Региональные власти с огромными затратами создают современные технопарки, чтобы признать потом близлежащие населенные пункты неперспективными для дальнейшего развития.
Из окна квартиры ветерана труда Михаила Михайловича Усика, что проживает в поселке Куровском, открывается вид на один из крупнейших в Калужской области индустриальных парков. Соседство бывшего шахтерского местечка внушительное. Сразу же по правую руку блестят гигантскими цилиндрическими объемами новехонькие конструкции зерноперерабатывающего комплекса «Биотех-Росва». Далее технопарковский асфальт уводит вас к ультрасовременному шинному заводу «Континенталь».
По пути обнаружатся производственные мощности фирмы «Фукс», занимающейся изготовлением машинных масел. Между промплощадками – обширные территории, забитые автофурами, – в «Росве» создан свой таможенный пост. Если же взгляд из окон жителей Куровского перевести чуть влево, то панорама обогатится протяженной геометрией белоснежных корпусов автозавода «Пежо-Ситроен-Митсубиси». Плюс – довольно внушительными залежами еще не освоенной в индустриальной зоне территорий, на которых может поместиться еще как минимум 3-4 крупных современных производства. Если, конечно, найдется кому на них работать…
- Мы хотим остаться жить в Куровском, но местная власть нам доказывает, что построить в нашем микрорайоне дома нельзя, - сокрушается Михаил Михайлович.
В 2007 году потрепанную временем двухэтажку по улице Мира,8, где в довольно скромной квартире проживает бывший начальник Куровских шахт Михаил Усик, а также еще шесть аналогичных щитовых домов 50-х годов прошлого века постройки признали аварийными. Переселению подлежать обитатели 56 квартир поселка Куровского.
Жить в строениях с обсыпавшимися начинками стен, худыми крышами и пополам разбитыми дверями в подъезд довольно затруднительно. Но люди живут. Более того, как поясняет куровской ветеран, исправно платят за содержание в столь плачевном состоянии своих жилищ. И совсем уже удивительно – категорически в массе своей не желают расставаться со своими пенатами в обмен на новые, полагающиеся «аварийщикам» по закону.
- В Куровском микрорайоне (он сегодня приписан к Калуге. – А.М.) имеются земельные участки с уже готовыми коммуникациями, - подводит к сути проблемы поселка Михаил Михайлович, - с электроэнергией, водоснабжением, канализацией, газом и отоплением. Мы считаем, что здесь у нас можно построить жилье для переселения.
Точно так же считает и большинство обитателей старых куровских кварталов. А именно: зачем людей отрывать от родных мест и закидывать, как предлагает власть, за 30 километров от поселка (говорят, в «Кошелев-проект»), когда есть все показания к тому, чтобы не останавливать жизнь здесь, под боком у крупнейшего индустриального локомотива области? На эту тему местные жители даже собрали подписи, оснастив их весьма сочным эпиграфом: «На правый берег Оки не хотим».
- У нас на этой земле прожиты самые активные трудовые годы, - поясняет суть требований упрямствующих куровчан заслуженный ветеран Михаил Усик. – Здесь многое создано нашими руками. Здесь мы вырастили своих детей и внуков. Здесь на наших глазах выросло молодое поколение, и в случае необходимости мы обращаемся за помощью к молодым – они нам не отказывают, так как знают всех жителей поселка с малых лет. Да и между собой мы имеем возможность общаться.
Не сказать чтобы городская власть (напоминаем, что Куровской с некоторых пор стал частью Калуги) отмахнулась от страхов и беспокойств, охвативших в последние годы потенциальных куровских переселенцев. Она в них попыталась вникнуть и дала весьма пространный и обтекаемый ответ: «Переселение жителей аварийных домов по областной адресной программе производится поэтапно, и способ переселения граждан для каждого этапа программы определяется после оценки состояния рынка жилья путем принятия решения о строительстве жилых помещений либо приобретения жилых помещений у застройщика… Многоквартирные дома микрорайона Куровской включены в областную адресную программу по переселению. Реализация мероприятий по переселению граждан предусмотрена в 2016-2017 годах… Вопрос о способах переселения граждан, проживающих в аварийных домах, будет решаться после получения финансовой поддержки Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на реализацию этапа переселения на 2016-2017 годы».
Хотя в официальных бумагах город нигде не произносит слов «переселить из Куровского», на словах, как утверждают местные жители, власть упоминает только один реальный адрес новостройки – «Кошелев-проект» на правом берегу Оки. Вариантов сооружения жилья для «аварийщиков» в самом Куровском никто, похоже, не предлагает. Возможно, из финансовых соображений: «оптовые» жилищные проекты на Правобережье областного центра обойдутся бюджету дешевле.
Хотя не исключено, что в куровском феномене есть место и сложившемуся по отношению к стагнирующему много лет «шахтерскому гетто» несокрушимому штампу. Мол, поселку уготована точно такая же судьба, что и почившей много лет назад калужской угледобыче. И ничего с этим не поделаешь. Довольно мрачный вид на местность со стороны Киевского шоссе (парадный, скажем, въезд, увенчанный схваченным зарослями терриконовым «монбланом»), несомненно, усиливает впечатление об индустриальной «обреченности» некогда бойкого шахтерского предместья.
Однако противоположный ракурс на Куровской – со стороны индустриального парка – напротив, настраивает на более позитивный лад в отношении ближайших перспектив этого некогда крепкого и напористого промышленного анклава. А именно – в качестве жилого спутника крупнейшего индустриального проекта. Причем уже готового, со своей рабочей историей, сложившимися традициями и инфраструктурой (пусть уже изношенной, но это дело поправимое) – короче, вполне «намоленного».
- Раньше молодежь из Куровского уезжала, - признает Михаил Михайлович Усик. – Кто в Калугу, кто еще дальше – в Москву. Работы не было – вот и приходилось молодым ребятам отправляться на заработки. А как новые заводы рядом открыли – люди стали сохраняться. Это сразу стало заметным…
Когда выезжали по улице Мира из Куровского, нашли подтверждение словам ветерана: дорогу переходила целая вереница молодых мамаш с колясками. Поселок постепенно избавляется от эпитетов «сиротский» и «бывший». И готов примерить на себя новые, пока что довольно непривычно звучащие для Куровского – «многодетный» и «будущий». Есть основание считать, что в данном случае речь идет о будущем не только отдельно взятого поселка, но и экономики региона в целом.
Алексей МЕЛЬНИКОВ, Калуга.