черашнее заседание Правительства было для нас абсолютно принципиальным и важнейшим. Этому заседанию предшествовало не менее важное заседание у Президента России Владимира Путина в прошлую пятницу. На этих двух ключевых обсуждениях принято решение, которое по сути дела формирует всю стратегию нашей компании, да и всей российской энергетики на ближайшие 2,5 года. Если сформулировать самое значимое и самое главное, если попытаться сжать в одно слово все то, что было решено на этих совещаниях, то, пожалуй, это слово - инвестиции.
Как, собственно говоря, и предполагалось, главным вектором во всей нашей работе по всем направлениям и в генерирующих компаниях, и в сетевых компаниях, и в системном операторе, будет работа, связанная с разворачиванием процесса инвестиций. Это главная доминанта на ближайшие 2,5 года.
Программа, которая была представлена Министерством промышленности и энергетики РФ, и разработана вместе с нами на пятилетнюю перспективу, 2006 - 2010 годы. Она характеризуется следующими параметрами:
Общий объем вводов новых мощностей - 21 800 МВт. В том числе 1000 МВт - атомщики, все остальное - мы, плюс частные инвесторы. Это более чем втрое превышает весь объем вводов за период 2000-2005 гг., а если развернуть эту программу и рассмотреть динамику внутри планового периода 2006-2010 гг., то годовые вводы возрастут более чем в 6 раз. Цена программы (вместе с атомщиками) измеряется цифрой 2,4 трлн. рублей.
В основу программы положен базовый принцип финансирования - частные инвестиции в максимально возможном объеме привлекаются для инвестирования в развитие генерации, прежде всего, естественно, тепловой генерации. Хотя и гидрогенерация тоже не закрыта для частных инвестиций. Государственные средства должны привлекаться для финансирования федеральной целевой компании. Частично для финансирования ГидроОГК, и для финансирования Системного оператора. Как вы понимаете, это и есть отражение сути всей нашей концепции реформирования: частная и конкурентная генерация и контролирование государством инфраструктурных секторов - диспетчерского и сетевого комплекса. Этот принцип принят и поддерживается Президентом и Правительством России.
Не поставлена точка в окончательных цифрах объема инвестиций в бюджете 2007 года. Эту тему еще предстоит доспорить и выйти на окончательное решение. Тем не менее, повторю еще раз, вопрос базовой идеи о том, что и частные, и государственные инвестиции должны быть привлечены в беспрецедентном объеме, однозначно поддержан руководителями нашей страны.
Естественно, помимо в чистом виде частных, и в чистом виде государственных источников, не меньшее, а может даже большее значение имеют собственные средства созданных межрегиональных генерирующих компаний и сетевых компаний. Не меньшее значение имеют их возможности привлекать кредитные ресурсы, по которым, как мы считаем, мы только начинаем реальную работу.
Это прорывная программа. Все профессиональные энергетики прекрасно понимают, что ничего подобного в обозримом прошлом в нашей стране не происходило. Вместе с тем, скажу сразу же о том, что она не исчерпывается пятью годами. У нас есть оценки, расчеты и источники финансирования, которые мы должны использовать для того, чтобы в течение 2006-2010 года создать задел на вводы 2011-2015 годов. Сразу упомяну, что вводы 2011-2015 годов измеряются в цифрах 38 тысяч мегаватт, это в 1,5 раза больше вводов периода 2006-2010 годов. Таким образом, вся инвестиционная машина будет разворачиваться год за годом, и не остановится в 2010-ом году, и не остановится и в 2015-ом году.
Что наиболее значимое нам всем предстоит сделать для того, чтобы эта программа, за которую теперь мы отвечаем в полном объеме, и моя личная ответственность даже вписана в протокольное решение Правительства по предложению Михаила Ефимовича Фрадкова, что мы должны сделать для того, чтобы эта программа из детально продуманного замысла стала реальностью? Я бы обозначил 4 наиболее важные задачи, которые будут решаться в течение ближайших нескольких месяцев, в период до конца текущего года.
Прежде всего, в соответствии с принятыми вчера решениями, с 1 августа этого года будет запущен рынок "на сутки вперед". Как вы знаете, это важнейшее изменение в конструкции рынка. Мы к нему долго и всерьез готовились. Я знаю, что многие генкомпании активно участвовали в имитационных торгах, которые уже несколько месяцев проводит НП "Администратор торговой системы". Но вот теперь это уже не просто имитация, это всерьез. С 1 августа рынок "на сутки вперед" будет запущен в полном объеме в соответствии с теми принципами, которые обкатаны в ходе имитационных торгов. Для нас это одна из целевых конструкций, целевых в том смысле, что это конечная конструкция реформирования. В дальнейшем, естественно, рынок будет развиваться, будет живой организм. Но никаких крупномасштабных преобразований, сопоставимых с тем, что вот сейчас произойдет при переходе к этому рынку, ни в дальнейшем не планируется. Это и есть цель реформирования, цель создания рынка энергетики.
Вторая важная мера, которая принята, и которая будет реализована с 1 августа этого года. Введение регулируемых двусторонних договоров на оптовом рынке. Это то, о чем мы долго с вами говорили и осуждали. С 1 августа весь ФОРЭМ, традиционный классический, будет преобразован в систему двусторонних договоров. Эти договора в момент ввода будут краткосрочными, они будут распространяться лишь на период до конца этого года. Тем не менее, именно эта конструкция, конструкция двусторонних договоров, станет основой рынка и в дальнейшем, о чем я скажу позже. Как мы понимаем с вами, одновременно с введением двусторонних договоров мы наконец-то добиваем одну из самых тяжелых, а за последнее время ставшей просто мучительной, проблем - проблему накапливания стоимостного небаланса, который за горло держит ряд наших компаний. Очевидно, что с 1 августа, с момента введения, РГД регулируемых двусторонних договоров, накапливание небаланса больше происходить не будет. Мы отрезали накопление. Вместе с тем, или может быть, опираясь на это, мы должны будем с вами, что называется, растащить накопленные завалы, растащить всю накопленную за эту время гору небаланса, которая к 20 миллиардам рублей приближается, беспрецедентный размер. Это будет отдельной задачей, но эту задачу можно осмысленно решать. Итак, это вторая важнейшая вещь - рынок регулируемых двусторонних договоров. Я не сказал, но вы и так это прекрасно понимаете, эти двусторонние договора регулируемые - это означает, что и тарифы и объемы по ним будут установлены регулятором. Как было сказано, на период до конца 2006 года.
Третье - не менее важная, а может и более важная вещь, это запуск процесса IPO. Как мы и договаривались на нашем последнем совещании с генеральными директорами. Вы помните, мы сформировали "отряд космонавтов" из межрегиональных генкомпаний. Вот из их состава, точно в соответствии с тем, как мы и обещали, мы определим кандидатов на первый полет. Их будет три или четыре. Это решение Правление РАО "ЕЭС России" примет буквально в течение ближайших суток. И имеем в виду, что именно это решение мы будем выносить на заседание Совета директоров, которое состоится 23 июня. В повестку дня Совета директоров этот вопрос уже включен. И я рассчитываю на то, что он будет одобрен. Это означает, что 3-4 компании с этого момента получают уже не общеполитическое решение, а конкретное корпоративное решение, обязывающее их развернуть весь комплекс работ, связанных с подготовкой и выходом на IPO.
Как мы и говорили раньше, те, кто не попал в первый полет, не выбрасываются за борт, а готовятся к тому, чтобы вторым эшелоном, второй волной двигаться дальше. Не готов назвать точно время, но полагаю, что через несколько месяцев, вероятнее всего к 4 кварталу 2006 г., мы должны будем сформировать у себя и вторую очередь компаний, которые выйдут на IPO вслед за первой группой.
Четвертое решение - не менее важное, тоже предполагавшееся, запланированное, я об этом решении тоже говорил в своем выступлении перед вами на совещании генеральных директоров, это проведение реорганизации головной компании РАО "ЕЭС России", которое мы планируем провести до конца этого года, в ходе реорганизации будет выделено из состава РАО "ЕЭС России", как и предполагалось, одна или две генкомпании. Как вы знаете, кандидаты также определены приказом, из числа кандидатов нужно будет отобрать конкретно выделяющиеся компании. Это четвертый наиболее значимый шаг, который должен быть сделан за ближайшие месяцы.
Вместе с тем, принятые решения не исчерпываются вот таким полугодовым периодом. Они включают в себя и принципиальнейшее решение, касающееся следующей завершающей стадии реформы, то есть периода с 2007 по 2008 годы. Что должно быть реализовано в этот период? Я бы обозначил 8 самых главных решений, которые мы должны будем реализовать с вами, начиная с 1 января будущего года. Первый из них - с 1 января будущего года начнется либерализация оптового рынка в части двусторонних договоров. Принцип либерализации сформулирован и решение на будущий год тоже. Диапазон ежегодной либерализации, то есть доля двусторонних договоров, которые будут выводиться из регулируемых в свободные, обозначен цифрами от 5 до 15 % рынка. 5-15 % рынка - это диапазон либерализации рынка, который будет установлен постановлением Правительства. Внутри этого диапазона, по предложению Минэкономразвития, ежегодно будет определяться конкретная цифра либерализации на конкретный год. На 2007 год эта цифра фактически определена, по крайней мере, на уровне устного заявления на заседании Правительства, с либерализацией 5 %. Это означает, что в будущем году 5% РДД, 5% регулируемых двусторонних договоров, будут преобразованы в свободные договора. Это первая важнейшая часть завершающего периода реформ.
Вторая часть - тогда же, с 1 января, вступит в силу право выхода из регулируемых двусторонних договоров. Иными словами, если два участника договора договорились на приемлемых друг для друга условиях о том, что они уходят из-под регулирования, такое право им будет предоставлено.
Третье важнейшая новация, вводимая с будущего года - это трехлетние договора. Очень тяжело шла эта тема, что особенно тяжело, тем не менее, мы ее считаем доминантной, считаем приоритетной. И будем добиваться того, чтобы хотя бы часть двусторонних договоров, которые будут заключены с 1 января будущего года, оказались долгосрочными. Одновременно с этим, добавлю, мы прорабатываем концепцию долгосрочных договоров с Газпромом, на предмет чего создана совместная рабочая группа с Газпромом. И точно также мы будем прорабатывать с угольщиками для того, чтобы быть обеспеченными по топливу в такой же конфигурации. Это третье важнейшее решение.
Четвертое важнейшее решение - розничный рынок, поскольку до 1 августа этого года будет выпущен документ, регламентирующий правила розничного рынка, с 1 января будущего года он в полном объеме начнет функционировать. Это обширный документ, много чего изменяющий, много чего решающий из наших вопросов, начиная со статуса гарантирующего поставщика, который наконец-то будет внятно регламентирован. И заканчивая не менее важным вопросом о трансляции цен оптового рынка на розничный рынок. Это принципиальное положение. Мы настаивали на нем с самого начала. Мы не можем создать ситуацию, когда оптовый рынок либерализован, а розничный рынок зарегулирован, это будет означать неизбежную катастрофу с последующими тяжелейшими событиями для всех остальных. Поэтому либерализуемый оптовый рынок должен быть оттранслирован в розничный, и эти принципы заложены в названных документах. Как вы понимаете, при этом защищенной группой все равно останется население, тарифы для которого будут по-прежнему решулироваться. Здесь добавлю сразу же, что мы предполагаем получить финансирование из Федерального бюджета на перекрестное субсидирование. Оно окажется меньше, чем было бы правильно сделать. Тем не менее, называемая сегодня цифра достаточно значительна, 19 миллиардов рублей, которые включает сегодня межрегиональное субсидирование, Дальний Восток, Калининград, Архангельск, вероятно Дагестан, Иркутск и Хакасия, а помимо межрегионального субсидирования, отбор регионов, которые готовы будут принять у себя программу, долгосрочную программу преодоления перекрестного субсидирования. И приняв эту программу, возьмутся за ее финансирование и осуществление из собственного бюджета. Для качестве стимулирования такого подхода из Федерального бюджета им будут выделяться дополнительные средства, за счет того источника, о котором я сказал. Это розничный рынок, и субсидирование в перекрестке, являющееся для нас очень острым вопросом.
Далее, рынок мощности. Сейчас, пройдя завершающие стадии, связанные с запуском рынка на сутки вперед и решением других вопросов, считаю, что мы должны очень плотно включиться в эту проблематику, еще продумать ее во всех аспектах для того, чтобы в будущем году он у нас по-настоящему начал работать. Тоже самое касается и рынка системных услуг. Не буду сейчас комментировать, не раз мы подходили к этой проблеме, но вот сейчас она уже выводиться в число практических задач, которые к будущему году должны быть решены и запущены.
Седьмой вопрос из среднесрочных - IPO. Мы будем, как я уже сказал, разворачивать IPO и остальных генерирующих компаний. Полагаю, что именно в 2007 году здесь будет сделан масштабный шаг. Естественно масштабы его и результативность прямо зависят от того, насколько успешно проведут эти задачи первые компании. Отмечу сразу в скобках, что IPO для нас естественно является ведущим способом привлечения частных инвестиций. Однако наряду с этим мы будем привлекать инвестиции частные и в других формах, в том числе в форме создания дочерних и зависимых обществ на предмет вынесения туда наших активов, недостроенных или достраивающихся станций, и получения от инвесторов финансовых ресурсов на собственно осуществление строительства этих станций.
Здесь будет один базовый принцип, поскольку, как было сказано, инвестиции превыше всего, то по сути дела, вся корпоративная технология осуществления инвестиций, будет во главу угла ставить самого инвестора. Будем исходить из того, что реально больше всего предпочитает инвестор. Если мы видим конфигурацию, при которой есть очевидный спрос на IPO, акции компании хорошо котируются на фондовых рынках, есть сильный менеджмент, прозрачная для акционера структура, значит - будем двигаться в сторону IPO. Если мы видим реального инвестора, который говорит - вот есть станция такая-то, я хочу достроить еще один блок, и готов инвестировать в него, да еще может быть и газ туда свой притащу, естественно будем конфигурировать инвестиционные проекты так, чтобы они были комфортны для инвестора. В этой логике мы будем отбирать проекты из тех, которые я перечислил, и тех, которые не перечислил, которые тоже присутствуют.
Собственно говоря, завершает весь этот набор преобразований, как мы и планировали, как и сообщали раньше, вторая реорганизация РАО "ЕЭС России". В отличие от первой реорганизации она будет [происходить] не через выделение, а через разделение, и пройдет она в 2008 году. Многое из того, что я сейчас рассказал, не является какой-то новостью. Об этом я говорил, и мы обсуждали это на вашем последнем совещании. Однако на той стадии это были замыслы и наши предложения. На сегодня это политическое решение Президента страны, и российского Правительства. Соответственно для нас это закон. Я считаю, что это колоссальный прорыв к тем задачам, которые ставились перед нами с самого начала практически с 99-го года. Считаю, что этот прорыв стал возможным, прежде всего, благодаря исключительно эффективной и глубокой системной работе Центра управления реформой. Лично Юрия Аркадьевича Удальцова и всей его команды. Выношу им благодарность за эту уникальную работу, которая, по сути, не имеет себе равных в стране. Ни одна другая отрасль не может похвастаться подобного масштаба преобразованиями, завершающимися вот такими цифрами инвестиций, как те, о которых сегодня я сказал. Инвестиции эти базируются на реформе. Без нее они были бы невозможны. Мы это прекрасно с вами понимаем. Собственно - именно поэтому, наша с вами ответственность за их осуществление в полном объеме, в полном объеме лежит на нас. Здесь не может быть никаких скидок.
Еще раз обратитесь к ранее вышедшим документам, в том числе приказу РАО "ЕЭС России" No 216, все что в нем перечислено, этот перечень объектов, на сегодня становится уже нашей инвестиционной программой. Значит, генерирующим компаниям уже надо расходовать средства на разработку ТЭО. Значит, надо прорабатывать проекты, значит, надо активизировать работу с инвесторами. Не в меньшей степени это касается и сетевых организаций, в которых все может быть и посложнее, тем не менее, продвигать там придется очень серьезно и очень активно. Мы можем реализовывать только сбалансированную инвестиционную программу. Сбалансированную с точки зрения генерации и сетей. Сбалансированную с точки зрения топлива. Кстати говоря, мы договорились с главой Газпрома Алексеем Миллером, и он подписал положение о том, что в этой стратегии принимается принцип - рост абсолютного объема потребления газа при сокращении удельного веса потребляемого газа на электростанциях. Этот принцип разумный, правильный, и мы убедили наших коллег из Газпрома в том, что именно в этой логике и нужно продвигаться дальше. Программа сбалансирована и в региональном разрезе. От Дальнего Востока до Калининграда. Программа сбалансирована и по источникам финансирования, соотношению частных и государственных. И в целом этот документ я считаю чрезвычайно важным и абсолютно реалистичным. Собственно говоря, это и есть наиболее значимая информация, которой я хотел с вами поделиться. Мы вместе вступаем в завершающую инвестиционную фазу реформирования, и очень важно, чтобы мы провели ее также организованно, как и все остальное. И поставили точку, которая будет означать перевод всей энергетики страны в качественно новое состояние. Спасибо за внимание.
Москва, 08.06.2006
http://www.khakasenergo.ru/