22 июля 2008
1556

Илья Константинов: Президент Сербии сдал Западу Радована Караджича

Легендарный лидер и герой боснийских сербов Радован Караджич оказался в руках Гаагского трибунала!

Обвиняемый в военных преступлениях, совершенных во время гражданской войны в Боснии и Герцеговине в 1992-1995 гг., Радован Караджич на первом допросе в Белграде подтвердил свою личность заявив, что был задержан не в понедельник, как утверждают официальные власти, а в пятницу. Все эти дни арест его хранился в тайне. Надо полагать, что власти Югославии в это время проводили закрытые консультации о "политической цене" выдачи бывшего боснийского лидера.

Западное сообщество бурно приветствуют арест Караджича. Президент Франции заявил, что этим шагом Сербия существенно приблизилась к Евросоюзу. Министр иностранных дел Великобритании Девид Милибанд также отметил: "Этот арест поможет положить конец десятилетию конфликтов в регионе и откроет дорогу для светлого европейского будущего Сербии и всего региона".

Нет никаких сомнений в том, что арест и выдача Гаагскому трибуналу Караджича дело рук президента Сербии Бориса Тадича, победившего на недавних выборах под флагом интеграции в объединенную Европу.

Собственно, это не первый шаг Сербских властей в указанном направлении. Все началось с выдачи международному трибуналу бывшего президента Сербии Слабодана Милошевича, скончавшегося позже в Гаагской тюрьме.

В декабре 2007 г. Гаагский трибунал приговорил бывшего командующего корпусом боснийских сербов Драгомира Милошевича к 33 годам лишении свободы.

Весьма показательно, что, рассматривая дела лидеров боснийских мусульман, международное правосудие ведет себя куда более снисходительно. Так, рассматривая несколько месяцев назад дело бывшего командира мусульманских соединений в Боснии Насера Орича, обвиняемого в геноциде против сербов, суд вынес приговор - два года и, с учетом предварительного заключения, освободил Орича в зале суда.

Чуть позже, был полностью оправдан и освобожден Рамуш Харадиная - бывший косовский премьер-министр и один из самых жестоких полевых командиров Освободительной армии края.

Создается впечатление, что Гаагский трибунал, рассматривая дела связанные с войной в Боснии и Герцеговине, придерживается двойных стандартов.

Чтобы убедиться в этом, вспомним историю этого жестокого этно-религиозного конфликта.

В 1991 год в БиГ проживало 44% боснийцев-мусульман, 31% сербов, 17% хорватов, 5,5% югославов и 2,5% других национальностей.

Председателем Президиума стал лидер боснийских мусульман Алия Изетбегович, еще до начала 1990-х годов выступавший за создание исламского государства в Боснии.

Премьер-министром БиГ был избран хорват, председателем парламента - серб. Тактическая предвыборная коалиция распалась уже в начале 1991, поскольку мусульманские и хорватские депутаты предложили обсудить в парламенте Декларацию о суверенитете БиГ, в то время как сербские депутаты выступали за сохранение ее в составе Югославии.

Уже к осени 1991 г. мусульманские депутаты призвали провозгласить независимость БиГ, а хорваты и сербы в меморандуме парламенту именовались "национальными меньшинствами". Сербские депутаты в знак протеста 25 октября покинули парламент и создали его аналог - "Скупщину сербского народа". 9 января 1992 они провозгласили образование Сербской Республики БиГ (позднее переименованной в Республику Сербскую) и избрали ее президентом Радована Караджича.

В ответ на такие действия хорватские и мусульманские депутаты призвали к проведению общегосударственного референдума, который состоялся 29 февраля - 1 марта 1992. Несмотря на бойкот со стороны сербов, в референдуме приняли участие 63,4% избирателей, причем 62,68% из них проголосовали за независимость и суверенитет Боснии и Герцеговины (40% граждан, наделенных правом голоса). 6 апреля 1992 независимость Боснии и Герцеговины была признана странами ЕС.

В марте 1992 года в БиГ начались военные столкновения, которые спровоцировали гражданскую войну.

Летом 1992 г. в стране были размещены силы безопасности ООН, ей была оказана экономическая помощь. В конце 1992 в Женеве начались мирные переговоры. План, сформулированный посредниками ЕС и ООН, первоначально предполагал разделение страны на 10 этнически однородных областей в составе свободной федерации со слабой центральной исполнительной и экономической властью. Боснийские сербы под руководством Радована Караджича, захватившие значительную часть территории, должны были вернуть ее боснийцам-мусульманам.

С этим планом были согласны только боснийцы и хорваты, а сербы его категорически отклонили. Хорватские войска начали войну с боснийцами, чтобы присоединить к Хорватии районы, которые еще не контролировали сербы. Президент США Билл Клинтон поначалу выражал поддержку идее многонационального боснийского государства, но вскоре выступил с заявлением о намерении вооружить боснийцев и использовать военную авиацию НАТО против "сербских агрессоров".

К осени 1993 года появился новый план, в соответствии с которым единая БиГ строилась на конфедеративных началах и включала три национальные территории. В соответствии с подписанными 18 марта 1994 года Вашингтонскими соглашениями, Герцог-Босна была преобразована в Федерацию Боснии и Герцеговины, включающую территории, на которых проживали мусульмане-боснийцы и хорваты.

После гибели 37 человек 20 августа 1995 года в результате взрыва на рынке в Сараево, ответственность за который была возложена на сербов, самолеты НАТО начали наносить массированные удары по их боевым позициям, а объединенные хорватско-мусульманские силы перешли в наступление. Контролируемые ими территории в итоге превысили 51% всей БиГ.

Для разрешения создавшегося положения 1 ноября 1995 года на авиабазе близ Дейтона (шт. Огайо, США) начались переговоры по урегулированию боснийского конфликта. Они закончились 21 ноября 1995 после парафирования в Дейтоне президентом Сербии С.Милошевичем (возглавлявшим объединенную делегацию СРЮ и боснийских сербов), президентом Хорватии Франё Туджманом и председателем Президиума Боснии и Герцеговины Алией Изетбеговичем Общего рамочного соглашения о мире в Боснии и Герцеговине.

В целом война в БиГ унесла более 200 тыс. человеческих жизней. Из восточной части Боснии было изгнано порядка 800 тыс. мусульман, из западной и центральной частей - около 600 тыс. сербов, а из центральной - около 300 тыс. хорватов. Многие из них остались за рубежом; к 2000 число уехавших из страны достигало 800 тыс. человек.

Таким образом, война в Боснии и Герцеговине, как и любая другая гражданская война, носила многосторонний характер. И обвинительный уклон Западного сообщества в отношении Сербов выглядит явно политически мотивированным. Причем первую скрипку в антисербской кампании всегда играли США. В чем смысл и каковы долгосрочные последствия такой политики?

Оставляя в стороне гуманитарную составляющую, приходится признать, что в репрессивной политике Запада по отношению к Сербии просматривается антироссийская направленность. И дело даже не в том, что сербы наши единоверцы - религиозная проблематика, думаю не слишком волнует стратегов в Пентагоне и Брюсселе. Россия на протяжении веков рассматривала Сербию как своего стратегического союзника и, несмотря на все изгибы российской внешней политики, особые отношения между нашими странами сохраняются по сию пору.

В этой связи, мне вспоминается встреча со Слабоданом Милошевичем - бывшим президентом Сербии, замученным в Гаагской тюрьме. Беседе наша состоялась в 1992 году, когда кризисная ситуация в Югославии еще только развивалась.

Уже тогда Милошевич был убежден, что без энергичной помощи России ни у Сербии, ни у него лично нет шансов на будущее. К сожалению, на серьезную поддержку нашей страны он уже не надеялся.

Но главным в его словах мне показалось другое. Слабодан Милошевич утверждал, что отрабатываемый на Югославию механизм демонтажа крупного многонационального государства имеет универсальный характер и будет обязательно использован против России. Главным элементом в этом механизме является дискредитация и международная изоляция самой крупной государственно-образующей нации. В Югославии такой нацией являются сербы, в России - русские.

Думаю, что слова бывшего президента Сербии многое объясняют в политике США и Запада в отношении Сербии и сербов. Полагаю, они не нуждаются в комментариях.



Илья Константинов

www.nasledie.ru

22.07.2008


Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован