19 мая 2009
2837

Инструментальное обеспечение управления рыночной стоимостью фирмы

Instrumental ensuring of management with market firm cost

А.С. Тонких,
доктор экономических наук,
профессор кафедры экономики и менеджмента
Глазовский инженерно-экономический институт
А.В. Ионов,
соискатель
Глазовский инженерно-экономический институт

Tonkikh A.S., professor, Glazov Engineering-Economic Institute
Ionov A.V., applicant, Glazov Engineering-Economic Institute

Аннотация
Управление рыночной стоимостью является основополагающей концепцией современной теории менеджмента. Однако имеющиеся в арсенале менеджеров технологии управления не в полной мере отвечают потребностям в обеспечении роста стоимости. В настоящей статье представлен новый подход к управлению стоимостью фирмы, основанный на соблюдении баланса финансовых интересов в акционеров и менеджеров.


Abstract
Management with market cost is fundamental conception of modern management theory. However, those management technologies which are in existence in managers arsenal don`t in full satisfy needs of ensuring growth cost. In present article a new approach to management with firm cost, based on abidance of balance of financial interests among shareholders and managers is introduced.


Ключевые слова: Стоимость бизнеса. Рыночная стоимость. Управление стоимостью. Баланс интересов. Корпоративное управление.
Keywords: Business cost. Market cost. Cost management. Balance of interests. Corporate management.



В современной экономике в качестве основной цели деятельности фирмы принимается рост благосостояния ее владельцев. Благосостояние собственников предприятия складывается из двух составляющих: текущих доходов и доходов от капитализации стоимости фирмы. Второй источник доходов, как правило, вносит основной вклад в изменение совокупного богатства инвесторов. Так, например, одним из богатейших людей мира является Билл Гейтс, совладелец компании "Майкрософт". Притом, что в своей многолетней истории "Майкрософт" ни разу не выплачивал дивиденды.
Этот факт легко объясним. Размер выплачиваемых дивидендов ограничен размером полученной прибыли, тогда как рост стоимости акций практически ничем не ограничен. В связи с этим, зародилась идея целенаправленного воздействия на показатель капитализации (рыночной стоимости) бизнеса, с целью увеличения совокупного богатства общества. В конечном итоге, это вылилось в возникновение нового течения в теории менеджмента, получившее название концепции управления стоимостью предприятия. Это означает, что все действия, управленческие решения, методы и приемы менеджмента должны быть направлены к одной главной цели: способствовать росту стоимости бизнеса.
Менеджеры часто ориентируются на краткосрочный рост котировок акций. Связано это с тем, что акционеры пытаются мотивировать менеджмент на достижении определённых ключевых показателей, основным из которых является капитализация. Как правило, для этого применяются опционные программы. Другой вариант - когда бонусы руководителей напрямую зависят от динамики курса акций. В [1] приводится пример неэффективности подобной практики. Одна российская фирма, где менеджеры, борясь за капитализацию, активно сокращали издержки, в том числе урезали инвестиции в оборудование. В результате акции выросли в цене, менеджеры получили бонус, но компания потеряла возможность стабильно развиваться. Кроме того, громкие корпоративные скандалы, связанные с махинацией с финансовой отчётностью, являются, как раз, следствием подобных мотивационных программ. Там же справедливо замечено, что в современных реалиях эффективность менеджмента оценивают по другим показателям, например, по рентабельности инвестиций, совокупному доходу на акцию с учётом дивидендов и т.д. То есть на лицо попытки ориентироваться при управлении рыночной стоимостью на несколько взаимоувязанных показателей: прибыль, стоимость активов, сумма выплаченных дивидендов плюс уже упомянутая капитализация. Именно на взаимоувязке основных показателей деятельности должен быть построен современный инструментарий управления рыночной стоимостью. Это положение является ключевым в дальнейшей проработке методологии управления стоимостью бизнеса.
Прежде чем приступить к построению инструментария управления рыночной стоимостью сформулируем основные отправные моменты.
Во-первых, управление стоимостью бизнеса должно быть нацелено не на максимизацию стоимости, а на её рост. Действительно, любая максимизация предполагает, что следующее значение какого-то параметра будет меньше максимума. Тогда как акционеры надеются, что их совокупное благосостояние, по крайней мере, не будет снижаться. Помимо этого, достигнув достаточно высокого значения рыночной стоимости нельзя утверждать, что это её максимальное значение. Можно лишь утверждать, что это самое высокое значение за прошедшее время, то есть показатель вырос за определённый период времени.
Ориентация на максимизацию рыночной стоимости может вынудить менеджмент пойти на меры, повышающие стоимость бизнеса в краткосрочном периоде в ущерб долгосрочному развитию. Поэтому, целесообразнее ориентироваться на долгосрочный рост рыночной стоимости, а не на её максимизацию в краткосрочном периоде.
Если же рассматривать максимизацию рыночной стоимости как задачу оптимизации функции по заданному критерию при наличии ограничений, то в качестве ограничений, как правило, выступают состояние внешней среды и внутренние ресурсы предприятия. Внешняя среда постоянно меняется. Современное развитие финансовых и других рынков позволяет привлекать требуемое количество ресурсов. Следовательно, постоянное изменение ограничений приводит к изменению значения максимума, что делает задачу нахождения экстремума бессмысленной.
Во-вторых, рост рыночной стоимости не может быть постоянным в силу цикличности экономики. Снижение рыночной стоимости сопровождается ухудшением других показателей деятельности предприятия. Однако через некоторое время наступит очередная стадия жизненного цикла, и появятся предпосылки для длительного роста. Если посмотреть на американский фондовый индекс Доу-Джонса, средний показатель курсов акций крупнейших компаний США, то можно заметить, что в долгосрочном периоде рыночная стоимость акций имеет тенденцию к росту, не смотря на кризисы 30-х, 70-х годов (Рисунок 1).

Документы

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован