07 апреля 2008
3755

Илья Константинов: Эра Путина: внешнеполитические итоги

Саммит НАТО и встреча в формате Россия-НАТО в Бухаресте, плавно переросли в двустороннюю встречу Владимира Путина и Джорджа Буша в Сочи, закончившуюся подписанием Декларации о стратегических рамках российско-американских отношений.
Нет сомнений, что Президент РФ Владимир Путин сыграл большую роль в формировании как общего климата этих встреч, так и принимавшихся там конкретных решений. Причем, даже в том случае, когда В. Путин физически не участвовал в переговорах (саммит НАТО) его "тень" незримо присутствовала в зале.
Это был последний "пакет" крупных внешнеполитических акций, в которых В. Путин участвовал на правах Президента России и, потому, наблюдатели с полным основанием говорят об итоговом характере принятых документов и прозвучавших речей.
В. Путин подводил итоги своей 8-ми летней внешнеполитической деятельности, позволительно и нам поразмышлять на эту тему.
Сконцентрируемся на евроатлантическом направлении, поскольку, при всей важности азиатско-тихоокеанского региона, наиболее сильные внешнеполитические импульсы пока еще исходят из Вашингтона.
Сначала о достижениях. Самое главное - Россия вновь заявила о себе как о полноценном субъекте международных отношений, имеющим и твердо отстаивающим свои национально-государственные интересы.
Ни о каком "Чего изволите?" (так за глаза называли американцы министра иностранных дел России в период с 1990-1996 гг. Андрея Козырева) - не может быть и речи.
Особенно рельефно независимая позиция РФ проявилась в вопросах о признании суверенитета Косово и о размещении элементов американских ПРО в Польше и Чехии. Категорически выступает Россия против продвижения НАТО на восток. Аналогичную позицию, кстати, занимал уже Борис Ельцин и даже, помнится, как-то грозил американцам российскими ядерными ракетами. Однако, дальше сотрясения воздуха Борис Николаевич никогда не шел.
Владимир Путин впервые предпринял реальную акцию внешнеполитического давления, приостановив действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе.
Именно В. Путин первым решился на использование российских энергоресурсов, как орудия внешней политики. Не подумайте чего плохого - все в рамках общепринятых норм рыночной экономики, но тем не менее...
Теперь с Россией вынуждены считаться. Это было заметно на саммите НАТО в Бухаресте, где, несмотря на открытое давление США, Украина и Грузия не получили приглашения в рамках так называемого "Плана действий по подготовке к членству в НАТО", то есть вопрос об их вступлении в евро-атлантический альянс пока отложен. Вряд ли можно сомневаться, что это решение, на котором настояли Франция и Германия, стало результатом серьезной работы внешнеполитического ведомства в России.
Конечно, это можно считать нашим успехом. Хотя, не будем обольщаться. Решение по Украине и Грузии отложено лишь до декабря, и, скорее всего, предотвратить вступление этих государств в НАТО Россия не сможет, как не смогли мы предотвратить вступление прибалтийских республик, или одностороннее провозглашение независимости Косово.
Более того, складывается впечатление, что возможности дальнейшей эскалации напряженности в отношении Россия-Запад, близки к исчерпанию. После Мюнхенской речи В. Путина, дальнейшее нагнетание напряженности означало бы объявление новой "холодной войны". Такое развитие событий не в интересах России и В. Путин, конечно, это понимает.
Приходит время новой разрядки. Свидетельством чего может служить принятая в Сочи Декларация о стратегических рамках российско-американских отношений.
Этот документ носит общий характер, в нем нет никакой детализации, никаких конкретных обязательств сторон.
Главный тезис - неприемлемость мышления по стандартам "холодной войны". Главная задача - перевести российско-американские отношения из состояния стратегического соперничества в стратегическое партнерство. Разногласия предлагается урегулировать в духе взаимоуважения. Констатируется общность базовых принципов: верховенство закона, международного права, прав человека, терпимости к разнообразию взглядов, политической свободы и рыночной экономики.
По поводу "верховенства международного права" - этот пассаж, несомненно, внесен по настоянию России, а вот, что касается "прав человека" - это фирменный стиль США.
Упоминается в документе и ООН, но без особого пиетета, между прочим.
А вот принципиально важный момент: подготовка нового договора на замену Договора о стратегических наступательных вооружениях - военная разрядка должна быть продолжена.
По спорным вопросам (ПРО, расширение НАТО, ДОВСЕ) диалог решено продолжить.
Таким образом, В. Путин и Г. Буш подвели черту под определенно не самым теплым этапом российско-американских отношений и подготовили для своих преемников солидную дипломатическую базу.
Кстати, выступая в Бухаресте, В. Путин подчеркнул, что вновь избранный Президент РФ Дмитрий Медведев, как никто другой, готов к этой работе.
Посмотрим, что покажут осенние выборы в США.
Ясно одно - лобовое столкновение не выгодно сегодня ни России, ни США. Придется искать компромисс.

Илья Константинов
07.04.2008 год
www.nasledie.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован