Н. БОЛТЯНСКАЯ - Приветствую всех, кто только что нас включил и приветствую в нашей студии генерального секретаря Союза журналистов России - Игоря Яковенко. Здравствуйте.
И. ЯКОВЕНКО - Здравствуйте.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Итак: обязаны ли негосударственные СМИ публиковать предвыборную информацию всех кандидатов и партий. Вот мне очень понравилось слово, которое вы произнесли перед эфиром, это вполне слово для публичного произнесения, поэтому я вас попрошу начать с самого начала.
И. ЯКОВЕНКО - На самом деле то, что предложено в качестве закона, я уже об этом говорил перед студией, это не закон, а законоид. То есть то, что работать не будет никогда. Можно взять чистый листок бумаги, написать слово "закон", потом внизу подписаться президентом России, поставить печать, а в серединке сказать, что с понедельника все люди обязаны летать без летательных аппаратов, параллельно стенкам. И дальше принять это в трех чтениях, потом утвердить в Совете Федерации, подписать президентом. А это все не будет законом, потому что не может работать. Существуют вещи, которые сколько угодно можно пытаться регулировать, а работать не будут. Если какая-то партия, например, выпускает свою партийную газету и ее обязать публиковать предвыборную рекламу другой партии, это не будет работать. Они чего угодно сделают, но они не будут это делать. На самом деле в этой сфере все уже достаточно выстроено, регулировать ничего не надо. Потому что существует несколько групп СМИ, которые либо обязаны публиковать всю рекламу предвыборную, которая существует. Это, прежде всего государственные муниципальные СМИ. Либо имеют право вообще уклониться от предвыборной гонки. Например, журнал "Знание и сила" он, что обязан тоже рекламу предвыборную публиковать? Это достаточно очевидные вещи. Все в законе прописано. Здесь ничего менять не надо. Есть реальная базовая проблема. Проблема заключается в том, что в законе в статье 15 прописана профессиональная самостоятельность редакции. Она закреплена законом, Конституцией. В период выборов вот эта профессиональная самостоятельность редакции, ее независимость, она немножко уменьшается. Уменьшается не у всех СМИ так, чтобы журналистские редакционные симпатии не мешали свободе выбора людей. В законе это все прописано. То, что сейчас предлагается, как бы помягче сказать, я выберу сейчас обороты такие, чтобы не подставить уважаемое "Эхо Москвы". Ну, вот это бред сивой кобылы, пожалуй, это самое мягкое, что можно по этому поводу сказать. Работать это не будет. Я надеюсь, что и принято это тоже не будет. Это скорее надо обсуждать как медицинский факт. Как состояние депутатского корпуса. И здесь действительно есть, что обсуждать. Потому что в основе этого законопроекта лежат две идеи. Первая - о том, что журналисты и СМИ это по сути дела некий чистый лист бумаги, некая пустая форма, оболочка, в которую можно наливать, что угодно. Это глубоко порочная идея. Потому что СМИ, для того чтобы господин депутат что-то мог по ним вещать, или в них опубликовать, они должны сначала завоевать аудиторию. И аудиторию они завоевывают не просто так, а определенную. Они завоевывают эту аудиторию определенной редакционной политикой. И поэтому потом, когда мы заставляем чего-то в обязательном порядке им вещать через эти СМИ, то это происходит обман аудитории.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Позвольте сразу вопрос. Вот на сегодняшний день мы имеем приближающиеся выборы. Два года это не так много в масштабах президентских выборов. И в общем понятно, что со всех сторон к этим выборам начинают готовиться. И очень часто очень многие говорят, что одно из серьезных средств агитации и убеждения это телевидение. Но телевизионное пространство считают зачищенным в России. В связи с чем получается, что вот этот законоид, как вы его назвали, он что, подтверждает тот факт, что на телевизор уже никто не среагирует. Так что ли?
И. ЯКОВЕНКО - То, что внесли несколько депутатов, причем самое забавное заключается в том, что внесли депутаты от "Единой России", и проблема в том, что на самом деле информационное пространство сегодня в России оно и зачищено и монополизировано. И оно зачищено и монополизировано как раз под "Единую Россию", действительно все федеральные каналы они по сути дела, по сути, не по форме, а по сути государственные. По сути дела они вещают только точку зрения "Единой России". Все остальное действительно зачищено. Мышь не проскочит. Вот осталось "Эхо Москвы" чуть-чуть, осталось чуть-чуть "Новой газеты", еще пара-тройка газет, еще может быть пара-тройка телеканалов.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Интернет-издания.
И. ЯКОВЕНКО - Да, но извините, Интернет это все-таки на сегодняшний момент, если говорить об электоральном ресурсе, то это очень недостаточно. И поэтому хочется спросить ребят, которые внесли этот законопроект: вам чего надо вообще. Чтобы у "Единой России" было просто сто процентов. Или вы чего-то боитесь. Понимаете, это психологическая проблема.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Отвечаю. Авторы законопроекта считают, что их поправки устранят возможность манипулирования со стороны руководителей негосударственных организаций телерадиовещания и периодических изданий. А также предотвратят использование должностными лицами своего служебного положения. Вы что-нибудь поняли?
И. ЯКОВЕНКО - Я понял одно. Во-первых, насчет негосударственных СМИ. Фактически из тех, кто реально влияют на результаты выборов, таких просто нет. У нас в России на сегодняшний момент те СМИ, которые влияют на результаты выборов, все государственные. Это 4 основных канала телевидения. Плюс региональное телерадиовещание, которое тоже на 90% монополизировано государством. То есть государство сегодня монополизировало всю информационную площадку. Поэтому достаточно, ну процентов 10 еще осталось, где что-то дышит, вот задача монополизировать и их совсем окончательно. Заставить их тоже быть рупором чуждых им идей. И вообще сейчас идет процесс, он заканчивается уже - вытеснения журналистики из СМИ.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Игорь Александрович, объясните, пожалуйста, вот что. Существует ли некое ограничение на одну газету, на одно издание количество вот этих предвыборных рекламных материалов?
И. ЯКОВЕНКО - На самом деле почему я сказал, что это не закон, а законоид. Потому что если действительно, вот это то же самое, что велеть людям летать. Можно приказать в законодательном порядке, велеть летать, от этого ничего не изменится.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Мы сейчас прервемся и велим-таки летать Владимиру Варфоломееву, который уже пришел в студию. Со свежими новостями.
НОВОСТИ
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Мы продолжаем разговор о том, что должны негосударственные СМИ. Негосударственные, независимых СМИ. Вот вспоминаются декабрьские выборы в Мосгордуму. И вспоминается информация, которую мы откуда только ни получали. Она может быть как-то дозирована? То есть я покупаю газету, не хочу платить условно...
И. ЯКОВЕНКО - Здесь все достаточно очевидно. Все прописано в законе. Строго говоря, начнем с того, что в нормальной стране государственных СМИ нет. Просто не бывает. Причем есть закономерность. Вот те страны, в которых есть государственные СМИ, в них люди живут на 15 лет меньше. Это просто правда.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Это профессор Преображенский начал.
И. ЯКОВЕНКО - Я прошу прощения, профессор Преображенский это не начал. Он это зафиксировал. А начал это Владимир Ильич Ленин. Но дело не в этом. Если уж точнее историческую правду обнажать, то начал это Петр Первый. А Ленин это просто распространил на всю современную страну. Но дело в том, что действительно государственные СМИ это атавизм. Но они у нас есть. Ну, раз они у нас есть, ну оставьте в покое все остальные СМИ. Позвольте читателю самому выбирать себе газету. На сегодняшний момент в законе все достаточно зарегулировано. Пожалуйста, государственные СМИ обязаны, особенно электронные СМИ должны предоставлять равный эфир всем кандидатам. Что касается негосударственных газет, в основном ведь о них идет разговор, то оставьте их, их читателям. Понимаете, если читателя устраивает это, тем более, прямо скажем, ну не определяют сегодня негосударственные газеты выбор избирателей.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Вы меня извините бога ради за резкость, но что же вы, так как бы сказать поприличнее, вы же издаете глас вопиющего в пустыне. Вы сами прекрасно понимаете, что если этот законопроект пройдет, то он пройдет. То говорите вы по "Эхо Москвы, не говорите вы по "Эхо Москвы", все равно будьте любезны, полполосы отдать. Да?
И. ЯКОВЕНКО - Понимаете, на самом деле тут будет совершенно другая ситуация. Просто если еще раз говорю, это не закон, а законоид. Он работать не будет. Вот просто не будет и все. Потому что заставить, например, газету извиняюсь за выражение "Сокол Жириновского" публиковать рекламные выступления Явлинского, будет довольно сложно. Или наоборот, газету "Яблоко", которая издается на партийные деньги, издавать рекламный блок Зюганова, Жириновского, "Единой России": а) бессмысленно просто по факту, не тот избиратель его читает...
Н. БОЛТЯНСКАЯ - И б) беспощадно.
И. ЯКОВЕНКО - И б) абсолютно невозможно реализовать это. Они просто прикроют свою газету. Они просто эту газету прикроют и будут иначе... Понимаете, вот люди, которые внесли, очень характерно, кто внес этот закон. Два депутата, которые внесли этот законопроект, один из них полковник ФСБ бывший, а второй - числится журналистом. Но журналистом давным-давно не является. Его в прессе назвали этого депутата, который формально являет я журналистом - "сливным бачком". Это в газете "Известия" такое определение ему дали. То есть человек, он соответствует тем представлениям о журналистике, которые пытается реализовать через этот закон. Вот что нальешь в этот бачок, то и будет. А своего содержания нет. Это на самом деле разрушительная концепция прессы. Журналист имеет право на свое мнение, на свою позицию. И в этом заключается миссия журналистики и миссия прессы.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - А что делать?
И. ЯКОВЕНКО - Делать только одно. На самом деле я не разделяю вашего убеждения, что наш с вами глас это глас вопиющего в пустыне. Я знаю десятки примеров, когда и в нынешних условиях, в нынешнем очень сильно замороженном политическом климате нам удавалось решать конкретные проблемы. В том числе с законами. Вот уже 5 лет очень многие силы в стране пытаются изменить закон о СМИ. Пять лет постоянно раздаются голоса о том, что немедленно нужна новая редакция закона о СМИ. Мы собирали экспертные советы и внятно и членораздельно объясняли ГД, правительству, администрации президента - нет у нас никаких, и не может быть никаких претензий к закону о СМИ. Нам удалось на протяжении пяти лет отбить нарастающие попытки изменить законодательство о СМИ. Я думаю, что журналистское сообщество, экспертное сообщество в России и есть и в состоянии объяснить ГД, предотвратить просто очевидную глупость, которую они примут.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - А если нет?
И. ЯКОВЕНКО - Ну, если нет, значит, этот закон не будет исполняться. Еще раз говорю, он работать не может по определению в том виде, в каком он внесен.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - А меры скажем так, предусмотрены?
И. ЯКОВЕНКО - Уголовная ответственность. Понимаете, безусловно, какие-то глупости могут быть. Вроде тех безумных совершенно глупостей, которые сейчас идут в связи с карикатурным скандалом. Когда прокуратура предлагает просто тюрьму для редакторов, которые опубликуют какие-то...
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Обратите внимание, что речь идет о разжигании национальной розни в случае с карикатурным скандалом, а в случае с людьми, которые порезали или убили, речь идет о хулиганстве.
И. ЯКОВЕНКО - Это закономерность. Это очевидное проявление такой медиафобии. СМИ, журналисты у нас во всем виноваты. Иванов заявляет, министр обороны, я имею в виду, что главная причина дедовщины помимо детского сада, который главным образом виноват в том, что у нас дедовщина и что смерти бывают в армии, но основная причина дедовщины это СМИ. За Беслан у нас не ответил ни один силовик, ни один руководитель силовых ведомств. У нас за Беслан ответил один человек - это Раф Шакиров. За "Норд-Ост" у нас ответил только руководитель НТВ - Йордан. То есть журналисты у нас виноваты во всем. Это действительно болезнь. Это болезнь тех ребят, которые сегодня пришли к власти. Они поскольку не понимают, что такое СМИ, все, что они не понимают, они боятся. Они панически боятся СМИ. Это имеет свою причину еще в том, что нынешний президент так же, как Борис Ельцин второго своего пришествия, вышли из телевизора. И поэтому отношение к телевизору у них просто сакральное. Просто паническая боязнь. Вот как у любого человека такое трепетное отношение к тому месту, откуда он вышел. Поэтому у них особое отношение к СМИ. Они с одной стороны преувеличивают очень сильно роль СМИ. Она не безгранична в сегодняшнем мире. А с другой стороны они панически их боятся.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Вы знаете, что именно в тех условиях, о которых вы говорили, у меня такое впечатление, вот я не знаю, принимают его в первом чтении, каковы дальнейшие ваши действия как генерального секретаря Союза.
И. ЯКОВЕНКО - Наши действия очень простые, мы делаем то, что делаем всегда. Мы естественно в этом случае соберем журналистское экспертное сообщество. У нас достаточное количество сильных умных экспертов по законодательству в области СМИ. Михаил Александрович Федотов, Рихтер, огромное количество действительно людей, которых вы знаете, это люди такого масштаба, к которым и власть тоже прислушивается. Ну, так же нельзя.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Ну а если не прислушается?
И. ЯКОВЕНКО - Если не прислушается, если сделает глупость такую, в конце концов, я еще раз говорю, вот этот законопроект настолько глуп, настолько нелеп, что он работать не будет. Он просто по факту не будет работать. Еще раз говорю, это не закон, это законоид. Вот в том виде. Вы знаете, он настолько является предметом обсуждения не юристов, а медиков, психиатров, что...
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Об этом Симонов говорил.
И. ЯКОВЕНКО - Алексей Кириллович человек с образным мышлением, поэтому вполне возможно, обычно мы с ним не совпадаем в терминологии, хотя абсолютные единомышленники. Но понимаете, этот закон не будет работать в любом случае. Он просто создаст сумбур, может быть в отдельных случаях будет инструментом давления на отдельные СМИ. Но в массе он настолько глуп, что он даже испортить ничего не сможет.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Скажите, пожалуйста, не пора ли ограничить как-то возможность влияния. Потому что когда начинают ходить по домам агитаторы...
И. ЯКОВЕНКО - Если вы говорите...
Н. БОЛТЯНСКАЯ - А я довожу до абсурда.
И. ЯКОВЕНКО - ...о возможности влияния вообще на выбор избирателя, то для начала я еще раз говорю, если мы всерьез заботимся о том, чтобы избиратель как-то правильно мог сделать свой выбор, во-первых, нужно, чтобы было из кого выбирать. Поскольку у нас информационное пространство было действительно зачищено первым, вторым после этого было зачищено политическое пространство. Из кого простите, сейчас выбирать. Поэтому вопрос главный и в этом тоже.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Вот вам сообщение. "Ельцин не боялся СМИ. Он не закрыл ни одного канала, не уволил ни одного редактора. Все это делает Путин".
И. ЯКОВЕНКО - Это высказывание на 99% правда. Ельцин действительно на самом деле обладал удивительным качеством для бывшего первого секретаря обкома партии, он на самом деле был чрезвычайно открыт и очень толерантен. Вот какая-то патология в организме бывшего кандидата в члены Политбюро ЦК КПСС, он был очень терпим по отношению к СМИ. Но историческая правда должна быть все-таки восстановлена. Б. Н. Ельцин имеет на душе в этом плане серьезный грех. Он уволил по политическим мотивам Егора Яковлева с поста руководителя "Останкино". И это в общем, чего говорить, это исторический факт. По-моему это единственный факт, когда Б.Н. Ельцин совершил вот такое преступление против СМИ. В отличие от своего предшественника, у которого это не исключение, а форма существования. Вернее последователя конечно, оговорился.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Борис из Казани спрашивает: "Если как вы говорите, этот закон не будет работать, зачем же тогда переживать?"
И. ЯКОВЕНКО - По пунктам отвечаю Борису. Первое - переживать потому что я, как-то немножко неловко о себе говорить, я правда патриот своей страны, и я не хочу, чтобы в моей стране были глупые законы. Это первое. Во-вторых, законодательный шум, который образуется, когда принимаются глупые законы, они действительно могут вредить. Вредить в том смысле, что где-то найдется правоприменитель, который возьмет этот закон, и начнет им как дубиной гвоздить по головам ни в чем неповинных граждан. Понимаете, в этой ситуации, если будет избирательное применение закона, то любое СМИ, любую газету можно будет гвоздить этим законом. Ну, представьте себе, на выборах 20 кандидатов куда-нибудь. Неважно куда. Это нормальная практика, когда 20 кандидатов куда-нибудь идут. И, пожалуйста, извольте газету поделить на 20 частей, всем предоставить равные права. Ну и все, на этом газета закончена. Какой дурак будет такую газету покупать. Она будет просто в листовку превращена.
Н. БОЛТЯНСКАЯ - Игорь Александрович, в финале нашей с вами беседы не могу отказать нам с вами в удовольствии и зачитаю следующее сообщение. Отвечать на него у вас уже не будет времени. "Зато Путин смело убрал с телевидения политическую либеральную ложь", - так считает Женя Смольников из Москвы. Я благодарю Игоря Яковенко, генерального секретаря Союза журналистов и считаю, что все-таки это звоночек. Спасибо.
http://www.echo.msk.ru/interview/42869/
11.04.2006