23 апреля 2005
2717

Илья Лагутенко: Мы можем все поглотить

Вы собирались представлять свой новый альбом в Лондоне, на экономическом форуме. Но там главными героями культурной программы стали группы Уматурман и Виа ГРА. Почему отказались от затеи?

- Нам пришло в голову назвать альбом Слияние и поглощение, когда мы были на экономическом форуме в Гонконге. Мы выступали там в рамках культурной программы. Я ради шутки сказал, что дальше историю надо продолжать на экономическом форуме в Давосе, затем на таком же форуме в Лондоне. Но дело в том, что кроме как шутку я не стал бы расценивать эти мои слова. Забавно, что многие в это поверили. Я в последнюю очередь хочу ассоциировать наше Слияние и поглощение с какой-то деловой активностью. То, что нас подвигло на это название, вообще на концепцию этого альбома, - это как раз противоположное. Я считаю, что сейчас широкий зритель-читатель-слушатель слишком много внимания уделяет каким-то далеким от самого себя экономическим процессам, олигархическим разборкам, корпоративным взаимоотношениям. Потому что в первую очередь подумать мы должны о самих себе.

Слияние и поглощение - это всеобъемлющие процессы. Для меня это в первую очередь слияние культурных ценностей, музыкальных стилей и жанров, которыми мы оперируем.

- В этом отношении альбом, как я слышал, вышел очень разноплановый. Там у вас и детский оркестр, и романс, и синти-поп... Еще я слышал, что на этом альбоме вы копнули самую суть рокапопса.

- Это хорошая фраза! Дело в том, что само название рокапопс у нас родилось как неприятие бесполезных споров о том, что важнее - рок или попс. Я считаю, что этим не нужно заниматься, категории только две: нравится и не нравится. Подчас иные рок-группы скуднее и неинтереснее, чем какой-нибудь выпускник Фабрики звезд, если уж на то пошло. И наоборот: популярность раскрученных ТВ-проектов не имеет ничего общего с подпольными коллективами, музыку которых можно скачать только в интернете, но которые реально представляют современное отражение ситуации.

И в связи с этим нами был введен термин рокапопс: с тем, чтобы поставить точку в этих спорах. Самое смешное, что теперь у нас есть полноправный новый музыкальный жанр, который тоже вступает в противоборство с тем или иным лагерем. Это меня, конечно, забавляет еще больше. Потому что меня в первую очередь интересует некое объединение, а не размежевание.

- То есть вы не сливаете, а поглощаете?

- В какой-то мере - да. Но это отнюдь не дружественное поглощение. Это абсолютно полюбовное и, более того, зафиксированное на бумаге слияние. Если оперировать семейными терминами, это брак по любви с четко расписанным брачным контрактом.

-: Если вернуться к пластинке, первым синглом станет песня с названием Приватизация...

- Мы сняли на нее клип исключительно потому, что это единственная песня в альбоме, которая включает в себя некие деловые термины. Но описывает она исключительно любовные отношения.

- Ваучер, кстати, вы свой хорошо вложили?

- Я его честно вложил в один из инвестиционных фондов, в котором, кстати, я тогда и работал, благодаря которому я получил возможность побывать в Китайской Народной Республике и в Великобритании. Правда, фонд этот, как и все остальные, в один прекрасный момент приказал долго жить, но трансформировался в некую другую корпорацию. Как я понимаю, средства были вложены в какой-то порт. Но я вам больше могу сказать: на свой ваучер я даже получил какие-то дивиденды - но именно потому, что я имел инсайдерскую информацию о том, когда фонд перейдет в другие руки. Так что, может, я и не так ловко распорядился своим ваучером, как те 26 человек, которые у нас теперь фигурируют в списке Forbes в этом году. По отношению к тридцати семи - в прошлом...

- От приватизации перейдем к презентации. Правда, что сегодняшний концерт пройдет в московском офисе Романа Абрамовича неподалеку от Кремля?

- Мы представим наши новые песни в концертном варианте до того, как начнется наш новый тур будущей осенью. Сегодня мы покажем его узкому кругу тех знакомых и друзей, кто был задействован в выпуске альбома, родственникам, журналистам. Мы решили, что, коль уж вся эта деловая история получила дорогу, презентацию вовсе не хочется устраивать в клубе или концертном зале. Хотелось выбрать необычное место для выступления в противовес самой концепции музыки. Мне показалось, что некий офис будет для этого самым подходящим местом. Ну а дальше было дело техники: найти такой офис, в который можно проникнуть ночью, сыграть рок и позвать друзей.

- Очень удачно нашелся подходящий прямо рядом с Кремлем...

- Опять же! Все видно - вся Москва как на ладони, если на крышу выйти. Я, честно говоря, не знаю, кому принадлежит это здание. Но мне сказали, что все хозяева все равно в этот день будут в отъезде, они будут увлечены просмотром футбола. Поэтому мы подумали, что мы никому не помешаем, а в какой-то мере еще и поглотим. В этом, наверное, и сила рокапопса. Сила музыки вообще. В том, что мы можем это все поглотить.

- Упаковка альбома, вся эта полуэкономическая история, которую вы придумали, - в ней много разговоров, но совсем нет самой музыки. Вы считаете, что как таковая ваша пластинка была бы менее интересна?

- Дело в том, что это, наверное, ваш интерес диктует ваше отношение. Я развлекался со своей музыкальной концепцией: мне хотелось минимумом средств достичь максимальной понятности образов. Мы выбрали местом записи Доминиканскую Республику именно потому, что не хотели быть под прессом бытовых проблем и музыкальных стереотипов. Я специально шел наперекор каким-то гармоническим принципам звукозаписывающим, потому что я решил, что могу себе это позволить. Я выбирал песни с тем, чтобы альбом было интересно слушать от начала до конца. Там есть и какие-то танцевальные номера и, скажем так, вдумчивые музыкальные. Но при этом альбом музыкально минималистичный. Именно поэтому появилась идея включить туда выступление симфонического оркестра в прелюдию. Просто для того, чтобы задать вот это противостояние различных музык. С другой стороны, это сыграно детьми, у которых непосредственное отношение к исполнению музыки. Мне-то в принципе в первую очередь была интересна музыка. Но я большой любитель концепций. Дело в том, что несколько лет назад, зашедши в один из новых музеев современного искусства, открытых в Европе, я с благодарностью подумал о том, как все удобно устроено. Ходят люди, которые в этом искусстве ничего не понимают, потому что только время расставит акценты. Все, от школьников до пенсионеров, смотрят на разрезанных вдоль акул или еще что-то. И у каждой работы есть некое объяснение - на табличке. И люди толпятся у этой карточки с объяснением, а в общем-то не у самой работы. То, что мы делаем, музыка, которую вы слышите, - это работа. А вот вся эта упаковка или история - это некое объяснение. Сейчас публику больше интересует табличка. И это хорошо, потому что это образовательная функция. Мы, наверное, здесь существуем не только для того, чтобы развлекать, но и в какой-то мере - чтобы принести нечто большее своему слушателю. Это не утверждение каких-то идей. Это желание помочь взглянуть на окружающую тебя жизнь не привычным взглядом, по-другому, шире.

- Слышал, вы собираетесь продолжить кинокарьеру, сыграв в экранизации Generation П Виктора Пелевина?

- Разговоры об этом идут, но меня больше интересует создание звукового ряда к этому фильму. Фильм пока в самой ранней стадии развития. Честно вам признаюсь, актерский труд мне представляется весьма сложным и изнурительным. Получив определенный опыт, я понял, что музыка мне ближе, нежели актерство.

- У вас уже есть концепция саундтрека?

- Да, мы обсуждали ее с режиссером. Скорее всего это будет некая интерпретация трех исторических этапов: Россия до перестройки, Россия постперестроечная и некая Россия из параллельного мира, который мог бы быть. Это, пожалуй, будет самое интересное.

- Напоследок не могу у вас не поинтересоваться отношением к исторической встрече музыкантов и Суркова.

- Я прочел у вас в газете интервью с Борис Борисычем Гребенщиковым, и он там все ладно так объяснил.

- Вы не хотели бы влиться в ряды энтузиастов?

- Министерский уровень меня не интересует. Мне вот всегда была интересна Организация Объединенных Наций. Очень все красиво, гламурно и международно, чиновники наверняка получают немалые зарплаты, но при этом никакого влияния ни на что она уже не оказывает. Ты ни на что не влияешь, и ты ни за что не отвечаешь. По-моему, для артистов такие должности надо подыскивать. А вы подумайте: вот будет завтра у нас Борис Борисыч министром рок-музыки... У нас уже был Миша Козырев, а Первый канал уже был министерством поп-музыки. Это никогда не приводит к чему-то полезному для самой музыки. Я считаю, что любая идея худсовета порочна в своей сути. Искусство должно просто быть.


23.04.2005

www.peoples.ru

Антон Помещиков

Известия
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован