Сусило Бамбанг Йодхойоно стал первым всенародно избранным руководителем Индонезии, набрав 60,9% голосов. Действующая глава государства Мегавати Сукарнопутри, дочь легендарного Сукарно, получила менее 39%. Таким образом, лидером страны в ближайшие годы будет глава собственной Демократической партии, имеющий лишь 8% мест в парламенте и близкий к рухнувшему в 1999 году военному режиму Сухарно. Сусило Йодхойоно с 1975 по 1999 годы руководил боевыми действиями против повстанцев в Восточном Тиморе, значит можно предположить, что население желало прихода к власти `сильной руки`, которая сможет восстановить в стране порядок, нарушенный финансовым кризисом конца 90-х годов ХХ века.
Ранее глава Индонезии избирался парламентом. Высшим законодательным органом в Индонезии является Народный консультативный конгресс, который собирается один раз в пять лет, в то время как текущими законодательными вопросами занимается Совет народных представителей, в котором в общей сложности 550 мандатов. И сегодня в индонезийском парламенте большинство принадлежит коалиции партий, поддерживавших и избравших действующего президента Мегавати Сукарнопутри. Второй по численности силой является партия `Голкар`, на которую опирался свергнутый в 1999 году режим генерала Сухарно. При этом новый президент Сусило Йодхойоно пользуется в парламенте довольно слабой поддержкой - в распоряжении его партии лишь 57 мандатов. Однако, не исключено, что его могут поддержать и бывшие товарищи, с которыми он вместе делал карьеру при Сухарто из партии `Голкар` и даже часть партий нынешней правящей коалиции. Однако для этого Йодхойоно необходимо получить однозначную поддержку военных, все еще являющихся одной из главных политических сил в стране. Причем именно той силой, на которую ныне смотрят с надеждой.
Современная Индонезия является лоскутной империей из множества островов, которые в разное время были колониями нескольких европейских государств. Это этнически и религиозно неоднородное образование, искусственно созданное в 1945 году. На его территории проживают приверженцы индуизма, буддизма, даосизма, синтоизма, конфуцианства, ислама, католичества и протестантства. Первым президентом страны был Ахмед Сукарно, отец уходящей в отставку с поста президента Мегавати Сукарнопутри. Однако после 1965 года власть захватили военные, и в стране установился авторитарный режим Сухарто, рухнувший после общемирового экономического кризиса конца 90-х годов.
Страна уже почти 10 лет живет в условиях междуцарствия. Межнациональные и межрелигиозные противоречия в разных ее регионах нарастают. Попытка остаться у власти умеренных исламистов, сменивших в 1999 году Сухарто, не удалась. Во главе с президентом Абдуррахманом Вахидом они в 2001 году пытались ввести чрезвычайное положение, чтобы предотвратить утрату Вахидом власти, однако их отказалась поддержать армия, начались резкие выступления сторонников Мегавати Сукарнопутри, а Сусило Йодхойоно, занимавший тогда пост министра безопасности, демонстративно ушел в отставку.
В итоге, отчасти в виде благодарности, придя к власти, Мегавати Сукарнопутри вновь назначила Сусило Йодхойоно на пост министра безопасности. Правительство Сукарнопутри было предельно светским и стремилось успокоить начавшиеся после падения режима Сухарто волнения в разных концах страны, как среди мусульманского меньшинства, так и среди китайских, индуистских и христианских меньшинств. Надо отметить, что сама Сукарнопутри пользовалась значительной поддержкой национально-религиозных меньшинств и женщин, поскольку на тот момент эта часть населения страны опасалась усиления исламистов, не скрывающих желания превратить достаточно светскую Индонезию в исламскую страну.
Что же касается Сусило Йодхойоно, то он опирается скорее на свои старые армейские связи, поскольку в Индонезии армия традиционно является крупной политической силой, а также пользуется поддержкой большинства мусульманского населения, не желающего ни засилия иностранцев (вспомнить хотя бы традиционные погромы китайский и индийских кварталов в период политических катаклизмов в Индонезии). Однако это большинство также опасается поддержать исламистов, чьи идеалы далеки индонезийцам, которых многие радикальные исламисты называют язычниками, только формально принявшими ислам.
В такой ситуации победа Йодхойоно под лозунгами борьбы с кумовством, коррупций и терроризмом может означать новую концентрацию власти в Индонезии. Население выбрало бывшего генерала в качестве твердой руки, которая наведет порядок на окраинах страны, уничтожит исламских сепаратистов в провинции Ачехе и христианских на Молуккских островах, а главное - предотвратит возможность захвата власти исламистами и быстро ликвидирует террористическую угрозу в стране. Характер и маштабность задач дают основание ожидать ограничения демократических свобод. Тем более, учитывая многолетний опыт жесткой вооруженной борьбы генерала Йодхойоно с сепаратистами в Восточном Тиморе. Не исключено, что первый свободно избранный прямым тайным голосованием президент Индонезии может оказаться и последним. По крайней мере на ближайшее десятилетие.
Иван Преображенский
Национальная информационная служба Страна.Ru
http://nvolgatrade.ru/