30 ноября 1999
7828

Интервью <7 дней

- Ангелина Михайловна, неужели правда, что с недавних пор вы стали моржом и регулярно купаетесь в ледяной воде?

- Ой, обожаю!

- Как же это получилось?

- У меня есть приятельница Лидия, чудесный человек, и вот года два назад она мне предлагает: "Лина, поехали со мной к источнику Сергия Радонежского. Там так хорошо!" Начало декабря. Как раз выпал первый снег, я только что оправилась после болезни. Приехали. Она говорит: "Обязательно надо искупаться - это здоровье тебе даст!" Я думаю: "Какое там искупаться! Я после простуды". Приблизились к источнику, вижу - люди плещутся. И страх у меня пропал. Думаю: "Такая экзотика! Надо попробовать!" Вода была градусов шесть. Там из скалы бьют три струи, я встала под одну из них... Первое ощущение, конечно, шок. Но постепенно начинаешь привыкать, проходит время и уже просто жаждешь окунуться в ледяную воду. Мое самое великое купание состоялось, когда я поехала в Арзамас. Вышла из поезда, температура воздуха - минус 28 градусов. Нас везут на автобусе на берег озера, где обитал святой Серафим Саровский. Смотрю, все раздеваются, а рядом со мной маленькая девочка лет девяти. Мама ей говорит: "Доченька, может быть, ты не полезешь в воду, мороз!" Она качает головой: "Нет, если я решила, то сделаю обязательно!" Я восхитилась ее мужеством. Она первой зашла в воду, все за ней, в том числе и я. Нырнула, вылетаю на берег и не понимаю, что же это происходит с моей головой! Руками трогаю, а у меня вместо волос - гора сосулек!

- И для чего все эти эксперименты ?!

- Как будто какая-то сила меня толкает! Знаете, ведь холодная вода дает человеку очень сильный заряд положительной энергии, а все плохое забирает. Так что я всем советую: если в вашей жизни накопилось много отрицательного, искупайтесь в проруби! И Бог вам поможет!

- У вас была религиозная семья?

- Бабушка у меня была старой закалки, верующая. Она строго соблюдала все посты. Я часто сопровождала ее в церковь. Не помню, чтобы она на кого-нибудь сердилась или кого-то осуждала. Кто бы ни пришел в дом, всех она встречала ласково, с улыбкой. Сейчас я понимаю, какой это подвиг - прожить жизнь и оставаться на удивление доброжелательной, всепонимающей, всепрощающей.

Вообще же детство у меня было достаточно грустным. Мой отец, военный летчик, погиб, когда мне исполнилось два года. Обломков его разбившегося самолета так и не нашли. В тот роковой день они везли военных на совещание на фронт. Летели над Карпатами из Румынии, был туман, и в горах связь с самолетом прервалась. Я полагаю, что разбился он в Югославии. Почему-то именно эта страна вызывает у меня всю жизнь необыкновенный интерес. Так случайно ведь не бывает. Нас осталось три женщины: бабушка, мама и я. Мы жили в аэропорту Внуково, там базировалась эскадрилья отца, и когда меня на улице встречали люди, знавшие его, они смотрели на меня со слезами. Говорили, что он был чудесным человеком, душой компании, необыкновенным умницей. Ему прочили большое будущее...

А в самые ответственные моменты моей жизни отец подавал мне сигналы. Это не фантазия! Если я неправильно себя вела, мне снился гудящий самолет на фоне грозового неба. И в горящем самолете я не раз летала во сне. То есть когда я поступала не так, как бы ему хотелось, он меня об этом предупреждал.

- Ваша мама так больше и не вышла замуж?

- Вышла. Мне было лет двенадцать. Я понимала, что маме надо свою жизнь устроить, что ей тяжело одной. И я сделала вид, что ее избранник мне очень нравится. К счастью, мой отчим оказался и правда великолепным человеком. Сегодня его нет с нами. Но я всегда вспоминаю о нем с благодарностью.

- Ваши родные, наверное, были счастливы, когда после окончания школы вы вдруг поступили в ГИТИС?

- Не совсем. Мама почему-то была против. Сама она работала в плановом отделе сначала во Внуково, потом в Шереметьево. Вела учет, куда сколько человек улетело, сколько багажа отправили. Тогда не было компьютеров, и я помню, как она, бедная, считала все на счетах. И когда она не успевала, то мы всей семьей садились и помогали ей. Не дай Бог где-то при подсчете потерялся килограмм багажа, тогда нам приходилось опять все пересчитывать! В общем, мама не хотела, чтобы я стала актрисой. Но видите, судьба и привела меня на телевидение. Наверное, все в жизни запрограммировано.

- Вы так никогда и не работали в театре?

- Никогда! Вот представьте себе! Если бы кому-нибудь в голову пришла мысль позвать меня на роль, интересно, справилась бы я? Меня несколько раз приглашали на кинопробы. Как-то предложили даже роль разведчицы в одной картине. И я так лихо отыграла все сцены на пробах, что даже мой муж, который поехал вместе со мной, сказал: "Я и не подозревал, что ты на такое способна!" Но я так и не снялась в этом фильме. Потому что тот же муж и говорил: "Ну ты что, дорогая, как ты себе это представляешь, я здесь в Москве, а ты полгода где-то на съемках в другом городе?"

- Ваш муж Геннадий Чертов тоже был по профессии актер, вы вместе учились...

- Мы только поступили в ГИТИС, и нас, первокурсников, отправили на картошку. Я сидела в автобусе, и вдруг вошел он! Такой романтичный красавец! Жерар Филип! Курчавые волосы, глаза с поволокой... Я влюбилась с первого взгляда. Но он не замечал этого. Мне так тогда казалось. Потом-то выяснилось, что он делал вид, что не замечает. Считал, что я героиня не его романа. Мы поженились уже после окончания института. Бог любви все-таки свел нас.

- Он играл в театре?

- В театре Геннадий проработал всего лишь год. Он пошел на телевидение и стал телезвездой. Гена, кстати, был очень хорошим диктором, но ему кто-то, как говорится, в колеса палки ставил. В основном женщины, которые его не добились.

- Значит, первым на телевидении стал работать он. А вы пошли вслед за ним?

- Да, хотя он, честно сказать, ничего не знал, а когда меня приняли, это стало для него некоторым сюрпризом. Просто у меня было много свободного времени, надо же было чем-то заняться. Пришла в голову идея: дай-ка я пойду на телевидении, что ли, поработаю.

- У вас была конкуренция с мужем?

- Ну какая может быть конкуренция? Гена читал новости. А я вела детские и музыкальные программы. Боже мой, сколько лет я вела "Будильник"! Я сначала не понимала, почему многие отказываются работать в утренние и дневные часы? Большинство ведь хотели выходить в эфир только на Первой программе, в вечернее время, чтоб все их видели! А я всегда соглашалась на все!

- И в результате остались в выигрыше! Ангелина Михайловна, а что для вас все-таки самое дорогое: "Песня года", "Будильник", "Спокойной ночи, малыши!"?

- Конечно, "Спокойной ночи, малыши!" Все, кто работал на этой передаче, были людьми со знаком плюс. Я не помню скандалов и интриг. Знаете, в тот период, когда я вела эту программу, у меня в жизни была черная полоса. Но когда я приходила на передачу, я обо всем забывала, все плохое оставалось за порогом студии.

- Я знаю, что с Геннадием Чертовым вы развелись...

- В 66-м году я вышла за него замуж, а развелись мы.... в 82-м.

- Почему? Наступил кризис?

- Что я сейчас буду говорить, кто виноват: он или я. Так сложилась жизнь. Как часто мы подвергаемся искушениям и не выдерживаем испытаний. По-настоящему счастливые сказки бывают крайне редко. Я очень любила своего мужа и благодарна ему за все... Вообще людей, которых я любила, я не вычеркиваю из своего сердца.

- Он потом женился?

- Даже не знаю, мы ведь с ним не общаемся.

- Ангелина Михайловна, второй муж у вас был чех, художник. Он звал вас жить к себе в Прагу...

- Иногда я сожалею, что не переехала к нему. Интересно, как сложилась бы тогда моя жизнь! Индро был самым благородным мужчиной, повстречавшимся на моем пути. Правда, я находила у него недостатки и придиралась к нему, но именно у него я получила прекрасные уроки отношения к людям, к богатству... Как-то он позвонил мне из Праги и говорит: "Линоч-ч-чка, меня ограбили, унесли все золото, деньги, веши..." Я начала возмущаться, охать, ахать. А он так спокойно мне отвечает: "Киска, ну нич-чего страшного не случилось". Мне понравилась эта позиция! Ну ограбили человека, но он не рвал на себе волосы, не буйствовал по этому поводу, не кричал! У многих мужиков копейку возьми, так они на весь мир будут орать! У него же был такой принцип: есть - хорошо, нет - значит, так надо.

- Вы познакомились в Праге?

- Чехи для своего телевидения снимали учебный фильм "Уроки русского языка", приехали в Москву искать диктора и тут выбрали меня. Я поехала в Прагу на киностудию "Баррандов-фильм". Прошел месяц, и тут я почувствовала, что в меня кто-то влюблен, и однажды наши глаза встретились...

- Начался испепеляющий роман, и вы стремительно поженились?

- Он сделал мне предложение, я ответила отказом. Я сказала: во-первых, у меня муж есть, во-вторых, в Москве у меня работа, мама, семья и вообще все. Он вздохнул: я буду ждать... И ждал несколько лет. Брак наш был очень романтичный: звонки по телефону, поездки друг к другу...

- И сколько раз в год вы виделись?

- Получалось три-четыре раза - ну что это? Хотя, когда Индро делал мне предложение, он говорил, что будет жить в Москве, а работать в Праге. Но, пожив недолго у нас, изменил мнение. Вот представьте, заходит он в магазин и стоит в сторонке, я спрашиваю: "Почему ты не подходишь к прилавку?" Он: "Я не могу - там толпа". Я - ему: "Ну так пролезь!" Он: "Как это пролезь?!" Он терялся в нашей жизни! Индро все ждал, когда я перееду в Прагу, но потом терпение его кончилось...

- Вы сильно жалеете?

- Обычно, когда у женщины не складывается личная жизнь, она просто погибает, не знает, что делать. Я вот этого не понимаю. Ну нет мужа! Подумаешь - трагедия! (Смеется.) Так это ж хорошо! Чем жить и мучиться лучше быть одной! Много свободного времени! Можешь заниматься чем угодно! А то, что у меня нет детей... Я иногда думаю: какое счастье, что их у меня нет! Я бы просто сошла с ума: посмотрите, что происходит сейчас с молодежью! Как им трудно, тяжело, со всех сторон на них обрушиваются всякие неприятности... Иногда и помочь невозможно. А наркотики! Я просто бы чокнулась и не выжила, если бы весь этот ужас я не смогла отвести от своего ребенка.

- Ангелина Михайловна, вас, наверное, часто в жизни одолевали поклонники, закидывали письмами, караулили у дома.

- Да не особенно. Я считаю, что поклонники, которые преследуют, бесконечно пишут - это безумные люди! Ну вот скажите: например, мне нравится Билл Клинтон как мужчина. И что, я буду теперь писать ему письмо: Билл, приди, возьми меня, я хочу быть твоей Моникой! Ну нелепость какая-то! Или вот, например, мне очень нравится Армен Джигарханян. И как мужчина, и как актер. И так получилось, что мы живем с Арменом Борисовичем в одном подъезде. Ну и что, я теперь буду ему вешаться на шею? Преследовать его? Ну за кого вы меня принимаете!

- И вы совсем не общаетесь с Арменом Борисовичем? По-соседски? В гости друг к другу не ходите? За спичками?

- Ну за какими спичками! (Смеется.) У него свои спички, у меня - свои!

Марина ДЕНИСОВА,
, журнал "7 дней" N33
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован