31 мая 2004
4864

Игра в кости

О фильме "Дети Арбата"

Режиссер Андрей Эшпай много раз объяснял, что задержка с экранизацией романа пошла сериалу на пользу: раньше на первый план вышла бы идеология и линия Сталина, нынче же главной становится "пронзительная история любви молодых героев".

Если это высказывание искреннее, то оно озадачивает. Для того чтобы рассказать "пронзительную историю любви", нет никакой нужды трогать текст Рыбакова. Как раз любовная линия Варя - Саша Панкратов в романе достаточно анемична. Не случайно создатели фильма, безжалостно отсекавшие многие сюжетные линии, вынуждены были напридумывать за Рыбакова ряд эпизодов, связанных с историей любви героев. Например, мелодраматический поворот сюжета, когда Варя приезжает к Саше, а их свиданию мешает соперница-балерина, просто отсутствует в романе. Беда, впрочем, не в том, что эпизод придуман сценаристами - текст Рыбакова вовсе не кажется мне святыней, а в том, что он смотрится цитатой из бразильского сериала. [...]

Вообще пустоты, оставленные Рыбаковым, не слишком тщательно прописавшим любовную линию, заполняются чаще всего штампами кинематографа: драка между положительным и отрицательным героем, танец героя и героини, ее мимолетный поцелуй, после которого герой ошалело-радостно прыгает. И все же актеры (Чулпан Хаматова и Евгений Цыганов) сумели сыграть любовное чувство. [...]

Однако Рыбаков писал все же не роман о любви, а роман о судьбах людей своего поколения, так или иначе искореженных временем. [...]

Некоторые режиссерские находки озадачивают. Сталин может, конечно, сидеть, закутавшись в платок из козьего пуха: нездоровится, простужен. Но сомнительно, чтобы любящий военные атрибуты одежды кавказец накинул поверх френча бабий платок во время официального разговора. [...]

Особая тема - ощущение духа времени, которое отражается в деталях. Зрители довольно нервно реагируют на то, что одежда героев, их прически, манера говорить не соответствуют тем образцам, которые сохранил нам фотоаппарат и кинематограф тех лет.

Есть промашки и в самом деле очевидные. Например, не совсем понятно, зачем надо отправить ссыльного Сашу Панкратова на охоту в кепочке и длиннополом городском пальто. [...]

Перед авторами фильма не стоит задача абсолютной достоверности деталей. Экранизация не воссоздает эпоху (сколько бы ни говорили обратное), она отражает современные представления об ушедшем времени. И представления эти все время меняются. Пятнадцать лет назад сталинскую эпоху сурово судили. Сегодня ее часто ностальгически приукрашивают. Андрей Эшпай избегает и того, и другого. [...]

Сериалу не хватает яркости, психологичности, смелого монтажа, массовых сцен - всего, что рождает ощущение события. Но он сделан добросовестно и ответственно. Не больше. Но и не меньше.

ЛАТЫНИНА А. Игра в кости // МН. 2004. N 48.
http://www.russiancinema.ru/template.php?dept_id=15&e_dept_id=1&e_person_id=1084
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован