Интеллигент – существо, представленное в природе двумя основными видами: он бывает технический и гуманитарный.
Род занятий оказывает самое серьезное влияние на суть интеллигентской личности. Если в естественных науках и технике, какие-никакие критерии истинности и правильности содеянного все же существуют, то в сфере формирования новых заблуждений, опровергающих прежние, никаких критериев нет и быть не может. Поэтому, находясь на одинаковом удалении от истины (величина его неопределима) обществоведы соревнуются не в строгости и качестве доказательств своих построений-измышлизмов, а в формах их преподнесения публике, которые включают разнообразнейшие методы охаивания и шельмования конкурентов.
Нельзя сказать, что научно-техническая интеллигенция полностью лишена этой прелести. Напротив, искрометная склока – отличительный признак любого интеллигентного профессионального сообщества. Но в технике, все же все много строже: если в предложенной тобою формуле оппонентом обнаружена ошибка, то скрыть ее изречениями, надерганными из Аристотеля, Маркса и Гегеля не получится. А в другом углу – получается. И хорошо иногда получается.
Крайне интересно наблюдать за отношениями, в которые вступают между собой «технари» и представители естественных наук – с одной стороны, и , скажем, экономисты (скажу о них – они мне ближе: сам такой) – с другой.
Большинство интеллигентов от техники и физики испытывают некий душевный трепет перед экономикой, понять суть и содержание которой в рамках традиционных естественнонаучных представлений невозможно. Лучшей рекламой этой науке(?) в их глазах является ее тесная связь с управлением, от которого, в конечном счете, и зависит возможность финансирования проводимых ими исследований и разработок.
Другие естествоиспытатели искренне считают, что очевидный для всех низкий научный уровень экономики, полностью предопределен убогостью и ущербностью ее кадрового состава. Они твердо убеждены в том, что именно они своим профессиональным выбором в юные годы в пользу естествознания исключили потенциальную возможность взлета экономической мысли.
Со временем, исписавшись и полностью исчерпав себя в естествознании, интеллигент - физик/химик обращает свое время и силы на обществоведение. При этом он не затрудняет себя прохождением начальных ступеней обучения (подумаешь – не бином Ньютона), а прямо вступает в фазу формирования непререкаемых истин.
Разница между технарем, подвизающимся на ниве обществоведения и профессиональным философом, состоит в том, что первый исходит из всеобщности действия законов физики, а второй знает, что применительно к миру людей, это не так.
А как на самом деле все устроено не знают ни тот, ни другой. Но это никак не влияет на устоявшуюся форму общения. Здесь принцип простой: говори громче и тебя услышат.
Мне понравилось заявление, недавно прозвучавшее в ходе обсуждения очередной нетленной обществоведческой теории: «Поскольку, всем ясно, что мы друг друга переубедить не сможем, то предлагаю сразу перейти к взаимным оскорблениям».
Ну, так что? Начнем?