06 октября 2004
249

ИЛЬХАМ АЛИЕВ: Я УВЕРЕН - АЛЬТЕРНАТИВЫ ОТЦУ НЕТ

Дворец Европы в Страсбурге. Мало кто имеет себе равных по стати, вальяжности и элегантности в стенах этого великолепного здания, чем Ильхам Алиев, обычно возглавляющий азербайджанских парламентариев во время пленарных заседаний Парламентской ассамблеи Совета Европы. Он не только депутат парламента Азербайджана и один из руководителей нефтяной отрасли страны. Он еще и сын патриарха советской и постсоветской эпохи Гейдара Алиева. Воспользовавшись случаем, корреспондент `Известий` попросил Ильхама АЛИЕВА ответить на ряд вопросов.
Все чаще приходится слышать, что именно вы станете следующим президентом вашей страны. Действительно ли вы собираетесь сменить своего отца на посту руководителя Азербайджана?

- Этот вопрос муссируется давно. Инициатором этой темы являлась наша оппозиция, которая пытается использовать ее в своей политической деятельности. Срок полномочий президента Азербайджана истекает в 2003 году. После этого Гейдар Алиев имеет право быть избранным еще на новый срок. И я уверен, что азербайджанский народ окажет ему доверие еще раз. В Азербайджане альтернативы Гейдару Алиеву нет. Так что все эти разговоры преждевременны. Что мы будем гадать, что случится в 2008 году? Но это, еще раз повторю, искусственная тема. Поднимая ее, оппозиция пытается в известной степени нанести мне ущерб, говоря о каких-то монархических тенденциях и о прочей чуши.

В обществах, находящихся на переходном этапе от социалистического, тоталитарного режима к другим формам общественной жизни, в целях стабилизации и преемственности могут использоваться разные формы передачи власти - в том числе и наследственные. Так считают некоторые российские политологи. Может быть, подобная система подходит и для Азербайджана?

- Я согласен. Более того, я глубоко убежден, что в Азербайджане должна существовать преемственность власти. Поскольку та политика, которая проводится руководством Азербайджана, единственно верная. И жизнь это доказала. Азербайджан с честью вышел из многих кризисов. Из гражданской войны, из раскола общества. В Азербайджане сегодня стабильность, создается сильная экономика, очень много делается на пути демократизации. Поэтому я глубоко убежден, что тот курс, который сейчас проводится, должен быть продолжен. В этом сомнений быть не должно.

Кто это будет продолжать - другой вопрос. Тут не должно быть стереотипов. Необязательно, что продолжать буду именно я. В партии, которую я представляю, которая является правящей, достаточно подготовленных людей. Нынешняя политика должна быть политикой на многие десятилетия. Иначе Азербайджан может вновь испытать какие-то эксцессы.

Главный ресурс Азербайджана - нефть. Как вы видите будущее азербайджанской нефти? Будет ли Азербайджан в нынешнем столетии мировым энергетическим резервуаром, о чем еще недавно так много говорили?

- На сегодняшний день все экономическое развитие Азербайджана связано с нефтью. Так будет еще как минимум 10 лет. Это основное наше богатство. Когда в 1994 году мы начинали привлекать иностранные компании, мы понимали, что это фактор, который даст толчок развитию всей экономики. Основная масса инвестиций вкладывается в эту отрасль. Поэтому мы старались сделать так, чтобы иностранным инвесторам это было выгодно. В то же время мы старались обеспечить и наши национальные интересы и сумели достичь в этом необходимого баланса.

Нефть на многие годы вперед обеспечит и геополитическое положение Азербайджана. Сегодня Азербайджан уже получает прибыль от реализации нефтяных контрактов. Мы создали нефтяной фонд, где с первых же дней стали аккумулировать прибыль. Благодаря этому валютные резервы Азербайджана превышают миллиард долларов. Строятся новые предприятия, развивается сфера услуг - все это благодаря нефти. Мы довольны тем, как сейчас все это развивается. Когда все начиналось, Азербайджан был в зоне повышенного риска. Теперь риска практически нет. Не было путей транспортировки. Теперь такие пути существуют.

Вы имеете в виду нефтепровод на Новороссийск?

- Работает нефтепровод на Новороссийск, работает нефтепровод на Супсу. Мы увеличиваем в этом году объемы прокачки нефти на Новороссийск почти в 10 раз. Мы планируем транспортировать через Новороссийск 2,5 миллиона тонн нефти в 2001 году. Раньше наши политические отношения с Россией не позволяли это делать. Тому были объективные причины. Сегодня наши отношения с Россией выходят на новый уровень. Мы уже думаем о строительстве большого газопровода. Через 5-6 лет Азербайджан будет большой газовой страной благодаря открытым месторождениям. Мы уже заключили с Турцией соглашение о поставках нашего газа, а в будущем планируем поставлять его в Европу.

На рынке газа существует жесткая конкуренция. Турция и Европа - традиционные рынки сбыта российского газа. Вы не боитесь войти в столкновение с интересами России, проталкивая свой газ в эти регионы?

- Мы неоднократно обсуждали эту тему с россиянами. Наша идея проста: от соперничества перейти к сотрудничеству. Потому что от соперничества никто не выиграет. Любое соперничество приведет к снижению цен, в результате проиграют все. Поэтому мы предлагали создать некий координационный орган заинтересованных стран, чтобы регулировать поставки.

На сегодняшний день опасности конкуренции нет. Россия строит газопровод `Голубой поток` для поставок газа в Турцию. Между Азербайджаном и Турцией заключены соглашения о поставках 8 миллиардов кубометров газа в 2005-2006 годах. И в ближайшее время начнется строительство нашего газопровода на Турцию. Но в будущем, когда объемы добычи газа в Азербайджане будут, как мы надеемся, на уровне 40-50 миллиардов кубометров ежегодно, конечно, борьба за рынки обострится.

Некоторые специалисты считают, что нефтяные ресурсы каспийского шельфа оказались не столь перспективными, как это казалось поначалу. На одних месторождениях вместо нефти нашли газ, на других нефти оказалось мало, на третьих ее не оказалось вообще. Некоторые крупные компании, в частности французские, уже уходят из Азербайджана. Так ли это?

- Это не так. Азербайджан заключил с иностранными нефтяными компаниями 21 контракт. Большая часть касается шельфовых месторождений. Разведочная часть большинства контрактов еще не завершена. Из того, что уже сделано, мы имеем Азери, Чираг, Гюнешли, откуда добывается больше 6 миллионов тонн нефти.

Второй контракт, который готовится к разработке, - это Шахдениз, где запасов оказалось больше, чем мы ожидали. Там обнаружено около триллиона кубометров газа. К сентябрю заканчивается разведка на блоке Апшерон, где как раз работают французские компании.

Есть проекты, на которых свертываются работы. Например, на месторождениях Карабах и Ашрафи. Там после проведения разведки объемы нефти оказались недостаточными для работы больших компаний. Но в целом интерес иностранных компаний к заключению новых контрактов не ослабевает.

Вокруг Азербайджана и его нефти идет борьба интересов. Россия рассматривает Закавказье как зону своего влияния. Сюда рвутся США и страны Западной Европы, исламские государства. Вы не опасаетесь, что это соперничество разорвет азербайджанское общество, его истеблишмент, приведет к потрясениям в стране?

- Я думаю, что этот период уже позади. Такое происходило в 1994 году, когда мы подписывали первый нефтяной контракт. Тогда мы столкнулись с резким противодействием и России, и Ирана, и других государств. Были и ноты протеста, и попытки давления. И проблема раздела Каспия появилась именно после подписания первого контракта как способ давления на Азербайджан. До этого вопрос о разделе Каспия не возникал.

Несмотря на это давление и даже угрозы, мы сделали то, что считали нужным. Мы исходили из наших интересов, никому не отказывая в возможности работать. Поэтому сейчас в Азербайджане работают не только западные, но и российские и иранские компании.

Удастся ли урегулировать карабахский конфликт до истечения нынешнего срока полномочий Гейдара Алиева?

- Трудно сказать. Это зависит не только от нас. Должны быть найдены компромиссы, которые устроили бы всех. Но есть принципы основополагающие: восстановление территориальной целостности Азербайджана и освобождение оккупированных территорий. В Армении не могут не понимать, что из-за совершенной ею агрессии эта страна находится в стороне от многих региональных проектов, в которых могла бы участвовать. Сегодня этого нет - и не будет до урегулирования конфликта.

Вы считаете, что время работает против Армении?

- Время работает против и Армении, и Азербайджана. Проблема миллиона беженцев из оккупированных районов - очень тяжелая. Поэтому мы заинтересованы в скорейшем разрешении этого конфликта. Но при соблюдении принципов, о которых я говорил. Если этого не произойдет, то в долгосрочной перспективе, я уверен, проигравшей стороной окажется Армения.

Как вы оцениваете нынешний уровень отношений Азербайджана с Россией? Что вас устраивает и не устраивает в этих отношениях?

- Главное здесь - политическая воля руководства. С нашей стороны желание хороших отношений с Россией было всегда. С российской стороны мы ощущаем его после смены руководства в Москве. Я считаю, что мы потеряли несколько лет в развитии нормальных связей. Несколько лет наши попытки установить хорошие связи наталкивались на несправедливое отношение с российской стороны. Часто преобладал ведомственный подход, не было единой линии. Любой вопрос можно решить к взаимному удовлетворению. Главное, чтобы это была улица с двусторонним движением.

Страсбург

Эльмар ГУСЕЙНОВ


Известия, 19.05.2001http://nvolgatrade.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован