22 июля 2005
3468

Интервью

Гости: Ахмар Завгаев депутат ГД от Чеченской республики

С. БУНТМАН - У нас в гостях Ахмар Завгаев , депутат ГД от Чеченской республики, добрый день, Ахмар Гапурович, добрый день.

А. ЗАВГАЕВ - Здравствуйте.

С. БУНТМАН - Отталкиваясь от событий всего конфликта и сложностей, связанных со станицей Бороздиновская, здесь мы выходим на еще более серьезные проблемы, на проблемы общие устройства Северного Кавказа, но сначала о том, что происходит в станице Бороздиновская. Вы сказали, вы упомянули, что кто-то хочет себе сделать популярность и какие-то свои интересы преследует, вновь возбуждая историю, связанную сначала с зачистками, потом с уходом, потом с возвращением жителей, такими перемещениями драматическими, которые существуют там. Вы что имеете в виду?

А. ЗАВГАЕВ - Здесь этот конфликт не имеет под собой ни межнациональную, ни политическую подоплеку, там зачистки не было, чисто криминального характера случай был.

С. БУНТМАН - Криминального?

А. ЗАВГАЕВ - Мы вместе с руководителями регионального штаба Сегель Аркадием Леонидовичем, с президентом Чеченской республики, с первым вице-премьером Рамзаном Кадыровым выезжали в Бороздиновку, потом в лагерь беженцев. Практически мы нашли точку соприкосновения, и на второй день они начали возвращаться, практически этот процесс был решен. И те вопросы, которые они ставили перед руководством республики, на сегодня реализованы, полностью выданы компенсации, те, которые потеряли четыре дома, начали восстанавливать дорожное полотно, ремонт начался. Оборудовали один класс в школе компьютерами. Вопрос поднимался по газификации станицы Бороздиновской. Это поручение дано, и надеемся, что мы до конца года эти вопросы снимем.

С. БУНТМАН - Но все-таки кто это сделал, говорят о федеральных войсках, о подразделениях "Восток", о спецназе, о том, о сем, пятом-десятом.

А. ЗАВГАЕВ - До 4 числа там были казнены лесник и участковый, 2 числа там была проведены в лесных массивах крупная операция по задержанию и уничтожению боевиков, где были более 20 человек уничтожены, части удалось уйти, небольшой группе. Эти уцелевшие бандиты возвратились, 3 числа там казнили и участкового, и лесника, подозревая то, что они их навели. 4-го случился этот случай. Те, которые пострадали, у кого четыре дома, им полностью, в полном объеме компенсирован ущерб, возмещение. Сегодня, во-первых, я полностью не владею обстановкой, но по имеющейся информации, я знаю, часть, которая сегодня и на экранах телевидения рисуется, это люди не имеют постоянного места жительства в этом населенном пункте и используют эту ситуацию, эту трагедию, это несчастье людей в корыстных целях, есть политическая подоплека, была, и тут есть и материальное.

С. БУНТМАН - Но все-таки кто произвел, насколько это ясно, насколько правоохранительные органы располагают сведениями о том, кто это сделал?

А. ЗАВГАЕВ - Сегодня крупная бригада, следственная бригада, в том числе куда входят и из военной прокуратуры следователи, с гражданской, занимаются, я уверен, что в ближайшее время мы все это узнаем от уст тех, которые должны этим заняться.

С. БУНТМАН - Но пока даже о направлении, кто это мог быть?

А. ЗАВГАЕВ - Я не хочу забегать вперед, почему - потому что там около 40 человек следственная бригада работает. И они точную причину установят, кто бы ни совершил преступление, я надеюсь и не сомневаюсь, понесет соответствующую ответственность уголовную.

С. БУНТМАН - Для того, чтобы и таких вещей не было, и для того, чтобы не возникали конфликты, на какой бы почве это ни было, как по-вашему какую нужно именно стратегическую политику вести. Уже теперь нельзя сказать, в Чечне отдельно, в Ингушетии отдельно, в Дагестане отдельно, в Северной Осетии отдельно, в прилегающих регионах, краях, так называемых, русскоязычных, русских, тоже нельзя отдельную политику вести. Как совокупная политика, какая должна быть там?

А. ЗАВГАЕВ - Сегодня Северный Кавказ - это целый клубок проблем. И нельзя сказать, что одна проблема, они будут решены, тут и территориальные претензии, тут социальные проблемы, тут безработица, тут масса проблем, и надеюсь, что, в этом у меня сомнений, что именно Дмитрий Николаевич ключ нашел.

С. БУНТМАН - Козак вы имеете в виду, да?

А. ЗАВГАЕВ - Да, Дмитрий Николаевич Козак нашел ключ еще в 2003 г., когда он в администрации работал. Это я вижу 131 закон, закон о местном самоуправлении. Если мы сумеем реализовать этот закон на территории Северного Кавказа, все проблемы, как межнациональные, межтерриториальные и социальные, этим законом можно снять при правильном сочетании экономической модели. Буквально два месяца назад я по поручению Дмитрия Николаевича Козака посетил Мордовскую республику. В этой республике накоплен огромнейший, я бы сказал, потенциал по реализации закона о местном самоуправлении.

С. БУНТМАН - Он применим к Северному Кавказу?

А. ЗАВГАЕВ - Он, я считаю, необходим, не то, что применим, его реализация на территории Северного Кавказа, те проблемы, которые сегодня есть, они бы полностью сошли, ушли бы. Почему, потому что опыт Мордовской республики показывает, что при правильном сочетании с экономической моделью этот закон практически снимает вопрос о безработице. Сегодня в этой республике Мордовской около 6% безработица, нет очереди на прием у чиновников, я бывал и в районной администрации, в областной, сельских, т.е. каждый человек знает, чем он должен заняться. И самое главное, они решили вопрос, проблему по борьбе с самогоноварением, с алкоголизмом, т.е. человек, занимаясь личным, подсобным хозяйством, может получить кредиты для развития или строительства дома.

С. БУНТМАН - Откуда они берутся, кредиты, как на Северном Кавказе можно похожую сделать вещь, потому что тот же самый Дмитрий Козак говорил сейчас о полномочиях регионов, регионы-доноры и те регионы, которые питаются за счет федерального бюджета. Как раз он говорил, что нельзя давать одинаковые полномочия. А здесь получается, Северный Кавказ весь ведь дотационный.

А. ЗАВГАЕВ - Здесь в этом вопросе я где-то не согласен, почему, потому что нельзя говорить, если в Ханты-Мансийском субъекте, где населения мало, территория большая, и у них бюджет более 100 млрд. руб., почему, потому что большие залежи нефти. Или с Ямало-Ненецким АО, где 90% добыча российского газа. И не потому, что там люди лучше или здесь хуже, или менее трудолюбивые, или более трудолюбивые, ведь о Кавказе я знаю не понаслышке, у нас огромный потенциал и кадрового резерва, и население трудолюбивое. Надо создать условия, чтобы каждый человек, который живет на территории Кавказа, честным трудом мог зарабатывать хлеб.

С. БУНТМАН - Две проблемы.

А. ЗАВГАЕВ - Возьму один пример, по Чечне, сегодня у нас столько горных районов, 250 тыс. альпийских пастбищ, создай им условия, на зиму корма, концентраты, закупи по рыночной стоимости у них мясо, молоко, сыр, люди будут заниматься. И ни один из тех, кто будет заниматься животноводством, ни сына, ни дочь не отпустит ни в боевики, ни к террористам. Почему, потому что они будут, для них дома у себя есть работа.

С. БУНТМАН - Кто будет заниматься именно закупкой кормов, решением о том, по каким ценам будут закупать продукцию?

А. ЗАВГАЕВ - Мы этой проблемой сегодня занимаемся.

С. БУНТМАН - Кто это будет, это жестко централизованное или с помощью местных властей?

А. ЗАВГАЕВ - Это, во-первых, где-то и упущение СМИ, если в старые советские времена СМИ показывали, где какой опыт накоплен, газеты можно было почитать, по телевидению, мы же сегодня человека, труда не показываем. Поэтому здесь, конечно, нужна большая идеологическая работа. И объяснить и народу, сейчас в Чечне мы проводим эту работу, эксперимент проводим в Надтеречном районе, уже бизнес-план составили, с людьми поработали, сейчас мы с президентом должны встретиться, ВТБ, с Костиным и с президентом, я думаю, этот процесс пойдет, и на опыте этого района, мы в следующие, остальные районы, будем реализовывать данный закон.

С. БУНТМАН - Я напоминаю, что у нас в гостях Ахмар Завгаев .

А. ЗАВГАЕВ - Перебиваю вас, звучат некоторые, эти самые, надо переводить на укрупнение Чечню с Ингушетией или наоборот сделать

С. БУНТМАН - Да, считается, что это может помочь решению проблем.

А. ЗАВГАЕВ - Я считаю, что это люди, которые дилетанты, говорят. Если мы местное самоуправление введем, тогда, когда на любом населенном пункте появится у них интерес экономический, появится, что там рабочие места, налогооблагаемая база, самостоятельность, тогда они будут интересоваться. Над ними главный чиновник сидит в Ростове или в Грозном или Назрани или Москве, поэтому полная реализация 131 закона снимет эти проблемы. И я надеюсь, что в ближайшем будущем мы это, региональных властей, от этой проблемы уйдем.

С. БУНТМАН - Скажите, здесь будет налаживаться самоуправление снизу, оно потребует следующего звена самоуправления, как можно избежать того, чего боится, в принципе, и федеральная власть тоже? Это было высказано на знаменитой встрече, и слова, которые то ли сказал, то ли приписываются Суркову, а то изберут себе какого-нибудь ваххабита, понимаете, во всяком случае, сказано так или не так, но мысль такая есть. Мало ли кого себе изберут, а там потом возись.

А. ЗАВГАЕВ - Сегодня как и сторонников, так и противников этого закона тоже есть, те регионы, у которых сегодня появилась возможность за счет бизнеса или сырьевых придатков наладить подъем уровня жизни, решать социальные вопросы, естественно, они подходят с опасением к этому закону. Почему, потому что они сумели, возьмите г. Москву, благодаря мудрой политике Лужкова Москве удалось усилия бизнеса и власти объединить и направить на решение тех социальных, культурных, строительных и производственных вопросов. Взять тот же Кавказский регион, этого, к сожалению, нет, поэтому, я считаю, бояться, опасаться не надо. Почему, потому что от того руководителя, кого они избрали, будут зависеть их жизненные вопросы. Это и социальные, и ряд других вопросов, поэтому этого бояться не надо, сегодня людям надо доверять, не надо бояться, опасаться, если мы будем от всего шарахаться, тогда мы ни к чему не придем.

С. БУНТМАН - Вопрос безопасности, как решается именно за счет самоуправления, о котором вы сейчас говорите, потому что вопрос безопасности ключевой. Здесь есть формирования одни, федеральные войска, органы внутренних дел свои, федеральные и т.д.

А. ЗАВГАЕВ - Этот закон уникальные возможности дает борьбе и с коррупцией, и с бюрократией, и борьбе с этими негативными явлениями, если мы будем создавать условия для развития личного, подсобного хозяйства, если мы население научим работать с кредитным ресурсом, естественно, я свое делиться ни с каким чиновником не буду. Поэтому главное преимущество этого закона - то, что каждый становится одним из тех участников возрождения экономики.

С. БУНТМАН - А как сопротивляться, вы говорите - я с чиновником делиться не буду, но чиновник в погонах, без, с автоматом, с бумажкой, с компьютером, ему все-таки захочется от этого что-то получить, как с этим бороться, своими формированиями, каким контролем?

А. ЗАВГАЕВ - Зачем? Опыт Мордовской республики показывает, создай условия, мы, у нас по менталитету мы привыкли только управлять силой, страхом или другим методом. Надо управлять так, чтобы этого управленца уважали, любили и считались с его мнением, а не боялись его. И таких управленцев сегодня в любом регионе РФ есть, я не сомневаюсь, что при переходе, посмотрите, Мордовия, ведь там же в советские времена были и ГУИНы, и я скажу, большинство тех, которые там оседлались, это воспитанники или те, в общем...

С. БУНТМАН - Заключенных бывших?

А. ЗАВГАЕВ - Да, удалось же Меркушину все это сделать. И я не обманываю, ни в одной ветви власти я не видел одного-двух посетителей, почему, потому что люди чувствует и в населенных пунктах власть, и на районном, т.е. каждый занимается своим делом. А у нас почему этот ваххабизм или экстремизм или это, потому что сегодня у главы села, взять любое, республику у нас, чеченское село, население 5-6 тыс., а у главы, кроме печати, ничего нет, запыленной, мне напоминает "Тихий Дон" фильм, когда председатель сельсовета, он поискал, и в общем, среди вороха печать нашел запыленную. Поэтому сейчас местному самоуправлению надо дать возможность.

С. БУНТМАН - А деньги откуда взять?

А. ЗАВГАЕВ - Деньги, деньги каждое местное самоуправление должно зарабатывать, тот же, я возвращаюсь к Мордовии, у них как, 6 видов налогов оставили, налог, акцизный налог на алкоголь, налог на прибыль, налог подоходный, на землю, на имущество и на товарооборот. И дальше, ежегодно если налогооблагаемая база выросла на 1%, республика дает, увеличивает субсидии на 1%, если снизился на 2, снижают. Экономическая заинтересованность и экономическое, сказал бы, наказание, оно как раз способствует развитию личных подсобных хозяйств, малого, среднего бизнеса.

С. БУНТМАН - А изначально все-таки деньги, это из федерального бюджета?

А. ЗАВГАЕВ - Изначально для чего нужны, сегодня даже среднюю часть России взять, человек у себя дома откормил поросенка, где он его может сбыть, на рынок его не пускают, а так подъезжают или бандиты, или полукриминальные, или спекулянты какие-то, за бесценок его забирают. Почему, потому что у него рынка сбыта нет. А если у него по рыночной цене будут забирать и птицу, и поросят, и молоко, и мясо, и все, он с удовольствием будет заниматься. Возможности в России большие.

С. БУНТМАН - Хорошо, кто ему эти создаст возможности и кто обеспечит его при этом безопасность?

А. ЗАВГАЕВ - Обеспечивает как раз местное самоуправление.

С. БУНТМАН - А безопасность?

А. ЗАВГАЕВ - Безопасность, каждый уже участвует в этой безопасности, почему, потому безопасность, оно само себя создает, почему, потому что к нему подъезжают, забирают у него по рыночной цене и мясо, и молоко, и другие продукты, которые он вырастил лично в подсобном хозяйстве. Ему никуда ездить не надо. Т.е. тут создан механизм, который создает условия для производства, и вместе с тем механизм, который для реализации.

С. БУНТМАН - Как вы думаете, есть возможность, что мешает тому, чтобы этот закон заработал? И система самоуправления начала выращиваться? Что для этого нужно, насколько это реально?

А. ЗАВГАЕВ - Она, во-первых, этот закон опасен для тех, кто сегодня силой и страхом управляет, где высокая коррупция или наоборот, сегодня надо поэтому тут, соответственно, есть опасения, кто, в общем, таким методом руководства обладает. Люди, которые не боятся, что у него авторитет, не сомневается в этом, яркий пример - это Меркушин Николай.

С. БУНТМАН - На вас большое впечатление произвела Мордовия?

А. ЗАВГАЕВ - Очень большое, я сам работал и в производстве, и в бизнесе, я ответственно заявляю, я собственным глазам не верил, что такое может быть.

С. БУНТМАН - Ну что же, спасибо, Ахмар Гапурович, проблем очень много, но я как-то так, на меня большое впечатление производит ваш оптимизм, что, дай бог, чтобы реализовалось, действительно, чтобы жизнь налаживалась и налаживалась снизу.

А. ЗАВГАЕВ - Надеюсь, мы вместе с вами поедем в республику, в следующем году этот механизм в 2-3 районах на территории Чеченской республики уже будет запущен и реализован.

С. БУНТМАН - Дай бог.

А. ЗАВГАЕВ - Поэтому у меня сомнений нет.

С. БУНТМАН - Дай бог. Хорошо, спасибо большое, Ахмар Завгаев , депутат ГД от Чеченской республики, был у нас в гостях.



Эхо Москвы. Москва

22 Июля 2005 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован