- Александр Александрович, на чьем "президентском веку", по-вашему, появится Союз Белоруссии и России?
- С 1996 года наши государства подписали целую кучу соглашений, и до сих пор мы не можем оформить юридически - а это значит, конституционно - Союзный договор. Есть этому свои причины. В 1996 году обе страны были слабы. Требовалось время для экономического подъема. Белоруссия, на мой взгляд, выбрала более удачный путь. Она восстановила государственную собственность в стратегических отраслях, прекратила приватизацию. На сегодня 38% белорусских предприятий являются государственными и более 37% предприятий имеют частичный государственный пакет, как правило - контрольный. Сельское хозяйство, машиностроение, легкая промышленность в Белоруссии развиваются более эффективно, чем в России. В России силу набирает нефте- газовый комплекс, металлургия, угольная промышленность, а все остальное откровенно слабо. Экономические позиции Беларуси с точки зрения социальности более весомы. Возможно, этот факт и порождает сомнения: а почему бы ни пожить отдельно? вдруг это лучше, чем в Союзе? Хотя Конституционный акт готов, и решение по нему ожидается в ближайшем будущем - если не в этом году, то в первой половине следующего года. Думаю, договор о Союзе двух государств будет подписан "на веку" нынешних президентов.
- На недавней пресс-конференции с представителями российских СМИ Александр Лукашенко сказал: "Ваша элита (указывая на Россию) не желает этого Союза"...
- Противники Союза есть и в Белоруссии, и в России. К сожалению, достаточное количество серьезных противников - в России. Они считают экономику Белоруссии не рыночной, государство не демократическим, режим - диктаторским. Думаю, президентам обеих стран нужно принимать решение, не оглядываясь на противников. Обе стороны кровно заинтересованы в Союзе двух независимых государств. Сразу усиливается военная мощь двух государств. России выгоден прямой выход в Европу (транзит российских грузов через Белоруссию достигает более 100 млн тонн), Белоруссии - на все российские рынки и синхронизация цен на энергоносители. Населению обеих стран Союз "дает" новые рабочие места, более высокую зарплату.
- Экономическая, политическая, военная выгоды понятны. Немного жаль нравственной чистоты Белоруссии. Не хлынет ли с подписанием союзного договора грязный поток из России в Беларусь?
- Этого не произойдет. И Белоруссия, и Россия остаются независимыми суверенными государствами. При желании "грязный поток" можно не пустить. Соглашусь с вами, что Белоруссия более чистая страна. В Белоруссии сегодня отсутствует организованная преступность. Государством была выработана схема действий, которые выдавили оргпреступность с белорусской территории. В Беларуси нет олигархов. Белоруссия более благополучна и в социальном плане: коэффициент соотношения между 10% самого бедного населения и самого богатого в Белоруссии составляет 5,4%. В России он равен 17%. Поэтому у белорусов меньше поводов для зависти. Народ живет ровно, спокойно, и верит в завтрашний день.
- Александр Александрович, политический режим в Белоруссии порой характеризуют как "обаятельную диктатуру". Вы согласны с этим определением?
- Обаятельной диктатуры не бывает. Конституционное устройство Белоруссии - унитарное государство. Президент Беларуси по Конституции обличен большей властью, чем российский. И это объективно. Белоруссия не имеет своих нефти, газа, угля, металла. И если бы в 1996 - 2000 годах не произошло серьезного вмешательства государства в экономику и политику, то страны могло бы и не быть. Я не называю политический режим Белоруссии диктатурой. Демократические институты в стране присутствуют. Есть всенародно выбранный президент. Есть двухпалатный парламент. Есть правительство, назначаемое президентом по согласованию с парламентом. Да, существует жесткая вертикаль власти. Конечно, можно согласиться с тем, что демократические институты требуют развития. Но они и в России - требуют. Недалеко наши государства ушли по пути демократии - всего-то 15 лет.
- Александр Лукашенко недавно был участником саммита государств движения неприсоединения. Как вы расценили его визит?
- Я думаю, Александр Григорьевич правильно сделал, что съездил в Гавану. Форум обсуждал важнейшую проблему современности - возврат к многополярной модели мира. С момента распада СССР миром правят США. И это чревато - все мы видим - военными конфликтами: Югославия, Ирак, Афганистан. Движение неприсоединения (это 118 стран) такой расклад не устраивает. Не нравится это и России, и Евросоюзу.
- В Белоруссии - все свое: от мороженого до автобусов. В России такого нет...
- Сейчас в Белоруссии отменен Указ, который обязывал каждую торговую точку иметь на прилавках не менее 70% белорусской продукции. Отменен, потому что снижает конкурентоспособность предприятий и приводит к вывозу денег в соседние государства. Тем не менее, в Белоруссии созданы такие условия, когда выгодно покупать свое. На покупку своей - белорусской - техники, к примеру, выдается ссуда. Это правильно. Поэтому в Белоруссии собственные автобусы, тракторы, грузовики и комбайны. Эта техника произведена на государственных предприятиях, которые вовремя были переоснащенные, и она более конкурентоспособна, чем российская. Российское правительство озабочено, конечно, этим обстоятельством. В России есть свободные денежные ресурсы, и они могли бы улучшить положение дел в производственных отраслях и сельском хозяйстве. России важно удержаться не только на внутреннем рынке, но и, как Белоруссия, попытаться выходить - на внешний. Оставаясь сырьевым придатком, мы не сможем состояться как великое государство.
- О нынешнем губернаторе Алтайского края Александре Карлине некоторые говорят: "Карлин - это Суриков сегодня". Как бы вы расценили такое высказывание?
- Я далеко от каких бы то ни было сравнений. Мы с Александром Богдановичем из разных сфер. Я всю жизнь работал в экономике, он - из правоохранительной системы. У каждого - свой жизненный багаж. Александр Богданович - порядочный человек. Спокойный, почитающий закон, он старается работать на благо края. Возможно, есть какие-то сходства в характерах - вам виднее. Мы с ним понимаем друг друга. Но что Карлин - это Суриков, а Суриков - Карлин - не думаю, что это так.
- Сейчас, по прошествии нескольких лет, как бы вы определили свою роль в судьбе Алтайского края? И, скорее всего, приходится говорить об исторической роли...
- Да какую там исторической... Были очень тяжелые годы. Кстати, в том же состоянии тогда была и Белоруссия. Однако, у глав регионов в России не было таких полномочий, как у президента Белоруссии. Мы не могли, например, огосударствить экономику. К 1996 году край потерял 64% промышленного производства, 50% - сельского хозяйства; зарплату и пенсии не платили по несколько месяцев.
Думаю, кое-что все же удалось сделать: сельское хозяйство по объемам производства подтянулось к уровню 1992 года; промышленность вышла на 55% от уровня 1990 года, а было 36%. Стабилизировались выплаты пенсий и зарплат. Дефолт 1998 года еще раз сбил покупательскую способность на 30%, но к 2001 году мы догнали уровень1998 года. Задача администрации на тот момент - сдержать падение края в бездну, стабилизация в промышленности, сельском хозяйстве и во власти. Возможно, жителей края не устраивали темпы роста. Так или иначе, популистам 2004 года удалось прийти к власти, что добра краю не принесло. За два года экономика Алтайского края еще раз откатилась назад.
- В чем сильные стороны Алтайского края?
- Сила Алтайского края, безусловно, в сильном сельском хозяйстве. Это лицо Алтайского края. Поэтому в первую очередь необходимо поддерживать сельское хозяйство: 48% населения живет в селах. Считаю, в сельском хозяйстве необходимо восстановление нормальной структуры управления и формирование системы поддержки. Второе направление - цветная металлургия. Это хорошая экономическая задача для края, но не стратегическая, она имеет меньшую социальную значимость. И, в-третьих, газификация. Ее стратегия была заложена в 1998 - 2000 годах. Думаю, газ принесет пользу Алтайскому краю. Кроме того, не нужно забывать о промышленности. Сельхозмашиностроение, энергетическое, тяжелое машиностроение - важнейшие составляющие экономики Алтайского края.
- Скучаете по Алтаю, Александр Александрович?
- Нет такого человека, который не скучал бы по родным местам. Скучаю, конечно.
08.04.2007
http://www.belarus.mid.ru/interv/14.html