потеряли, ничего не произошло пока. Пока последние примерно полтора месяца шла не очень приличная история, связанная с тем, как поссорились люди внутри редакции.
А. НОРКИН - Но это привело к тому, что мы уже потеряли группу журналистов, которую, в общем, трудно как-то не ассоциировать с "МН", хотя бы Люду Телень.
И. ЯКОВЕНКО - Во-первых, мы никого пока не потеряли, потому что сейчас пришел новый владелец.
А. НОРКИН - Но их нет сейчас, т.е. вы хотите сказать, что, может быть, они появятся?
И. ЯКОВЕНКО - Вполне возможно. Я просто хочу воспользоваться этим эфиром и, что называется, использовать его, может быть, для попытки, я не утверждаю, что моими устами глаголет общественное мнение, но, по крайней мере, я думаю, что я представлю не свою личную, не только свою личную точку зрения. Я думаю, что было бы очень важно, чтобы тот инвестор, который сегодня пришел, а именно господин Рабинович, попытался все-таки восстановить "МН" хотя бы, по возможности, в том составе, в каком они все это время занимали свою нишу. Т.е. это газета для высокообразованной, думающей части интеллигенции, прежде всего, безусловно, для интеллигенции больших городов. В данном случае, речь идет, конечно, о том, чтобы попытаться вернуть хотя бы значительную часть той команды, которая делала "МН". Условно говоря, попытаться вернуть "МН", в основном, времен Егора Яковлева, Лена Карпинского. И те попытки, которые делал Лошак, когда был гл. редактором "МН", сохранить эту газету на таком уровне, они тоже заслуживают отдельного спасибо. И я думаю, что сегодня у нового хозяина "МН" есть вполне все возможности для того, чтобы попытаться восстановить эти традиции, безусловно, с учетом новых реалий. И такие возможности есть. Вне всякого сомнения, нужно не повторять те глупости, которые были допущено в последние месяцы, когда, в частности, совершенно недопустимая вещь, когда объединяются в одном лице генеральный директор издательства и гл. редактор. Это то же самое, что в судебной процедуре объединить в одном лице защитника и прокурора. Я думаю, что очень, на самом деле, правильно поступил, конечно, Леонид Невзлин, который публично заявил о том, что он хочет отказаться от владения "МН", потому что, естественно, очень сложно контролировать ситуацию, находясь за рубежом, очень сложно, так сказать, пытаться разобраться в том, что здесь происходит. И конечно, как человек, который заботится о своей репутации, Леонид Невзлин правильно поступил, не желая.
А. НОРКИН - Но господин Рабинович тоже, в общем, находится за рубежом, хотя, конечно, я так понимаю, у него будет возможность сюда в Россию приезжать.
И. ЯКОВЕНКО - В отличие от Невзлина у Рабиновича есть возможность сюда приезжать, в том-то и проблема, что я прекрасно понимаю, что Невзлина очень волновала ситуация "МН", это совершенно понятно, потому что Невзлин - человек, который своей репутацией, безусловно, дорожит в той части людей, среди той части людей, которая совпадает с ним во взглядах. И поэтому, естественно, стать могильщиком "МН" он не хотел, это именно невозможность физически приехать, на месте разобраться и получать информацию из первых уст, она делала невозможным руководство "МН". Поэтому поступил он абсолютно правильно. У Рабиновича есть шанс, действительно, сохранить для России этот брэнд и оставить абсолютно уникальное издание, которое занимало последние годы свою нишу на рынке российских СМИ.
А. НОРКИН - Не знаю, у меня в истории с "МН", вы сказали тоже, что это больная тема, меня больше всего расстраивало то, что люди, которые работали в "МН", которые были, были уже теперь говорю, поскольку наблюдательный совет сложил свои полномочия, которые владели "МН", они все, в общем-то, декларировали приверженность к одним и тем же принципам, к демократическим принципам, говорили о том, что необходима свобода слова, свобода СМИ. И в результате как-то получилось, что эти люди между собой не смогли договориться, на мой взгляд, в общем-то, практически разрушили издание.
