01 января 2001
1735

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИСТОРИКА: ПОТЕНЦИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБ-РАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА (1)

Содержание образовательного процесса и учебные планы в вузах России, выпускающих спе-циалистов с дипломом государственного образца, регулируются государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по каждой специальности. Утвержденный в 2000-м г. Министерством образования Российской Федерации государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности "история" (020700) вызывает естественный интерес в научном сообществе, развивающем историческую информатику. На первый взгляд, может показаться, что речь идет просто о том, что ГОСТ вводит в качестве обязательного компонента при подготовке специалиста с квалификацией "историк, преподаватель истории" цикл "Общие математические и естественнонаучные дисциплины" ("ЕН"), ядром которого - по понятным причинам - становится информатика. Однако содержание данного ГОСТа показывает, что роль исто-рической информатики в постановке новой модели университетского исторического образования должна обсуждаться в более широком контексте.

Обратимся к п.1.3. ГОСТа ("Квалификационная характеристика выпускника по специальности 020700 - История"), в котором указаны следующие основные области профессиональной деятельно-сти выпускника:

- образовательная (работа в средних и средних специальных учебных заведениях, гимназиях и лицеях, в высших учебных заведениях);

- научно-исследовательская (работа в вузовских лабораториях, НИИ, библиотеках, архивах, му-зеях);

- культурно-просветительская (работа в организациях и учреждениях культуры);

- экспертно-аналитическая (работа в аналитических центрах, общественных и государственных организациях);

- организационно-управленческая (работа в органах государственного управления, местного, регионального и республиканского самоуправления).

Представляется очевидным, что в любой из перечисленных областей деятельности выпускни-ка-историка в XXI веке трудно будет обойтись без владения навыками использования информацион-ных технологий в образовательном процессе, научных исследованиях, архивной, библиотечной и му-зейной работе, в экспертно-аналитической и организационно-управленческой деятельности. Этот те-зис подтверждается и содержанием п.7.1 ГОСТа, в котором формулируются требования к уровню подготовки выпускника по специальности "история". В соответствии с этим пунктом, специалист отвечает следующим требованиям:

- хорошо подготовлен в области всеобщей и отечественной истории и умеет применять свои знания в практической деятельности;

- знаком с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук, спо-собен научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

- знает этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, общест-ву, окружающей среде, умеет учитывать их при разработке экологических и социальных проек-тов;

- имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в живой и неживой природе, понимает возможности современных научных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходимом для решения задач, возникающих при выполнении профессиональных функ-ций;

- владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной ре-чи правильно (логично) оформить его результаты;

- свободно владеет государственным языком Российской федерации - русским языком;

- способен читать и использовать научную литературу на иностранном языке (языках);

- знает и умеет грамотно использовать в своей деятельности профессиональную лексику;

- умеет на научной основе организовать свой труд, владеет методами сбора, хранения и об-работки информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности, знает и использу-ет достижения информатики в своей области;

- способен, учитывая современное состояние науки и изменяющуюся социальную практику, к переоценке накопленного опыта, умеет приобретать новые знания, используя современные образова-тельные технологии;

- понимает сущность и социальную значимость своей профессии, основные проблемы дисци-плин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной систе-ме знаний;

- способен к проектной деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхо-да, умеет строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуще-ствлять их качественный и количественный анализ;

- способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессио-нальных функций, умеет использовать для их решения методы изученных им наук;

- знаком с методами управления, умеет организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований, знает основы педагоги-ческой деятельности;

- методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами;

- владеет общей и частной методиками в профессиональной сфере;

- умеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в специальной литерату-ре;

- обладает необходимыми знаниями в области библиографии,

- способен уметь применять и использовать сервисные программы, пакеты прикладных про-грамм и

- инструментальные средства ЭВМ для подготовки методических материалов;

- обладает углубленными знаниями в сфере профессиональной специализации; владеет совре-менной методологией и методикой решения профессиональных задач; способен формировать собст-венные исследовательские программы в сфере профессиональной специализации.

Выделенные нами курсивом требования к уровню подготовки специалиста-историка (а они составляют половину приведенного выше списка) имеют, на наш взгляд, прямое отношение к "ин-формационной/технологической" компоненте его образования. Эта компонента взаимосвязана и с со-держанием рядом разделов общепрофессиональных дисциплин (ОПД - основной блок в структуре ГОСТа) в подготовке историка, например:

- ОПД.Ф.12 (Теория и методология истории):

"Взаимосвязь между теорией и методами исторического познания, принципы исторического исследования, общенаучные методы в исторической науке, специальные исторические методы, мето-ды, заимствованные из других наук, методология и методика решения исследовательских задач".

- ОПД.Ф.03 (Источниковедение):

"...Методы работы с источниками...Современные методы накопления и анализа источнико-вой информации. Современные центры хранения исторических источников и принципы их организа-ции".

Представляет интерес структура основной образовательной программы подготовки выпускни-ка-историка, которая, в соответствии с п.3.4 ГОСТа, должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:

- цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины (1800 час.);

- цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины (300 час.);

- цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины (5346 час.);

- цикл ДС - дисциплины специализации (878 час.);

- ФД - факультативы (150 час.).

Отметим, что цикл ЕН включает федеральный компонент: ЕН.Ф.01 - Математика и информа-тика (основные понятия математической статистики; математические методы проверки гипотез; роль математики в гуманитарных науках; основные понятия и методы теории информации и кодирования; аппаратные и программные средства персональных ЭВМ, предназначенные для обработки информа-ции) (2), а также ЕН.Ф.02 - Концепции современного естествознания (естественнонаучная и гуманитар-ная культуры; научный метод; история науки). Кроме того, цикл ЕН включает ЕН.Р.00 - Националь-но-региональный (вузовский) компонент (до 10% общего объема цикла) и ЕН.В.00 - Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом (100 час.) (3) .

Существенно, что в соответствии с ГОСТом вуз (факультет) имеет право устанавливать объем часов по дисциплинам циклов общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (кроме иностранного языка), общих математических и естественнонаучных дисциплин при условии сохране-ния объема часов данного цикла и реализации минимума содержания дисциплин, а также устанавли-вать необходимую глубину усвоения отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы общих гума-нитарных и социально-экономических дисциплин, общих математических и естественно-научных дисциплин, в зависимости от профиля данного направления. Эти дополнения создают возможности для гибкого подхода к наполнению цикла ЕН конкретными дисциплинами. Так, на Историческом фа-культете МГУ в течение последних лет этот цикл читается студентам II и III курсов и строится по следующей схеме. В четвертом семестре студенты слушают лекции по информатике (32 час.) и про-ходят семестровый практикум (32 час.) по применению информационных технологий в исторических исследованиях; в пятом семестре они слушают лекции и проходят семестровый практикум по методам компьютеризованного статистического анализа исторических источников и методам моделирования (при той же "сетке часов"). Эти обязательные занятия дополняются спецкурсами по основным разде-лам исторической информатики. Их можно дополнять также факультативными курсами (см. возмож-ности цикла ФД).

Отдельно следунт подчеркнуть, что ГОСТ дает возможности и для углубленной подготовки специалистов-историков, желающих обладать "продвинутыми" знаниями и умениями в области со-временных информационных технологий, применяемых в практике отечественных и зарубежных ис-торических исследований и в образовательных программах. С 1998 г. историческая информатика (в соответствии с решением УМО) включена в список 17 специализаций, по которым может проводить-ся подготовка историков в рамках специальности 020700 (история). В ряде российских университетов такая специализация реализуется (об этом см. материалы в Информационном бюллетене Ассоциации "История и компьютер" за 1999-2001 гг.); наши белорусские коллеги в БГУ, а также кафедра эконо-мической истории и информационных технологий Мордовского госуниверситета им. Н.Огарева уже не первый год осуществляют выпуск специалистов по исторической информатике.

С учетом сказанного, естественно предположить, что развитие и совершенствование государ-ственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности "история" должно, в частности, включать дальнейшую интеграцию информационных технологий и методов в систему подготовки специалистов-историков. Это будет способствовать повышению про-фессионального уровня историков, которым предстоит работать в условиях информационного обще-ства XXI века, когда работа с электронными ресурсами исторического содержания будет важной со-ставляющей профессиональной деятельности историка.

kleio.asu.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован