- Олег Александрович, доброе утро. Мы приветствуем вас в редакции главной газеты Приамурья. Спасибо, что согласились принять участие в нашей интернет-конференции. Судя по вопросам, нам предстоит интересный и серьезный диалог - наши читатели задали вам множество вопросов, касающихся как деятельности облсовета, вашей деятельности как политика, а также проблем и перспектив развития Амурской области. Прежде чем мы перейдем к вопросам, скажите, пожалуйста, на ваш взгляд, вопросы посетителей нашего сайта отражают проблемы, которые стоят сегодня перед вами как перед председателем областного Совета?
- Конечно, все вопросы очень актуальны. Более того, есть несколько вопросов, которые заставили меня еще раз вернуться к ряду серьезных проблем. У меня состоялся разговор с людьми, ответственными за их решение, и в ближайшее время его результаты станут известны всем. Подробнее об этом я обязательно сегодня скажу. Польза от этой интернет-конференции, безусловно, есть.
- Спасибо, приступим к вопросам. Самым популярным стал вопрос от Александра из Благовещенска. Он спрашивает: "Почему с 1 октября 2006 года не произошло повышения заработной платы работников бюджетной сферы, финансируемых из областного бюджета? Если нет - почему, если да, то когда этого ожидать?"
- Этот вопрос действительно очень серьезный. По этому поводу к нам приходит очень много писем от трудовых коллективов, профсоюзы уделяют ему очень пристальное внимание. И это правильно. Не подняли заработную плату по одной причине - катастрофически не хватает средств в областном бюджете. Не хватает, чтобы профинансировать в полном объеме те законы, социальные программы, которые были приняты и работают на территории области. Пришлось сократить финансирование программы капитального строительства. На последней сессии мы внесли изменения в областной бюджет и сняли 200 миллионов рублей с финансирования строительства хирургического корпуса областной детской больницы. Из этих средств 60 миллионов направлено на реализацию закона "О мерах социальной поддержки граждан отдельных категорий", то есть на те же льготы сельской интеллигенции, которая в том числе попадает под повышение зарплаты. 120 миллионов рублей предназначено на субвенции муниципальным образованиям для субсидий жителям на оплату услуг ЖКХ. Накопилась кредиторская задолженность, и эти законы мы обязаны финансировать.
Второй момент - очень трудная ситуация сложилась в наших муниципальных образованиях. Муниципалы не могут профинансировать выплату заработной платы и без повышения, хотя она не так уж велика. В связи с этим на сессию, которая состоится 16 - 17 ноября, опять готовятся изменения в областной бюджет. Будем решать, как помочь нашим муниципальным образованиям закрыть долги по зарплате, это около двухсот миллионов рублей. На это изыскиваются средства в сегодняшнем бюджете - никаких дополнительных доходов нет, все резервы исчерпаны. Будет предложено уменьшить финансирование по ряду программ и почти по всем структурным подразделениям администрации области. А если еще в такой ситуации продекларируем, что с 1 октября повышаем зарплату (а это примерно 115 миллионов рублей), то окажемся в такой ситуации, когда все это выполнить будет невозможно.
Какой выход? У меня была встреча с руководством федерации профсоюзов Амурской области. Я попросил всех работников бюджетной сферы с пониманием отнестись к тому, что сегодня в области действительно нет средств. Как вариант решения проблемы рассмотреть следующее: с 1 января повысить зарплату бюджетникам не на 11 процентов, как это предусматривается в бюджете на 2007 год, а на 13 - 14 процентов, чтобы эти 115 миллионов, которые они могли получить за октябрь, ноябрь и декабрь, обязательно компенсировать, но в будущем году. Я думаю, это самый разумный и правильный выход из сложившейся ситуации.
- Павел из Благовещенска спрашивает у вас: "Вам не стыдно за Амурское отделение партии "Единая Россия" (не только за губернатора) и не боитесь ли вы, что в нашем регионе ваши однопартийцы через год не займут первое место на выборах в Госдуму?"
- Нет, за саму партию мне не стыдно. Обидно за то, что, к сожалению, руководство партии на федеральном уровне не видит в лице наших амурских "единороссов" лидера, который сможет достойно и эффективно выполнять столь высокую миссию и объединить всех "единороссов" в Амурской области. Я считаю, что наша партия на выборах в Госдуму должна победить, и как член "Единой России" приложу к этому максимум усилий.
- Кого вы все-таки видите лидером амурских "единороссов"?
- Свято место пусто не бывает. Вообще Амурская область богата талантливыми и достойными людьми, и если посмотреть, то можно найти человека, который будет достаточно эффективно выполнять эту функцию. Принципиально - это должен быть амурчанин.
- "Олег Александрович, вам не кажется, что большинство депутатов решают в облсовете не вопросы избирателей, а проблемы своего бизнеса? Мигуля напряг Синькова по дому, тот в отместку напрягает его по Северному микрорайону. Вам не кажется, что Совет превратился в сборище лоббистов и совершенно не отражает интересы и чаяния народа?" Этот вопрос задает вам Михаил, и, кроме него, есть еще несколько подобных вопросов.
- Я считаю, что нет. Если посмотреть на те решения, которые принимают депутаты, то могу сказать, что нынешний состав облсовета уже принял столько социальных законов, сопровождающихся льготами, соцподдержкой нашего населения, сколько не принимал еще ни один созыв.
Понятно, что есть вопросы, связанные с проблемами конкретного депутата, который является и предпринимателем. Некоторые пытаются их решать через облсовет. Но я могу сказать, что депутатский корпус принимает правильные решения. В качестве примера могу привести такой факт. Для того чтобы разобраться в хитросплетениях взаимоотношений по знаменитому дому в 606-м квартале, который построен, у нас создана специальная комиссия. Мэр Благовещенска говорит, что он построен вне закона. Депутат Александр Николаевич Синьков, чье предприятие строило объект, наоборот уверен, что все было по закону. В состав комиссии вошли депутаты, юрист, и по итогам работы на этой или на следующей сессии будет представлен доклад. Будут предложены конструктивные выходы из сложившейся ситуации. Если это в полномочиях облсовета, будет принято соответствующее постановление. Могу сразу сказать - работа комиссии не превратится в сведение политических счетов.
- Елена обращается к вам с вопросом: "Известно ли вам, каков рынок арендного жилья в городе и какова стоимость оплаты помесячно. И как молодой семье, не имеющей возможности взять ипотеку даже со сниженной процентной ставкой (и вообще кто мне даст кредит), выплачивать ежемесячно около 10 тысяч рублей за аренду? С учетом того, что я только окончила вуз, а зарплата молодого специалиста в пределах трех тысяч рублей, аналогичная ситуация и у мужа. И что делать?"
- Арендная плата мне известна, и сама Елена отвечает: 2-комнатная квартира стоит порядка 10 тысяч рублей в месяц. Это, конечно, очень дорого. Что делать? Могу сказать, что такие же проблемы всегда стояли перед молодежью. Те же вопросы я задавал сам себе и тем, кто в то время мог их решать.
Я, например, как молодой специалист, работал преподавателем в Амурском госуниверситете и получал около 200 рублей. А в коммерческих структурах люди в то время уже зарабатывали по нескольку тысяч. И могу сказать откровенно: я ни на кого не надеялся, находил вторую, третью работу, брал дополнительные нагрузки. В воскресенье - это была обычная практика - разгружали вагоны. Жил в общежитии - другого выхода просто не было.
Проблема, конечно, серьезная. И в одночасье ее не решить. Амурскому ипотечному агентству, в уставном капитале которого бюджетные средства, ставятся задачи, чтобы ставка из года в год снижалась и амурчане смогли получать доступные кредиты для приобретения жилья. Но с такой зарплатой, как у Елены, получить серьезный ипотечный кредит, к сожалению, невозможно.
- Следующий вопрос от Болельщика. "Очень интересно узнать: получили ли дети из детского дома в Садовом оставшиеся деньги от прошлогоднего футбольного вип-матча? И сколько денег вы собрали в этом году и куда их направили?
- От прошлогоднего матча все деньги пока не получили. Но недавно у меня состоялся разговор с организатором этого матча, и он пообещал, что все деньги, которые они собрали и не отдали детскому дому, отдадут. В прошлом году эту встречу организовывал не Амурский футбольный союз, а общественная организация "Центр развития молодежи "Содействие".
Она и несет за это ответственность. Но нам действительно стыдно, что нас каким-то образом связывают с этим скандалом, подозревают в получении выгоды. Это абсурд. В этом году организацией благотворительного футбольного матча занимался Амурский футбольный союз, и денег, если быть точным, собрали 9 тысяч 980 рублей. Это гораздо меньше, чем в прошлом году. Наверное, на это повлиял и прошлогодний скандал, когда болельщики узнали, что благотворительные взносы были потрачены не по назначению.
Средства от этого матча мы направим на помощь детскому дому, но могу сразу сказать, что сами деньги передавать не будем, а купим футбольный спортинвентарь. Бизнесмены, участвовавшие в матче, услышали наш призыв и перечисляют немалые спонсорские средства. Они пойдут на сооружение нового футбольного поля в Благовещенске. Мы надеемся собрать около миллиона рублей.
- "Как вы относитесь к избранию депутатов по партийным спискам? Не кажется ли вам, что наши избиратели не захотят разбираться в партийных программах и лозунгах, а областной Совет, наполненный партийными депутатами, и вовсе перестанет быть представительным органом от народа? И в целом назначение губернаторов (а скоро и мэров), сенаторов, избрание депутатов по партспискам не приведет ли к окончательному отрыву власти от народа, что, как вы понимаете, всегда чревато самыми тяжелыми последствиями для любого государства и любой власти?" Вопрос посетителя нашего сайта Сергея из областного центра.
- На сегодняшнем этапе я отношусь к этому отрицательно. По той причине, что пока в стране еще нет устоявшейся политической системы. Идет, мягко говоря, перемещение из партии в партию, партии тусуются, объединяются. Очень много вопросов на местах задают по этому поводу, и подчас и региональные лидеры, и партии не могут сами ответить на многие вопросы.
Пока идет такое манипулирование - а я думаю, что это действительно манипулирование, - ни в коем случае избирать только по партийным спискам нельзя. У человека вне партии должна быть возможность выдвинуться в орган власти и представлять интересы избирателей.
Кто-то может мне возразить, что и не член партии может войти в партийный список. Думаю, что это очень проблематично и вряд ли произойдет. Но в будущем, когда политическая система, в том числе партийная, будет четко сложена, голосование по партийным спискам будет оправданно. Мы уйдем от узкого лоббирования вопросов того или иного округа или отдельной территории.
- Олег Александрович, еще один вопрос от благовещенца Михаила также касается изменений в Избирательный кодекс: "Лично вы как считаете, нужна ли избирателям графа "против всех" или нет? Изложите вашу личную точку зрения".
- Мне хотелось бы, чтобы наши уважаемые читатели поняли - сегодня от облсовета не зависит, будет на выборах графа "против всех" или нет. Уже осенью в Приамурье без всякой полемики проходили выборы в органы местного самоуправления без этой графы. Сегодня есть требование федерального законодательства. Мы просто обязаны привести в соответствие наше областное законодательство.
Могу сказать - депутаты на последней сессии не одобрили эту поправку в областной закон, и это было политическое решение. Мы сейчас готовимся к суду, где со 100-процентной уверенностью я могу сказать - этот суд мы проиграем.
Что касается моего мнения на этот счет, то есть эта графа или нет - это непринципиально. Потому что любой гражданин, который не согласен с предложенными кандидатурами, имеет несколько возможностей, чтобы выразить свое мнение. Он может не пойти на выборы. Он может прийти и вычеркнуть всех, показав тем самым, что не согласен ни с одной партией, ни с одним кандидатом. Какие проблемы?
- Считаете ли вы что СМИ - это четвертая власть? И еще вопрос: журналистам очень сложно пробиться к чиновникам, чтобы задать вопрос. Может, стоит снять некоторые барьеры на пути к вам?" Это вопрос Анны из Белогорска, по-видимому журналистки.
- Хороший вопрос. Я всегда говорил и сегодня еще раз хочу сказать, что СМИ самым серьезным образом влияют на те решения, которые принимают органы госвласти. Относительно барьеров: если говорить об областном Совете, лично обо мне, то никаких проблем нет. Мы открыты, все мероприятия анонсируются, вся работа со СМИ идет конструктивно.
- Андрей из Благовещенска спрашивает: "Олег Александрович, в одном из интервью Борис Виноградов назвал вас несамостоятельной политической фигурой и сказал, что из вас не получится харизматичного политика. Цитата далее: "Люди с его характером, как правило, нерисковые. Он будет взвешивать все. И я не думаю, что он пойдет на какие-то резкие шаги". Согласны ли вы с такой оценкой?"
- Я Бориса Алексеевича давно знаю, и он меня знает. И поэтому могу сказать, что он очень сильно изменился, когда стал политиком. Я серьезно отношусь к его заявлениям. Его высказывание обо мне - "он будет взвешивать все" - воспринимаю нормально. А как можно принимать решение без оценки последствий, без учета мнений той или иной стороны на той должности, которую я занимаю? В этом отношении я рациональный человек. Я считаю, что такой подход только на пользу и мне, и моим избирателям.
- Вопрос, который сегодня волнует даже молодежь. Андрей, 21 год, интересуется: "Когда будет избран член Совета Федерации?"
- Сенатор от Амурского облсовета будет избран, когда на этот счет будет выработана единая консолидированная позиция. Я не раз говорил, что это решение не одного председателя. Поверьте, я мог бы выдвинуть очень много достойных кандидатур, которые, по моему мнению, справились бы с этой работой. Но их должны поддержать большинство депутатов. Такая работа ведется.
- Вопрос механизатора Анатолия Алексеевича из Свободного также касается Совета Федерации: "Олег Александрович, объясните мне, простому человеку, как человек, который варится в политике и много чего знает: зачем нужен стране Совет Федерации? Они что делают? Одобряют законы и ставят печати? А Дума на что и президент тогда? А орда министров и других начальников? Объясните просто, что делает этот совет?"
- Хороший вопрос. Если внимательно почитать Конституцию, соответствующую статью, которой регламентируется работа Совета Федерации, станет ясно, что это очень важный стратегический орган госвласти. Помимо того что он одобряет либо не одобряет законы, которые приняла Госдума, он еще и утверждает кандидатуру генпрокурора, назначает судей, утверждает границы субъектов, дает согласие на введение ЧС и военного положения и так далее. То есть очень много серьезных функций и полномочий. Это орган, который должен быть в любом демократическом государстве.
- "Что с организацией "За развитие Амурской области" и с блоком?" Вопрос читателя под ником Интернетчик.
- Общественная организация существует. А блок, по закону, исчерпав политические возможности, сегодня трансформировался в депутатскую группу, которая работает в областном Совете.
- "Олег Александрович, когда вас избирали на должность председателя облсовета, вы говорили о том, что председатель - это своего рода менеджер, управленец. Как вы считаете, удается ли вам эффективно, с пользой для области управлять законодательным органом власти, в котором представлены люди различных профессий, достатка и политических взглядов? Заранее спасибо", Виктория, Благовещенск.
- Мне кажется, не совсем корректно себя самого оценивать. Но, по моему мнению, удается. Областной Совет выполняет свои функции: работают комитеты, аппарат, проводятся заседания областного Совета, депутатские слушания, круглые столы, вся работа идет по плану.
- Актуальный вопрос от нашего читателя Дмитрия: "По стране "без шума и пыли" идет процесс укрупнения регионов. Недавно Иркутская область объединилась с ближайшим национальным регионом. Читинская вышла с предложением об объединении с другим нацрегионом и создании Забайкальского края. Камчатка объединилась с Корякией. Практически все наши соседи скоро станут краями. А что же будет с Амурской областью? Хоть какие-то планы, проекты есть в этом направлении? Или мы ждем указаний сверху и все?"
- Конкретных проектов по укрупнению Амурской области с соседними субъектами нет - есть только мнения политиков на этот счет. Предлагают объединить нас то с Хабаровским краем, Еврейской автономной областью, то с Читинской областью и Бурятией. Но, я уверен, никакого скоропалительного решения не будет, пока не выработают общую консолидированную позицию. И самое главное - пока не будет известно мнение населения.
Лично мое мнение на этот счет двоякое. Если говорить с позиции определенной отрасли, то вполне возможно, что укрупнение принесет пользу. В частности, если говорить о нашем сельском хозяйстве, то объединение с другими регионами расширит рынки сбыта аграрной продукции. Тогда, допустим, те дотации, которые выделяет Хабаровский край на поддержку АПК, будут распространяться не только на сельское хозяйство края, но и на наших сельхозпроизводителей.
Плюсы и в том, что сократится количество федеральных чиновников. Сегодня в каждом субъекте, независимо от численности населения, есть все федеральные структуры с соответствующей штатной численностью. Если глобально смотреть, то будут экономиться немалые деньги, они будут оставаться на территории субъекта. Конечно, есть и минусы - потеря самостоятельности, возможность превратиться в периферию и так далее. Здесь, повторюсь, надо все очень тщательно взвешивать.
- Наш постоянный читатель и участник интернет-конференций Андрей Сапунков интересуется: "Уважаемый господин Турков, а как собственно областной Совет функционирует и какими правами и обязанностями он наделен, если отсутствует закон об этом самом Совете? И как Совет может реально помочь гражданам в информировании, реализации и защите их политических прав?"
- Уважаемый Андрей Анатольевич, вы точно должны знать, что областной Совет действует в четко очерченных законом рамках. И сегодня, по моему мнению, отдельный закон, который регламентировал бы его деятельность, писать нет необходимости. По той причине, что очень много статей и целый раздел, касающиеся областного Совета, есть в Уставе Амурской области. Второе - у нас есть достаточно серьезный документ - это регламент. Он утвержден и работает на всей территории Амурской области. Этот документ не является законом, но имеет серьезную юридическую силу. Есть также закон, который регулирует отдельные вопросы деятельности облсовета, в частности по количеству депутатов, работающих на постоянной основе. В этих трех документах четко прописана вся нормативно-правовая база, необходимая для деятельности областного Совета. И, могу сказать, прописана даже более полно, чем во многих субъектах.
Что касается информирования. Считаю, что тот, кто хочет реализовать свои политические права, и не только, используя при этом возможности облсовета, эти вопросы решает.
- Вопрос от семьи Ивановых: "Мы молодая семья, участники программы "Обеспечение жильем молодых семей", получившие бюджетную субсидию. Вы неоднократно рассказывали с экрана телевизора об упомянутой программе, о ее достоинствах, призывали участвовать в программе, совместно с вами выступал господин Ермолаев И. А. и говорил о том же. Мы поверили и отдали свои деньги на строительство дома по адресу: ул. Горького-Комсомольская в организацию МЖК, возглавляемую Ермолаевым. Однако вот уже второй год строительство дома не ведется! Мы вынуждены снимать жилье, нести огромные расходы. Знаете ли вы о ситуации вокруг строительства дома, ведущегося МЖК? Наша семья не одинока в этой проблеме. Просим дать разъяснения".
- Да, эта проблема существует. Но я и сегодня не отказываюсь от своих слов о том, что это очень важная и серьезная программа. И на всех этапах ее формирования, утверждения бюджета, всегда ее поддерживаю.
Если говорить конкретно об этом доме, то перед интернет-конференцией у меня состоялся предметный разговор с Игорем Ермолаевым. Он меня заверил, что все проблемы частного характера он готов решать с каждым участником программы. И второе - он пообещал, что в третьем-четвертом квартале 2007 года дом будет сдан. Там много причин, по которым сроки сдачи затянулись. Одна из них - проблемы с оформлением документации, но это проблема не одного Ермолаева, а всего строительного комплекса Амурской области. Со вступлением в силу Градостроительного кодекса очень серьезные трудности возникли с оформлением документов, есть моменты с бюрократической волокитой. Думаю, мы все вместе должны приложить усилия к решению этой проблемы.
- "Как вы оцениваете последнее решение о повышении ставок на игорный бизнес? Мне кажется, как депутат с бизнес-опытом вы понимаете, что такие меры власти могут просто убить бизнес. И еще: как вы оцениваете шансы Амурской области на получение одного из четырех игорно-развлекательных центров, о которых говорил наш президент?", интересуется Ирина из Благовещенска.
- Я оцениваю это решение положительно. Причем могу сказать, что, прежде чем мы это сделали, была проделана большая работа, изучен опыт других регионов. Когда мы поднимали ставки с 35 тысяч рублей до 48, а потом до 55, представители игорного бизнеса нам говорили, что им невозможно будет жить. Но практика показала обратное. Бизнес работает, налоги в бюджет поступают.
Что касается наших шансов получить одну из четырех игорно-развлекательных зон на территории Амурской области. Откровенно говоря, оцениваю эти шансы не очень высоко. По той причине, что здесь принятие решения будет зависеть от многих факторов, и в первую очередь - от расположения этой зоны. Амурская область, к сожалению, находится не в центре Дальневосточного федерального округа, а география всегда очень сильно влияла на размещение производства. Даже в советское время в Амурской области не строились крупные предприятия, а размещались в Хабаровском крае или Приморье. Кого в этом обвинять? Степана Степановича Авраменко, что он не дорабатывал? Не думаю - уж кто-кто, а он приложил максимум усилий, чтобы на нашей территории развивалось производство. И сегодня, я уверен, будет приниматься решение сугубо экономическое - будут учитываться численность населения в регионе, транспортная доступность и другие факторы.
Закон достаточно суров. Если говорить о моем мнении, то считаю, что такая зона должна быть в каждом субъекте России, но должна находиться за пределами муниципальных образований. Мы намерены подготовить такое предложение в Государственную думу ко второму чтению законопроекта. Уверен, что все субъекты поддержат нашу инициативу.
- Сергей Сергеевич Тураев из Белогорска обращается с такой проблемой: "После принятия федерального закона N 122 в нашем областном законодательстве по социальному обслуживанию в стационарных учреждениях образовалась огромная прореха в законах. Федеральные фактически утратили силу, а областные до сих пор не приняты, и стационарные учреждения находятся, мягко говоря, вне закона. Например, нет порядка заключения договоров на стационарное обслуживание, нет региональных норм обязательных услуг, представляемых стационарными учреждениями бесплатно, и т. д. Ведь это перерасход бюджетных средств. Когда депутаты займутся этой проблемой?"
- Вся законодательная база по реализации 122-го, а также 131-го федеральных законов у нас создана. Сегодня есть проблемы по выработке региональных стандартов, и это проблемы не только Амурской области. Эта задача стоит перед органами государственной власти. В ближайшие полгода она будет решена.
Елена АНДРЕЕВА.
"Амурская правда", No 216, 16.11.2006