И. ЯКОВЕНКО - Пока еще нет.
А. НОРКИН - Пока нет, но "МН" для меня стали представлять уже не столько интерес своими публикациями, сколько теми новостями, которые вокруг этого издания происходили.
И. ЯКОВЕНКО - Да, здесь.
А. НОРКИН - Чем бы вы это могли объяснить, ведь, на самом деле, так мало всего, что как-то, тех людей даже мало, которые думают одинаково. И такой конфликт.
И. ЯКОВЕНКО - С моей точки зрения, боюсь показаться...
А. НОРКИН - Игорь, можно я еще добавлю, вы сказали, что это была одна из главных ошибок, соединение, совмещение поста генерального директора и гл. редактора. Во многом то же самое Евгений Киселев делал и на предыдущих своих местах. Т.е. это как бы тогда уже повторение ошибки, и тогда об этом очень многие говорили. И когда был проект ТВС, где Евгений Киселев не был генеральным директором, но и тогда там была масса каких-то ошибок, о которых очень много говорили. Тем не менее, они продолжались, продолжались и продолжались.
И. ЯКОВЕНКО - Я категорически не хочу продолжать славную традицию, которая среди российской интеллигенции распространилась за последние годы. Она называется - падающего толкни. Поэтому я категорически ничего не буду говорить плохого про Евгения Киселева, просто ничего плохого, вообще ни одного слова. В свое время, когда Евгений Киселев был на коне, когда он входил даже не в сотню, а в 50 наиболее влиятельных политиков России, когда его портреты были развешаны по всей Москве, я говорил много критических слов в его адрес. Сегодня, поскольку он уже и не телемагнат, и не газетный магнат, я не буду говорить в его адрес ничего. Скажу только одно, что Евгений Киселев - это человек, который вошел в историю как один из создателей самого лучшего за всю историю России телеканала в нашей стране. На этом я бы поставил точку по поводу Киселева. Участвовать в обсуждении его персонального дела я не буду. Когда он снова станет влиятельным, сильным, известным и любимым, тогда я буду участвовать в критике в адрес Евгения Киселева. Сегодня нет. Теперь что касается ситуации, во-первых, есть общая тенденция, я не знаю ни одного удачного примера перехода из тележурналистики в журналистику газетную. Удачных примеров я не знаю.
А. НОРКИН - Их вообще-то не так много.
И. ЯКОВЕНКО - Их просто нет.
А. НОРКИН - Даже неудачных?
И. ЯКОВЕНКО - Попытки есть, но они все неудачные. Так устроено медийное поле, так устроено вообще информационное поле, что сначала было слово. И слово, прежде всего, печатное. И варианты прихода пишущих журналистов в телевизионную журналистику, таких вариантов достаточное количество. Обратных примеров нет. Поэтому, с моей точки зрения, просто именно по профессиональным основам Киселев, который вполне успешно, прямо скажем, справлялся с телевизионным делом, просто не смог стать таким уникальным исключением.
А. НОРКИН - Я даже не об этом спрашиваю.
И. ЯКОВЕНКО - Это первое. А вторая история.
А. НОРКИН - Это такая как бы технологическая.
И. ЯКОВЕНКО - Технологическая.
А. НОРКИН - А мне такая, не знаю, человеческая какая-то.
И. ЯКОВЕНКО - Человеческая ситуация, был конфликт интересов, понимаете, с самого начала даже, я не знаю, я с трудом представляю себе ситуацию, понимаете, все мы родом из СССР. И у нас в СССР были такие правила. Главным человеком является гл. редактор. Даже когда зарубежные издатели крупнейшие приезжали в СССР и хотели встретиться с генеральным директором издательства "Правда", то с ним встречался гл. редактор. И когда он давал визитную карточку, там говорили, слушайте, а где генеральный директор? И тогда где-то какого-то потертого человечка в нарукавниках вытаскивали, приводили в кабинет гл. редактора, говорили - он и есть генеральный директор. Т.е. это абсолютно советский такой вариант, когда гл. редактор, он главный во всем. И по совместительству он генеральный директор. На самом деле, должна быть обратная ситуация, во всяком случае, это должны быть два разных человека, это функциональные истоки конфликта. Но помимо этого есть человеческие. Просто проблема заключается в том, что у нас в России не только поэт больше, чем поэт, но и журналист больше, чем журналист.
А. НОРКИН - Сейчас, подождите, Игорь, я перебиваю, Татьяна прислала - для большей части населения России, каждый день борющегося за свое выживание, видимо, гражданина, наличие и качество не имеет никакого значения, вы, журналисты, много о себе воображаете.
И. ЯКОВЕНКО - С одной стороны, я не знаю, в общем, на самом деле.
А. НОРКИН - Я, честно говоря, не очень понял, почему из нашего разговора такой вывод, что журналисты много о себе воображают.
И. ЯКОВЕНКО - На самом деле, у нас много о себе воображают все, у нас много о себе воображают продавцы, дворники, которые, помимо выполнения своих основных служебных заданий, еще и учат жизни параллельно. Дело даже не в этом, дело в том, что, действительно, некое присутствие миссионерства в профессии российского журналиста, оно, конечно, несколько осложняет внутриредакционные отношения, потому что одно дело, когда ты говоришь с человеком на профессиональном языке, а другое дело, когда перед тобой мессия, который заодно еще.
А. НОРКИН - Я это называю вещать.
И. ЯКОВЕНКО - Ну да, вещать.
А. НОРКИН - Когда человек вещает.
И. ЯКОВЕНКО - Потому что вы телевизионщик, поэтому вы так и говорите.
А. НОРКИН - Нет, я имею в виду вещать.
И. ЯКОВЕНКО - Вещать. Мессианство и наличие в коллективе, редакционном коллективе несколько мессий, оно, естественно, очень сильно осложняет служебный процесс.
А. НОРКИН - Но это ведь и в печатном СМИ тоже может быть.
И. ЯКОВЕНКО - Это правда, так вот, про печатные СМИ мы сейчас и говорим, мы же про "МН".
А. НОРКИН - Да, безусловно. Сейчас мы прервемся, у нас будут новости, потом запустим голосование и продолжим разговор, тогда уже сможем подключить наших слушателей к этому разговору.
НОВОСТИ
А. НОРКИН - "Рикошет" начинается в эфире "Эха Москвы", мы беседуем с Игорем Яковенко, генеральным секретарем союза журналистов России, беседуем о последних изменениях на рынке российских СМИ. И конечно, хотелось бы узнать ваше мнение, уважаемые радиослушатели, на такую вещь, которая происходит в связи с этими самыми изменениями, как то - приход иностранных инвесторов в этот сегмент российского медийного рынка. Мы поэтому хотим задать вам следующий вопрос, зачем иностранцы скупают российские СМИ, приходят за деньгами или готовят оранжевую революцию?
РИКОШЕТ
А. НОРКИН - Как вы думаете, вы только говорили, что у Рабиновича есть возможность вернуть "МН" в то какое-то состояние, когда "МН" стали брэндом, символом нашей борьбы за демократию, а у нашей радиослушательницы другое мнение.
И. ЯКОВЕНКО - Во-первых, начнем с того, что, собственно говоря, у "МН" ничего, кроме брэнда на сегодняшний момент нет, просто ничего, там нет вообще никакого бизнеса, там есть в чистом виде только брэнд. И деньги, которые заплатил Рабинович, он заплатил исключительно за брэнд. Это, по-моему, совершенно очевидно. И кстати говоря, брэнд - это тоже бизнес.
А. НОРКИН - Я только хотел сказать, зачем-то он это сделал.
И. ЯКОВЕНКО - Да, т.е. здесь противопоставлять нельзя, был куплен брэнд, это первое. Второе, действительно, я думаю, что наша радиослушательница права, в основном, иностранцы, конечно, приходят сюда за деньгами. И это нормально, потому что в России, несмотря на то, что довольно уродливый медийный рынок, но, тем не менее, он очень динамично развивается. И на сегодняшний момент он один из самых динамично развивающихся медийных рынков мира. Он небольшой пока, но темпы роста хорошие. Другое дело, что такие издания, как "МН", а именно общественно-политические или, как на Западе говорят, издания общего интереса, качественная пресса, она в России не является инвестиционно-привлекательной, т.е. другие ниши являются прибыльными. Это желтая пресса, таблоиды, специализированные глянцевые журналы, развлекательная пресса и деловая пресса. Это, в основном, прибыльные вещи. А что касается общественно-политических изданий или изданий так называемых общего интереса, то за очень-очень редким исключением прибыльными их сделать...
РИКОШЕТ
А. НОРКИН - Можно ведь брэнд сменить и сделать, я, например, моя личная точка зрения, что "АиФ", "Комсомольская правда" прошли очень большой путь от издания общественно-политического к настоящей таблоидной какой-то прессе.
И. ЯКОВЕНКО - Это в чистом виде таблоиды, безусловно.
А. НОРКИН - Так можно же купить брэнд "МН", нашпиговать его чем-нибудь таким, легеньким, кто-нибудь купится, потом, конечно, та аудитория, которая была у старых "МН", уйдет, а будут покупать другие. Такое возможно или это как-то очень?
И. ЯКОВЕНКО - Это называется ребрэндинг в бизнесе, но вообще это довольно странная операция, потому что, на самом деле, тогда нужно будет раскрученный брэнд "МН", это, действительно, газета российской интеллигенции, высокообразованных, думающих людей. И если мы проводим такую операцию, о которой вы сказали, то мы а) теряем эту аудиторию, мы должны фактически ликвидировать этот брэнд и создать новый. При том же названии это двойная работа, причем довольно затратная, довольно трудоемкая, совершенно непонятно, зачем это делается. Лучше подобрать какой-нибудь другой западный брэнд, который хоть что-то за собой тянет, каждый брэнд тянет за собой аудиторию, он как магнит притягивает, из 143 млн. российских граждан он выбирает каких-то людей.
А. НОРКИН - Это я понимаю, но просто для меня не менее необъясним вообще сам факт, зачем Рабинович, украинский бизнесмен, который практически израильский, он покупает "МН", конечно, со временем, наверное, мы, может быть, поймем, посмотрим на первые какие-то шаги.
И. ЯКОВЕНКО - Я думаю, да, ближайшие дни, они сделают все понятным, поэтому я думаю, что, в принципе, при определенном, другое дело, что это очень длинные деньги, т.е. сделать из "МН" бизнес можно, но это долгая, тяжелая, мучительная история. Тем не менее, тот очень серьезный брэнд, который под словом "МН" существует, он дает возможность хорошему бизнесу, в том числе, и на СНГ, и на Западе, потому что это, прежде всего, "МН", в 30-х гг. еще прошлого века, вернее, в 1930 г. были созданы как издание, которое существовало для зарубежа. Поэтому, может быть, это использование и в этом качестве, прямо скажем, ведь Рабинович известен как создатель такой медиа-империи, которая работает на многих странах, это и "Новое русское слово" в Америке и в Израиле.
А. НОРКИН - Но, по-моему, "Новое русское слово" он не создавал, он, по-моему, его тоже купил.
И. ЯКОВЕНКО - Он его купил.
А. НОРКИН - Потому что "Новое русское слово" - это тоже брэнд.
И. ЯКОВЕНКО - Да, он его купил, сейчас купил "МН", логика здесь довольно очевидна.
А. НОРКИН - Нет, агентство "Миг-Ньюс" у него довольно известное, оно, по крайней мере, в Интернете довольно активно, там бывают на него и ссылки. Так, закончилось наше голосование, сейчас через минуточку, через несколько секунд объявлю результаты.
ЗАСТАВКА
А. НОРКИН - И у нас еще 2-3 минуты осталось для беседы с Игорем Яковенко. Так, задавали мы вопрос, зачем иностранцы покупают российские СМИ, позвонило нам 1 444 человека, 44% считают, что приходят за деньгами, 56% считают, что все-таки готовят оранжевую революцию. На самом деле, мы с вами во время разговора об этом не говорили ни разу, об этой революции, что вы считаете, может, действительно, есть какой-то такой процент, что, на самом деле, они все сюда идут для того, чтобы устроить у нас Майдан? По крайней мере, послушаешь руководство страны, так заговор на заговоре, действительно.
И. ЯКОВЕНКО - Руководство страны у нас по специальности всю жизнь работало шпионом. Такое у нас руководство. И по этой основной специальности, а это уже не просто специальность, это уже структура личности, поэтому наше руководство иначе думать не может. Оно работало шпионом, оно шпионом служило, в основном, весь период своей сознательной жизни, поэтому, естественно, глубоко и в сознании, и в подсознании, в каждой клеточке заложена идея конспирологии, заложено то, что если кто-то поскользнулся на арбузной корке, то эту арбузную корку обязательно подложил агент ЦРУ. Представлять себе, что 30% акций RenTV, единственного независимого телеканала...
А. НОРКИН - На конец прошлой недели.
И. ЯКОВЕНКО - Да, купил концерн Бертельсмана.
А. НОРКИН - Который специализируется, кстати говоря, по-моему, исключительно на развлечениях.
И. ЯКОВЕНКО - Только на развлечениях, представить себе, что эти 30%, они сделают здесь оранжевую революцию, это надо очень постараться, я с трудом представляю даже ход мыслей человека, который так думает. Представить себе, что с помощью "МН", влияние которых на сегодняшний момент на, прямо скажем, политический и общественный процесс в России просто ничтожно, и эта покупка, это то, что сделает здесь оранжевую революцию, это, конечно, просто смешно, тем более что есть пока достаточные возможности иначе как-то довести эти информационные потоки.
А. НОРКИН - Но мы все-таки сейчас с вами общались не с руководством страны, а с аудиторией "Эха Москвы", и она все-таки с перевесом, но считает, да, готовят оранжевую революцию. Может, наши слушатели хотят, чтобы у нас была оранжевая революция?
И. ЯКОВЕНКО - Я боюсь, что здесь немножко иная ситуация. Дело в том, что, во-первых, эти конспирологические теории, теории всемирного заговора и т.д., они очень просты, это такое немножко первобытное мышление, когда, я только прошу не обижаться никого, но это, действительно, такое архаичное мышление, когда еще древние люди считали, что если неурожай, значит, это какие-то духи виноваты, если болезнь, то это какой-то бес вселился. Точно таким же образом размышляет и руководство страны, что если у нас тут какая-то, если старушки недовольны монетизацией, вышли на улицы, то это обязательно эти все старушки купленные, их кто-то подкупил, ЦРУ или еще кто-то, каждый денег дал, они вышли и стоят в пикете. Точно также Путин говорил, в смысле о вдовах.
А. НОРКИН - "Курска", да, была история.
И. ЯКОВЕНКО - Погибших подводников, что их подкупили, поэтому эти вдовы погибших подводников, они не за мужей своих стоят в пикете, а их обязательно подкупили. Это убеждение, что за каждой неприятностью нашей обязательно стоит какой-то шпион, враг и т.д. Эта работа, это же мышление действует и у наших граждан. Я не утверждаю, что наши граждане все так думают. Я утверждаю просто, что это пропаганда, которая на сегодняшний момент, не зря же убили НТВ, не зря же сегодня затыкают рот последнему независимому каналу, потому что та информация, этот строй мысли, который сегодня насаждается по всем сегодня шести, скажем так, по всем четырем федеральным телеканалам, он действительно находит свою аудиторию и он формирует сознание. И действительно, большинство начинает думать так, это самое страшное. Это уже антропологическая катастрофа.
А. НОРКИН - К сожалению, вынужден на такой довольно пессимистичной ноте прервать наш разговор, время вышло. Спасибо, Игорь Яковенко, генеральный секретарь союза журналистов России, был в эфире "Эха Москвы", всего доброго.
http://www.echo.msk.ru/interview/37393/
04.07.2005