17 ноября 15:02
Сергей Черняховский
доктор политических наук
Маргинальная часть российской оппозиции признаёт свою неспособность всерьёз конкурировать с властью и утвердиться в политике. И потому зовёт на помощь Запад.
Такой вывод можно сделать судя по недавнему выступлению Михаила Касьянова на международной конференции "Хельсинки 2.0: За демократию и верховенство права в России", прошедшей в Финляндии.
Организаторы - фракция "Альянс либералов и демократов Европарламента" (постоянно выступающая с антироссийскими инициативами) и Российский народно-демократический союз, то есть сам Касьянов и его друзья.
Видимо, когда-то он думал, что является вторым человеком в стране после Владимира Путина.
Потом надеялся, что повторит путь Ющенко: из отставных премьеров - в лидеры оппозиции и затем - в президенты.
Потом пытался зарегистрировать свою партию, чтобы выйти на выборы в парламент (на что только рассчитывал, дойди дело до голосования).
Потом полагал, что общество - по призыву его и его партнёров - выйдет на улицы, требуя отставки нынешней власти.
Касьянову бы нужно ознакомиться с социологическими опросами. Не симпатизирует российское общество ни ему, ни его однопартийцам из фривольно названного "Парнаса".
С протестами против его "ущемления" никто на улицы не вышел.
И большая часть тех, кто власть не любит и даже заявляемые касьяновцами цели разделяет, увидев предлагаемый персональный набор: самого Касьянова да ещё в компании с Немцовым, - предпочли оставаться дома.
Что делает тот, кто не понят в своей стране? Уезжает в другую. Физически или морально.
Некоторые поступают на службу к противникам или конкурентам своей страны. Некоторые - служат им в борьбе против неё.
Касьянова, правда, в полной мере на службу ещё не взяли: берут тех, кто представляет хоть некий реальный потенциал.
Но он просится. И объясняет, как надо бороться против России. Оправдываясь тем, что формально зовёт бороться против власти.
Выступая на конференции, он заявил, что стабильность в России - вся в трещинах, а недовольство граждан ухудшением жизни и поведением власти - повсеместно и глубоко.
Однако не мог объяснить, почему при таком "глубоком недовольстве" граждане никак не хотят проявлять поддержку противостоящим власти друзьям Касьянова.
При этом он власти ставит в вину то, в чём её поддерживает общество - например, защиту Южной Осетии в 2008 году. И то, что вообще непонятно и неинтересно большинству, но о чём шумят на Западе - "дело Магнитского".
Говорит о растущем дефиците пенсионной системы - основы которого были заложены именно при его премьерстве.
Рассказывает о преследованиях инакомыслящих - о которых ничего не знают даже многие сами инакомыслящие.
Вспоминает процесс Ходорковского, проклинает акции прокремлёвской молодёжи (инакомыслящей по отношению к нему), уверяет в опасности нынешней власти для бизнеса - ну и всё, что обычно говорят публицисты и активисты этого маргинального направления.
Апеллирует он к тому, что 29% россиян уверены, что предстоящие выборы будут нечестными, - и делает вид, что не понимает, что так не думают более 70% всех граждан.
Уверяет, что "новая российская власть впервые будет целиком и полностью нелегитимной в глазах огромного числа россиян".
Это любимая привычка людей этого политического течения - высокомерно считать, что они лучше всех знают, что думает или будет думать большинство общества.
Привычка настолько сильная, что не позволяет им понять: именно их больше всего и презирает общество - и на уровне массы, и на уровне элиты.
Выучив из всей политологии пару слов, они даже не понимают, что эти слова означают.
Легитимность - это даже не легальность, не законность. Легитимность - это согласие на подчинение. Основанное на социально значимых верованиях.
Если предположить, что избранная власть будет нелегитимна (что само по себе ни на чём не основано), то это значило бы, что после выборов российское общество перестанет подчиняться этой власти.
Если бы за Касьяновым и его приятелями была какая-то серьёзная политическая поддержка - хотя бы на уровне 10% населения, - им вообще не о чём было бы беспокоиться.
Они могли бы спокойно дождаться итога этих выборов - и при отказе народа подчиняться власти объявить властью себя. И создать то самое "демократическое правительство", которое и повело бы страну к провозглашаемой ими свободе и демократии.
Но они делают совсем иное. Они собирают представителей "международной общественности" и призывают их усилить давление на Россию. Вот призывы Касьянова:
- Запад должен отвергнуть мимолётные выгоды от потакания путинскому режиму во имя ценностей, на которых построено западное общество;
- предстоящие выборы не должны считаться нормальными, а их результаты - по-настоящему легитимными;
- полномочия российской парламентской делегации не должны признаваться в парламентских ассамблеях СЕ и ОБСЕ;
- подобные меры - единственный способ помочь нам остановить опасное развитие событий в нашей стране.
Касьянов и его приятели уверяют, что в России власть никто после выборов признавать не будет. Что она уходит.
И отныне волю общества выражают только они - "демократическое сообщество".
Что в них демократического, кроме апелляций к искажённому пониманию слова "демократия", даже при усилии не поймёт никто.
Равно как и то, почему демократами нужно считать тех, кто отвергнут российским обществом и кто пытается навязать свою волю российскому обществу, его подавляющему большинству.
Всё то, к чему зовут Касьянов и его сторонники, - это развязывание новой холодной войны.
Зовут они к тому, чтобы западные страны отказались признавать даже сами российские государственные институты.
То есть зовут к борьбе против России.
Вообще-то это называется "коллаборационизм". Если научно. Если проще - откровенное предательство.
Собственно, эти призывы - их сигнал SOS.
Признание того, что они не могут быть представителями даже части российского общества.
В стране за ними нет никого, кроме одного-двух процентов людей, таких же, как они.
http://file-rf.ru/context/896