03 декабря 2000
4193

Интервью для `Эхо Москвы`

М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Я должен вам сказать, что этот фильм, о котором мы сегодня говорить фактически не можем по той причине, что рассказывать его сюжет - потом не будут смотреть. Поэтому пусть он останется некой прекрасной загадкой, или не прекрасной, как получится. Но, во всяком случае, это сумма усилий всех тех, кто работал над этим фильмом. Это повод для нашей передачи собрать вас, мои дорогие женщины, и поговорить о том, чем вы сейчас занимаетесь, о том, как Вы себя чувствуете, о том, в каких работах вы принимаете участие, что у Наташи в театре. Этим мы и будем заниматься сейчас. Я напоминаю, что эфир открыт. И наш эфирный пейджер - это возможность трем народным артисткам задать вопросы. Они на них ответят. Римма Васильевна, дорогая, давайте начнем с Вас. Я еще раз Вас приветствую здесь. Мы часто видимся с Вами на различных кинофестивалях, где Вы выходите на сцену вся красивая, замечательная, дивная, талантливая актриса. А что в обычной киножизни происходит?
Р. МАРКОВА - Как раз сегодня после эфира я уезжаю в Ленинград озвучивать картину, в которой я снялась летом. Это Островский, "Дикарка", по пьесе "Дикарка", где я играю Ошметьеву Анну Степановну, одна из главный ролей.
Е. КАНДАРИЦКАЯ - Римма Васильевна, у Вас в этом году был трудно сказать, дебют на сцене, но, тем не менее, я знаю, что Вы в театре у Валерия Беляковича были заняты в спектакле. Это было или нет? Так газеты писали.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - А что такое страдальческое лицо, дорогая моя?
Р. МАРКОВА - Потому что не получилось. Я очень рада, что я там работала целый месяц. Белякович - это просто совершенно потрясающий режиссер. Я в него влюблена, потому что я ходила в этот театр, много видела спектаклей. Он мне очень нравится, и я пошла на это, не рассчитав свои силы. А так как там было текста современные пьесы, как вы понимаете, пишут главным образом много текста. Как мой брат говорил: "Первое, что я беру, когда начинаю работать, - я уничтожаю текст". Там уничтожить ничего нельзя было, и я в ужасе была, потому что давно не выходила на сцену. Поэтому для меня было очень сложно, я пыталась, так как там репетировали актеры его театра, которые хватают на лету, они уже собаку на этом съели, я там плелась все время в хвосте. Как он терпел меня, я просто удивляюсь. Но, тем не менее, я ему так нежно подсказывала: "Подсадите артистку", потому что я хотела хильнуть сразу, а никак не могу, потому что всего четыре человека. "Подсадите артистку, понимаете, я могу подвести", как я только я Он говорит: "Нет", и все. Мы дошли до премьеры. Должна вам сказать, к своему величайшему стыду, так как я там в кресле, она не ходит по роли, поэтому у меня пьеса лежала на коленях. Самое главное, что я знала весь текст, но оттого, что я так боялась и тряслась, текст у меня просто лежал на коленях. Самое главное, я не забыла, но исполнители, которые как из пулемета строчили, и говорят: "А дальше что мы играем?" Я говорю: "Сейчас посмотрю". Причем это было принято зрителем, как будто мы специально это делали. Короче говоря, мы сыграли один спектакль, и в это время меня пригласили сниматься в картине, которую три года на третий год они говорят: "Уже все, мы уже сейчас будем снимать", и я смеялась. И действительно мы начали снимать эту "Дикарку". И я уехала, их театр уезжал в Японию на 1,5 месяца, и когда они приехали из Японии, Валерий Романович Белякович позвонил мне, когда я уже озвучила, и у меня съемки начались и у вас, а я говорю: "Я не могу". И там их актриса срочно, моментально вошла в этот спектакль. Больше он мне не позвонил. Он, очевидно, обиделся. Валерий Романович, миленький, я все равно Вас люблю, обожаю, благодарю. Что делать, так получилось.
Е. КАНДАРИЦКАЯ - Римма Васильевна, был страх сцены, потому что давно не выходили?
Р. МАРКОВА - Нет, я получала колоссальное удовольствие. Я должна признаться, что я обожаю репетировать, но играть не люблю.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - А как же?
Р. МАРКОВА - Вы можете себе представить? Я месяц ходила, и днем, и ночью, для меня это был кайф.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Внимание театральных режиссеров! Теперь вы знаете, как брать Римму Маркову в работу.
Р. МАРКОВА - Это уже точно никто не возьмет.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Римма Васильевна, был такой период, и мы с Вами свидетели, когда актеры Вашего класса, класса всех сидящих здесь, оказались не нужны, и появилось новое кино, где Вы нужны были только для эпизодов. Сейчас как-то изменилось положение? Что-то происходит?
Р. МАРКОВА - Нет, происходит просто смена поколений. Сколько можно сниматься, скажите пожалуйста? Когда берут картину, сколько там женских ролей? 28 мужчин и 2 женщины, обязательно молодые.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Почему такое происходит, как Вы считаете?
Р. МАРКОВА - Потому что геноцид. Вы напрасно смеетесь, это факт. Я, например, мечтаю, чтобы у нас президентом была женщина. Но я, наверное, не доживу до этого.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - А кого бы Вы видели президентом?
Р. МАРКОВА - Кого я хотела видеть, ее, к сожалению, убили. Это Галина Старовойтова. Потому что женщина чтобы мужчина понял, что такое женщина, ему нужно прожить целую жизнь, чтобы понять, что дано женщине изначально. Все мужские подвиги, свершения ничего не стоят по сравнению с тем, что женщина, естественно, может родить ребенка. Вы против этого никак, это вам нужно понять. И женщина-президент - это потрясающе.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Это интересно. Как Вы считаете, Старовойтова Я считаю, что сломали бы ее, уничтожили, укокошили, и ничего бы этого не было. Ладно, представим себе, эта фантазия Ваша осуществилась, и Галина Васильевна была бы жива. Что бы она сделала то, чего не делают мужчины-президенты?
Р. МАРКОВА - Во-первых, не было бы войны.
В. ТАЛЫЗИНА - И не воровала, может быть.
Р. МАРКОВА - Талызина добавила правильно. Женщина - это мать. И прежде всего она будет думать о детях. Я не могу сейчас читать газеты. Я вчера прочитала в "Труде", Алеша в Иркутске, мальчик, 14 лет. Вы читали?
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Да.
Р. МАРКОВА - Вот. Понимаете? А все думали, что он говорит: "А я смерти не боюсь, потому что для всех остальных я уже давно умер". Это чтобы сейчас такое количество беспризорных детей - я это пережить не могу. Для меня это просто трагедия. Потому что бросают детей. Да черт вас возьми, надо их лишать возможности, чтобы они рожали. Как это делают с кошками, чтобы они не рожали.
Н. СЕЛЕЗНЕВА - Я очень внимательно слушала Римму Васильевну, я ее вообще очень люблю, она мне очень нравится как актриса и как человек. Мне всегда интересно ее слушать, ее глубина как-то совпадает с моими биополями, и я всегда к ней примыкаю. И свободное время в паузах между съемками мне всегда в ее ауре хотелось проводить и быть рядом. Я абсолютно с ней согласна в плане того, что тяжело видеть, осознавать происходящее. Войны, беспризорные дети, болезни, наркомания но это тема, которая не может (сказать "не волновать" - это ничего не сказать) не сдирать каждый день шкуру заживо. Так будет точнее. Просто выхода на сегодняшний день, Римма Васильевна, мне кажется, нет, потому что должно пройти очень много времени. Вспомните, когда Моисей вывел свой израильский народ из рабства, из Египта, и водил его 40 лет по пустыням. То есть два поколения должно смениться, прежде чем народ что-то поменяет в психологии.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Нас 70 водили, сменилось. Сейчас мы продолжим, очень интересная тема, и хорошо, что не о кино вообще и не о театре вообще.
Е. КАНДАРИЦКАЯ - Я хочу спросить. Валентина Илларионовна играет в театре, в новом спектакле "Мамаша Кураж и ее дети". Как раз женщина на войне. Как Вы к этому относитесь, Ваше представление о женщине-политике, война?
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Кстати, насчет марковской реплики по поводу женщины-президента.
В. ТАЛЫЗИНА - Я не поняла, на какой вопрос надо отвечать.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - На любой. Все, что в печи, на стол мечи.
В. ТАЛЫЗИНА - А между прочим, Ганапольский, скажите, Вы меня вырезали или нет?
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Вырезал.
В. ТАЛЫЗИНА - Неправда, не может быть, не должно быть.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Не вырезал. Все же?
В. ТАЛЫЗИНА - Мне бы тоже очень хотелось признаться Римме Васильевне в любви, потому что она мне все время напоминает Леню Маркова, с которым я играла 7 спектаклей. И в которого, конечно, я была тайно влюблена. Он ведь тоже в меня был влюблен, да, Ирина Марковна, правда? Чуток, немножко?
Р. МАРКОВА - О вашем романе я знаю.
В. ТАЛЫЗИНА - Когда я с ней общалась, я была там, вроде как мне напоминала Леню. Эти съемки для меня были особо окрашены в какие-то лирические и ностальгические тона. На какой вопрос еще отвечать?
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - По поводу президентства женщины.
В. ТАЛЫЗИНА - Нет-нет. Ни одной женщины, которая здесь находится сейчас. Слиска, Хакамада, "Женщины России" ни одной из них я не вижу, которая могла бы быть президентом. Да, Галина Васильевна была выдающаяся личность, но, как видите, получилось так, что ей перекрыли кислород и жизнь вообще. Я думаю, что женщина в России не скоро будет президентом, хотя она и рожает, и воспитывает, и кормит, и создает, а мужчина только потребляет. Поэтому думаю, что это все иллюзии. На что еще отвечать?
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Точка зрения заявлена.
В. ТАЛЫЗИНА - Теперь по поводу спектакля "Мамаша Кураж и ее дети". Я очень рада, очень горда, что наш театр взял этот спектакль. Это очень трудная тема, тема о войне. Когда мы выпустили спектакль, это было в мае, народ не пошел. Никто не хочет видеть войны, никто не хочет видеть тяжелого, все хотят смеяться. А сейчас, когда пошел театральный сезон, у нас полные залы, нам кричат "браво", и у нас аншлаг. Женщина в войне - это ужас. Женщина, которая наживается на войне - это ужас вдвойне. Женщина, которая воспитывает своих сыновей в том, что мы можем наживаться на войне, - это ужас втройне. И она за это расплачивается, она теряет всех своих детей. Это трагическая история, которая говорит о том, что в войне никто не побеждает. В войне нет победителей. Ни побежденные, ни победители все равно не побеждают, потому что это война, она забирает душу, сердце, тело, части тела и всякую нравственность, мораль. Война - это ужас.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Спасибо. У нас присутствует актриса, Даша Волга. Зрители ее знают по сериалу "Петербургские тайны".
Д. ВОЛГА - Да, я играла дочку Лены Яковлевой, Машу Поведенову.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Гениально, это типичная киноштука. "Я играла дочку Лены Яковлевой".
Д. ВОЛГА - Потому что зритель вспомнит. Если не вспомнит меня, то вспомнит Лену.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - А что ты думаешь, new generation, по поводу мыслей о женщине-президенте? Мне это страшно интересно. Я не представляю себе, чего женщина-президент может натворить.
Д. ВОЛГА - Я думаю, что в любом случае в России это невозможно. Это возможно в Англии, в Америке, но наше общество слишком патриархально. Даже можно посмотреть на то, что происходит на дорогах, и отношение к женщине за рулем говорит о многом.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Так вы же там себе позволяете бог знает что.
Д. ВОЛГА - При этом я во многом согласна, то есть это не факт, что женщина-президент в России была бы идеальной. Просто потому, что, возможно, мнение не было бы столь авторитетным. Мне кажется, что в России это невозможно.
Н. ТАМРАЗОВ - Но царицы же были.
Р. МАРКОВА - Потому что геноцид. Вот видите, молодая актриса уже так говорит. А в истории нашей разве не было великих? Екатерина, Елизавета и т.д. Ну так о чем Вы говорите?
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Я ни о чем не говорю, я Вас спрашиваю. Я Дашу спросил.
Р. МАРКОВА - Продолжайте геноцид.
Д. ВОЛГА - Я не продолжаю, я просто наблюдаю со стороны позиции.
Р. МАРКОВА - Пожалуйста, молодежь. Видите, как она говорит.
Д. ВОЛГА - Это не мое мнение
Р. МАРКОВА - А чего Вы боитесь, если это даже Ваше?
Д. ВОЛГА - ..это мое наблюдение за тем, что происходит в России. Я полагаю, что здесь это невозможно. Я не считаю, что это вообще невозможно, потому что Тэтчер была прекрасным премьером. И я считаю, что во многом Америка выигрывает в том, что женщины у них занимают определенные посты. Но я считаю, что в России это невозможно, и Старовойтова - типичный пример. Ее просто убрали, ее просто нет.
Р. МАРКОВА - Может быть, Вы и правы.
Н. ТАМРАЗОВ - Римма Васильевна, Вы сказали, что невозможно видеть голодных детей и прочее. Все это абсолютная правда. Но насколько я помню, так было всегда.
Р. МАРКОВА - Но не в таком количестве.
Н. ТАМРАЗОВ - В таком же количестве.
Р. МАРКОВА - Я просто умиляюсь, когда я смотрю такое шоу, как наша Дума. Эта потребительская корзина, которую выдумал человек сытый, у которого щеки видны из-за спины. Я хотела бы узнать фамилию этого человека, который выдумал, что пол-яйца нужно на месяц. Или еще, воззвание такое: "мало рожают, что делать?" Очень просто. Возьмите на государственный женщина рожает - все ей, пеленки привозить, кормежку. И будут рожать, как миленькие, будут вылетать только дети.
Е. КАНДАРИЦКАЯ - Римма Васильевна, Вы имеете в виду социальную защищенность женщины?
Р. МАРКОВА - Конечно.
Е. КАНДАРИЦКАЯ - А где же эти законы, которые сегодня?
Р. МАРКОВА - Геноцид.
Н. ТАМРАЗОВ - Да денег нет, причем тут законы.
Р. МАРКОВА - Посмотрите, в Думе сколько мужиков, а сколько женщин. Хакамада и Горячева.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Давайте мы сейчас сделаем крохотную паузу... нет, договорим сейчас до конца часа. Круто, Римма Васильевна. Я отдаю Вам должное, так поставить вопрос.
Н. ТАМРАЗОВ - Мне нравится, хороший вопрос.
Е. КАНДАРИЦКАЯ - Мне вообще нравится, потому что получился спектакль. И рефреном все время мне очень нравится, как Римма Васильевна говорит "геноцид".
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Она выкрикивает все время, это ужас, что у нас происходит.
Р. МАРКОВА - Потому что это правда!
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Мы поговорим еще 7 минут до конца часа, а потом продолжим, потому что я хотел бы, чтобы у радиослушателей появилась возможность узнать, как эти замечательные женщины, одна из которых кричит "геноцид", живут, чем они дышат, что у них по работе, в личной жизни. Задавайте любые вопросы. Я собираю вопросы до начала следующего часа, потому что такой случай еще не представится. Здесь уже пришли вопросы к Вам, Наташа, по поводу театра Сатиры, может быть, Вы что-нибудь нам расскажете в следующем часе, и поговорим про президентство. Интересные люди. Насколько совпадает или не совпадает, когда видишь вас на экране, на сцене... правда, не видел Маркову на сцене. Но там вы говорите чужой текст, а здесь вы сами, искренние. А Римма просто трибун. Римма Васильевна, Вы трибун.
Р. МАРКОВА - Абсолютный. Меня только не пускают нигде.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Как нигде? Вот "Эхо Москвы", говорите, сколько хотите.
Р. МАРКОВА - Нет, я просто потому, что мне нравится, когда задают такие вопросы, которые яснее ясного, в Думе. Это просто потрясающе. Сейчас Вы смеетесь
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Я не смеюсь абсолютно.
Р. МАРКОВА - Когда начинается этот разговор: "Что делать? Как, чтобы рожали?" Я опять повторяюсь. Мне просто смешно это слушать, если бы не было так грустно. Сейчас до такой степени. Мало того, я просто знаю. Там, где у меня дача находится, детский дом. И просто замдиректора детского дома живет рядом со мной. Так они не могут детей отдать, которых берут. Начинают такую волокиту, вы все это знаете.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Это известно, да.
Н. ТАМРАЗОВ - По этому поводу пошли навстречу, мне кажется, на Дальнем Востоке отключили электроэнергию, людям некуда будет деваться, как прижиматься ближе друг к другу, и дети пойдут.
Р. МАРКОВА - Как это может быть, чтобы отключили энергию? Кто к этом виноват?
В. ТАЛЫЗИНА - Я сейчас приехала из Украины, у нас был спектакль в Макеевке. Холодрыга в зале, просто ужас. Все сидели в пальто и в шапках. А в гостинице нам дали самый теплый номер на двоих с Борисом Васильевичем Щербаковым. Он ушел на улицу, а мне нагрели три ведра, и я села в холодную ванну. И кричала: "Вы просили этой незалежности, вот Вы ее получили". Это был полный ужас. Я думала, что я заболею. Но я вымылась с этими тремя ведрами и пошла на сцену. Но там был просто колотун. Макеевка не знаю, сколько градусов у них.
Е. КАНДАРИЦКАЯ - Это там, где шахтеры?
В. ТАЛЫЗИНА - Да. А женщина в Макеевке мне сказала: "А мы уже привыкли. Я прихожу и меняю теплую одежду дома. Мы уже привыкли, что у нас +13, +10, +7".
Р. МАРКОВА - Потрясающе. Сколько может он терпеть, я не знаю.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Римма Васильевна, заключая эту часть нашей беседы Вы говорите: "Сколько он может терпеть". Вы знаете, один мудрец сказал: "Если бы все могло быть хорошо, оно бы и было". Как Вы считаете, что надо сделать? Вот есть Путин, президент. Мне важна женская точка зрения. Я просто хочу понять, чтобы Вы не кричали про геноцид, вот Вам трибуна, микрофон, у нас прямой эфир. Как по-вашему, что надо сделать, чтобы в стране было хорошо?
Р. МАРКОВА - Если бы я знала, что надо сделать, я тогда была хотя бы депутатом в Думе и тогда с высокой трибуны там что-то
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - А они все там говорят, что нужно, сейчас.
Р. МАРКОВА - Дело в том, что говорят они все. Но главным образом, с чего они начали? Чтобы неприкосновенность была, чтобы у них были какие-то льготы. Им не стыдно при том раскладе нашей я не говорю только об интеллигенции, о врачах, учителях, инженерах и т.д., которые получают гроши. Они в это время просто до такой степени уже распустились, что они просто вокруг себя строят и переводят на жен, на детей.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Здесь нет депутатов. Я думаю, что если бы тут был реальный депутат, он бы Вам возразил. Тут важно, что в общественном сознании формируется такая точка зрения. Подождите, давайте мы сейчас прервемся.
Н. СЕЛЕЗНЕВА - Я хотела бы добавить.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Селезнева, остановитесь. Вы на часы посмотрите, сколько времени.
Н. ТАМРАЗОВ - Она прилежная, она держала руку.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Мы сейчас продолжим этот разговор и подключим к нему радиослушателей. Интересно, что думают они. Просто дело в том, что новости через 15 секунд, и мы обязаны послушать новости вовремя. Я просто хочу сказать, что Талызина и Селезнева, как послушные ученицы школы, пока говорила Маркова, держали руку.
Р. МАРКОВА - Ради бога, больше я не буду говорить.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Ничего-ничего. Вы сейчас получите слово, и все расскажете. Это будет сразу после новостей.
-
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - "Какая потрясающая женщина! Приглашайте ее каждый день, здоровья ей на долгие-долгие годы. Она права, конечно, геноцид". Это о Марковой. "В нашей семье 5 женщин, от 1 года до 75 лет. До свиданья, Света". Вот видите, подтверждают. "Благодарность за ваших гостей, потрясающие женщины". О, класс! "В настоящее время кто-либо из вас занимается ли бизнесом, кроме работы в театре?" Я напоминаю, что наш второй час посвящен ответам на вопросы. Эта возможность пообщаться с вами, раз уж мы так собрались, хотя повод - фильм, но о фильме говорить не будем, потому что либо сюжет расскажем, либо вы понимаете, дорога ложка к обеду. Будем говорить о вас, потому что вы этого достойны. И ваша кинематографическая судьба, и ваша театральная судьба, и вообще, то, вы значите для всех.
Н. ТАМРАЗОВ - Матвей, в любви можно объясняться?
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - А ты хочешь?
Н. ТАМРАЗОВ - Я спрашиваю. Что ты на вопрос вопросом?
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Да, можно.
Н. ТАМРАЗОВ - Все, это позже.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Но только не использование служебного положения в личных целях.
Е. КАНДАРИЦКАЯ - Матвей, ты уже задал вопрос. Ты прочитал вопрос по поводу того, занимаются ли наши актрисы бизнесом.
Н. ТАМРАЗОВ - Думаю, что да, потому что так уверенно себя ведут.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Да, судя по их кольцам они смотрят на меня ошарашенно. Занимаетесь вы бизнесом каким-нибудь?
Р. МАРКОВА - Нет.
Д. ВОЛГА - У меня был семейный бизнес. То есть одно из мероприятий, чем занимался мой муж и продолжает заниматься - это обслуживание всевозможных банкетов, праздников, устроением party"s. И я в этом принимала участие.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Только не пугай иностранными словами. Вечеринок.
Д. ВОЛГА - Да, всевозможных вечеринок, начиная от декора и заканчивая кухней. Я в этом принимала активное участие.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Новое поколение, Даша. Вы знаете, чем Даша занималась в любой паузе во время съемок? Английский она уже изучила, теперь она изучает французский. А вдруг попадется так случилось в ее жизни. У тебя был какой-то фильм с американцами?
Д. ВОЛГА - Да, я снималась в американском фильме. Кстати, завтра еду на фестиваль в Братиславу с ним. Он был представлен как гость программы на московском фестивале, и мы уже ездили с ним на "Sundans festival" в Америку, в Юту. Французский я учила, потому что я сейчас снялась у французов, и сейчас у меня какая-то работа с ними идет. Я сейчас не хочу говорить об этих планах, еще рано. Но я из практических соображений учу французский язык. И вообще мне это интересно, не иметь границ, расширять их профессионально.
Р. МАРКОВА - Да, но это современные молодые люди, которые действительно могут заниматься. А тогда, когда я родилась, а это было 103 года тому назад..
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - 106, Римма Васильевна.
Р. МАРКОВА - Да, 106. Поэтому какие там английские или французские. Об этом даже речи не могло быть.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Наташа Селезнева, был вопрос по поводу театра. И он был в двух аспектах. Первое: как Вы считаете, использован ли Ваш ресурс в театре на 100%, на 80% и т.д., второе, и по поводу вообще ситуации в театре, потому что было несколько публикаций.
Н. СЕЛЕЗНЕВА - Сейчас и в новостях передали о том, что во вторник театру будет представлен новый художественный руководитель. Это очень серьезный, ответственный момент для театра. Я отвечу и на вопрос, касающийся лично меня. Но когда Римма Васильевна говорила о том, как благоустроить Россию, - это вопрос настолько животрепещущий, настолько больной. Мне кажется, всуе это обсуждать невозможно, потому что сейчас это обсуждается и в курилках, и в перерывах, в столовых, на кухнях, и в буфетах, где угодно. Я просто сделаю маленькую добавочку. Всех нас это волнует безумно, все мы хотим, чтобы наши дети и мы, наши старики пожили еще более или менее цивильно, прилично и материально обеспеченно. Мне кажется, что от каждого из нас зависит два фактора. Первый фактор: каждый должен заниматься своим делом, делать его очень профессионально, и очень много работать. Мне кажется, сейчас наша страна нуждается в этом.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - А перейдя на
Н. СЕЛЕЗНЕВА - А перейдя на вопрос театра, я хочу сказать, что это должно было произойти приблизительно лет 10 тому назад, когда нашему почтенному и уважаемому художественному руководителю Валентину Николаевичу Плучеку было 80. Наверное, тогда это был тот период, когда это нужно было сделать. Эти 10 лет были болезненные, затянувшиеся. Но, слава богу, выход найден, потому что труппа хотела, чтобы ее возглавил Александр Анатольевич Ширвиндт. Он самая подходящая кандидатура, человек с искрометным юмором, очень трудоспособный, любящий людей, что немаловажно для руководителя. Очень уважаем, очень популярен, и для нас это идеальный вариант. Поэтому в коллективе никаких ссор и разногласий не существует. Наши дорогие зрители, мы вас будем ждать на наши новые премьеры. Я уверена, что у нас в театре все будет замечательно.
Е. КАНДАРИЦКАЯ - Наташа, а будут приглашенные режиссеры?
Н. СЕЛЕЗНЕВА - Скорее всего, да, конечно. Потому что надо обновлять репертуар, надо делать новые интересные спектакли, снимать старые спектакли. Никаких конфликтов, разногласий в театре не существует, все произошло абсолютно закономерно. Мы все очень благодарны Валентину Николаевичу за ту культуру, которую он нам дал, за те годы, которые мы провели под его патронажем. Наша труппа - это труппа высоко культурных людей, что в наши дни немаловажно. И вообще низкий ему поклон за тот репертуар, который мы переиграли за годы, пока работаем в театре.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Он с организационной позиции как бы остается в театре какой-то номинальной фигурой?
Н. СЕЛЕЗНЕВА - Мне трудно сказать, я не в дирекции театра, поэтому я на этот вопрос Вам ответить не могу. Но я думаю, что дирекция театра у нас настолько состоит из людей порядочных, что его никогда не оставят без помощи, без поддержки, и мне кажется, что во всем будет абсолютная гармония.
Е. КАНДАРИЦКАЯ - Наташа, а теперь расскажите, что у Вас нового в театре.
Н. СЕЛЕЗНЕВА - Мы не так давно выпустили Эдуардо де Филиппо "Неаполь - город миллионеров", который играем с большим удовольствием. Он имеет большой успех у зрителей. Спартак Мишулин совсем недавно ездил в Неаполь на родину Эдуардо де Филиппо, на фестиваль.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Он играл или ознакомиться с обстановкой?
Н. СЕЛЕЗНЕВА - Он играет в спектакле главную роль дона Дженаро.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Нет, поехал зачем?
Н. СЕЛЕЗНЕВА - Его пригласили на фестиваль Эдуардо де Филиппо, в связи со столетием со дня рождения организованный театральной общественностью Италии, в частности Неаполя, сыном Эдуардо де Филиппо. Спартак взял очень интересный костюм и скомпоновал свои монологи, имел там очень большой успех, что нам очень приятно. А сейчас мы готовимся к новой премьере, в которой будет играть Ольга Аросева, маленький спектакль на двоих. А 21 декабря в театре будет отмечаться юбилей, 75-летие Ольги Александровны Аросевой. Вся группа очень готовится ее поздравить.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Хорошо, что это происходит, потому что ваш театр особый. В него номинально должен идти как на праздник. Театр Сатиры, это понятно. И по своему жанру, предназначению вы просто обречены на успех, на аншлаг. И то, что это сдвигается, и появятся новые спектакли, и как-то оживет труппа - это очень хорошо. Валентина Илларионовна, у меня к Вам вопрос от Ларисы Михайловны. "Где-то прочла, что Путин является первым секс-символом России. Каково мнение женщин, находящихся в студии, обо всем этом?"
В. ТАЛЫЗИНА - Я думаю, Лариса Михайловна несколько погорячилась. Он, конечно, никакой не секс-символ. Дай бог, чтобы он ушел из семьи, из-под влияния
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Вы имеете в виду
В. ТАЛЫЗИНА - Да-да, не из своей семьи, не от своей жены, а из семьи, которой руководит Татьяна Борисовна Дьяченко. Дай бог, чтобы он ушел оттуда и немножко поставил на место Татьяну Борисовну с Романом Абрамовичем, чтобы они больше не я не могу сказать так грубо " разворовывали Россию", но чтобы как-то приостановить тот поток долларов, который идет в их карманы. Вот и думаю, что у него это самое главное. Ему уже, по-моему, не до секс-символов, а как бы уйти из-под влияния семьи. Это мое личное мнение, так я смотрю.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Такой вопрос только, господин Морозов, грубовато формулируете, но суть такова. "Что вы сейчас (это вопрос к вам, но в основном к Марковой, она идеолог) разводите эти разговоры: "то плохо, это плохо"? Вы же виноваты, вы же кричали "долой КПСС", "долой СССР". С уважением, Морозов". Морозов, я поменял одно слово. Что скажете?
Р. МАРКОВА - Я?
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Да.
Р. МАРКОВА - Морозов, очевидно, коммунист. Как мы видим сейчас, они как-то завяли все.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Чего завяли? Они сегодня заявили, что они будут омоложаться.
Р. МАРКОВА - В каком смысле "омоложаться"?
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Или "омолаживаться", как правильно? Руководящий состав омолаживается.
Р. МАРКОВА - Что, пойдут в Институт красоты натягивать лица?
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Да, только не уточняйте, куда натягивать.
Р. МАРКОВА - Что это за вопрос такой? Почему вы...
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Слушатель имеет право задать вопрос. Это вопрос, слава богу, без мата, нормальный. Я задаю. Он спрашивает. Смысл: ругаем. Чего ругаем, сами же хотели. Вы говорите о социальной помощи. При советской власти социальная помощь гарантировалась государством.
Р. МАРКОВА - Правильно, советская власть приучила людей не работать. И вот сейчас, когда нужно было засучить рукава и начинать работать, все ждут подачки, как мы уже привыкли 70 лет. А этого не будет, уже все сменилось. Сама идея коммунизма - прекрасно, но это утопия, это ерунда, этого никогда не может быть, и не могло быть. Но в то время, когда мы работали, учились, нас учили, я помню сама, когда умер Сталин, меня чуть не раздавили по стенке. Я рыдала, кричала, потому что казалось, все закончится.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Позиция понятна, нет вопросов. Вы господину Морозову ответили.
Е. КАНДАРИЦКАЯ - Даша, когда началась перестройка, Вам было, наверное, лет 10-11.
Д. ВОЛГА - Вероятно.
Е. КАНДАРИЦКАЯ - Даша, как на Вас все это производит впечатление? Вы не жили при коммунизме, поскольку были ребенком и не понимали. Как Вам живется сегодня, Вам лично?
Д. ВОЛГА - На самом деле я помню Брежнева, Черненко, Андропова прекрасно.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Старая корова, что ты ей говоришь...
Д. ВОЛГА - Я просто выросла в такой семье, которая всегда очень открыто заявляла о своих позициях, наверное, поэтому меня родители именно в детстве начали учить языку, когда еще никого ничему не учили. Они предполагали, что рано или поздно подобные вещи начнутся. Я счастлива, что сейчас границы открыты, и у нас есть возможность что-то делать, потому что раньше, возможно, люди сидели и знали, что больше 100 своих рублей они никогда не получат. И у людей не было стремления что-то сделать, потому что система и машина всех забивала. Сейчас та же машина, и те же люди сидят у той же кормушки, изменились только названия. Но у людей есть шанс что-то делать, уехать или вырваться, или хотя бы возможность выбора. У нас сейчас есть возможность выбора, это прекрасно.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Я напоминаю, у нас приказ по радиостанции, без подписи не принимаются ваши сообщения на пейджер. Подписывайтесь, как хотите, можно вымышленными именами. Это просто неуважение к радиостанции. "Умоляю Талызину прочитать любое стихотворение на ее выбор".
В. ТАЛЫЗИНА - Я сейчас начала готовить один материал. Он мне так понравился, что я даже не знаю, где и когда я его буду читать. Я не все буду читать, прочту маленький кусочек. Это 12-й век, "Слово о полку Игореве", плач Ярославны. Я думаю, на сегодня он будет звучать фантастически. Сейчас я вспомню сейчас меня приглашают в Киев на 25-летие "Иронии судьбы или с легким паром". Может, я там прочту. Потому что Путивль - это рядом с Киевом, это начало Руси.

Над Путивлем солнце радость велико, а светит слабо,
На валу ограде града плачет лада Ярославна,
Плачет, голос поднимая до рассвета света ситца.
Зигзицею незнаемо полечу, зигзицею по Дунаю увижу
Омочу багрян рукав Каяле вице,
Утру князю кровавые его раны на жестоцем его теле.

Ну как?
(аплодисменты)
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Волге хочу сказать. Английский и французский знаешь, а тут ничего не понимаешь.
Д. ВОЛГА - Почему? Кое-что я понимаю.
В. ТАЛЫЗИНА - Я должна еще сказать одну вещь. Вы меня как-то обошли.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ- Да что за комплексы, никто не обходит, у нас все родные.
В. ТАЛЫЗИНА - Дайте сказать. Бизнесом не занимаюсь. И дай бог, не буду заниматься никогда. Бизнес убивает душу, а душу актера вдвойне. Это мое личное мнение.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - А как же западные звезды?
В. ТАЛЫЗИНА - Ой, это я там не живу, я живу здесь.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - "Не хочу запоминать ваши отчества, вы наши любимые, красивые, очаровательные девочки, и таковыми всегда для нас останетесь". Пожелание Марковой: "Она права! Это шовинизм", тут миллион сообщений, "беда, что у власти мужчины, они" Да. "Расскажите о ваших любимых домашних животных". Это расскажет Маркова, и все тоже расскажут. Вы кого-то там выгуливаете бесконечно
Р. МАРКОВА - Нет, у меня была собака, всю жизнь были собаки. Последней, которую я очень любила, у меня был пекинес, причем я его не покупала. Наверху надо мной жила Шура Стрельченко, певица, которая в гастролях находилась 365 дней в году. Я прихожу к ней, и там ползает такой маленький черненький мышонок. Я говорю: "Что такое?" Она говорит: "Я купила собаку". Я говорю: "Ты что, с ума сошла? Зачем она тебе?" - "Я буду возить ее, она маленькая, пекинесик". А там у ней ковры были и т.д. Когда этот пекинесик несколько луж сделал, и она затирала, пометил все. Моя дочка была еще не замужем, она все время ходила туда и нянчила, потому что он такой красивый, такой красоты необыкновенной... Она пришла через четыре дня и извиняющимся голосом сказала: "Танечка, я тебе дарю". И этот пекинесик у нас прожил 12 лет. Мы его просто обожали, только не говорил. Просто все понимал. Такой же обжора, я очень люблю поесть, и он тоже. Обжора жуткий, особенно когда печенка, он кидался из стороны в сторону и делал так: "Ах, ах, ах". Он даже лаять не мог. Поэтому мы его обожали, и когда он умер, - все. Больше, я думаю, ни за что. Просто уже потому, что в возрасте, ну зачем мне еще такой стресс.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Я понимаю.
Р. МАРКОВА - И поэтому я собираю всякую еду, кормлю на даче собак, кошек. У меня даже лаз есть, чтобы они прошли.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Мы продолжим эту тему, миллион сообщений, миллион вопросов.
-
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Продолжаем. Пожалуйста, кратко ответьте по поводу домашних животных, Наташа.
Н. СЕЛЕЗНЕВА - У меня в семье культ животных, потому что мой муж, Владимир Андреев, совершенно помешан на любви к собакам, кошкам, к обездоленным животным. Поэтому нет ни одного четвероногого существа, который не был бы им обласкан на его пути.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - А дома реально?
Н. СЕЛЕЗНЕВА - Дома недавно тоже похоронили 12-летнего маленького той-пуделя, который просто был уже не собака, а как говорят англичане про пуделей, еще не человек, но уже не собака. Была очень серьезная потеря. Есть замечательная собака Малыш, дворняга, которая нам очень дорога. Танюша Корсакова, спасибо тебе, что ты помогаешь мне и Володе осуществить уход за этой прекрасной псиной.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Валентина Илларионовна, Ваш краткий комментарий.
В. ТАЛЫЗИНА - У меня ужас в доме. Два кота не кастрированных и кошка не стерилизованная. Кастрировать не могу. И Васька-подзаборник, Юстик - сын чемпиона мира по бобтейлям, мне надо их разводить, одного в туалет, другого на балкон. Когда они сцепляются, то ли за Муську, то ли что, они такое устраивают, шерсть, кровь я не знаю, что мне делать. Кастрировать не могу, выбросить тоже не могу. У меня внучка, а для нее это вообще как бой тигров, когда они клубком по коридору. Так что я нахожусь в полном ужасе.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Даша, кратко. Что у тебя?
Д. ВОЛГА - Мы подкармливаем кота с чердака. У нас своих дома нет.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - То есть он приходящий?
Д. ВОЛГА - Совершенно верно. У нас кухня в доме, то есть мы тоже не выдержали.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Он заходит и уходит?
Д. ВОЛГА - Он заходит в дом. Он лапами стучится, между прочим. Научился подпрыгивать к ручке и стучится в дом, когда хочет есть, неоднократно, несколько раз в день.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Пейджер: "Талызиной. Какой драматург Вам нынче пишет тексты, Зюганов или Гусинский? Миша." Миша, вместо Талызиной я тебе отвечу. Понимаешь, Миша, Талызина - актриса такой величины, что если бы она в тебя плюнула или рядом с тобой, то ты должен посчитать за счастье слизнуть это дело и потом рот не полоскать месяц. Поэтому просто подумай, кто ты и кто Талызина. Как, впрочем, и те остальные, кто сидят здесь. Дальше. "Какое отношение у вас к земле, есть ли у вас участки?" Римма Васильевна, по-моему, у Вас есть?
Р. МАРКОВА - Да, там папа с мамой жили, мы сменяли. Папа отдал квартиру... у меня папа был актер провинциальный, театральный. Когда он вышел на пенсию, а у меня родилась дочь, я очень много снималась, туда возила, сюда возила, и в конце концов они просто сменяли Подмосковье, старенький домик. Родителей уже нет, это типа дачи. Дача, конечно, потому что мы там не живем. Там сейчас моя дочь и мой внук живут, пока он еще не учится, маленький.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - "Правда, что Тараторкин - Ваш зять?"
Р. МАРКОВА - Я была бы счастлива.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Ирина Николаевна спрашивает: "Госпожа Маркова, правда, что Тараторкин - Ваш зять?"
Р. МАРКОВА - Просто у Тараторкина тоже жена актриса и писатель, и фамилия ее Маркова.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - А у Вас, госпожа Селезнева?
Н. СЕЛЕЗНЕВА - В смысле, зять ли у меня Тараторкин? Нет. В смысле природы я ужасно люблю нашу природу средней полосы, российскую. Особенно весну. Я совершенно схожу с ума и должна быть, дышать этим воздухом, талым снегом.
Р. МАРКОВА - Короче, дача у Вас есть?
Н. СЕЛЕЗНЕВА - Есть.
Р. МАРКОВА - Двухэтажна?
Н. СЕЛЕЗНЕВА - Нет, у меня есть мои сотки, моя земля, на которой стоят сосны, березы и трава. Никогда в жизни не было ни одной петрушки, ни одной укропины, ни одной редиски. Только природа.
Е. КАНДАРИЦКАЯ - А гамак есть?
Н. СЕЛЕЗНЕВА - Нет.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Госпожа Талызина, что у Вас?
В. ТАЛЫЗИНА - Ольга Александровна Радищева, миленькая моя, родная, солнышко. Я всегда, 25 лет вспоминаю тебя, моя красавица. Сколько раз приглашала тебя, которая мне продала свою дачу. Я ее купила не глядя, она продала мне ее дешево. Сейчас на этой даче прорвало трубу, залило весь участок. Спасибо отцу Виталию в г. Раменском, он шефство взял, потому что мужа у меня нет. Обворовывали 4 раза. 8 грядок у меня клубники. И я сказала: плюнь на дачу, и попадешь в малину. Малины полно, красная, черная смородина есть, и было нынче много яблок. И живет у меня артист, которого, слава богу, недавно взяли в Малый театр, а потом почему-то не брали, жил у меня на даче, и поэтому прорвало трубу. Очень много было яблок. Все, ответила.
Д. ВОЛГА - Землю люблю, у родителей участок, обожаю им помогать. Они выращивают все, что возможно. Они фанаты, высадили сад, это просто фетиш их. Я обожаю к ним приезжать, даже могла бы там жить. Если бы какими-то другими вещами не занималась, я знаю, что совершенно спокойно могла бы жить на земле, где-то в деревне.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Обрабатывать что-то?
Д. ВОЛГА - Запросто.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Тебе так кажется.
Д. ВОЛГА - Нет.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Мы сейчас примем несколько звонков.
РАДИОСЛУШАТЕЛЬ ЮРИЙ - У меня вопрос к госпоже Селезневой. В одной передаче Вашему мужу был задан вопрос: как ему живется и жилось с самой красивой актрисой Советского союза. Как Вы думаете, как ему жилось с Вами, и живется?
Н. СЕЛЕЗНЕВА - Замечательный вопрос, мне он очень приятен. Я отвечу коротко, но стихами Пушкина.

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверный им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем средь медленных трудов
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной, чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель,
Она с величием, он с кротостью в очах, взирали
Кроткие во славе, в лучах, одни, без ангелов под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания, творец тебя мне ниспослал,
Тебя, моя мадонна, чистейшей прелести чистейший образец.

Я хочу, чтобы каждая женщина для своего мужа была самая красивая, самая чистая, образец и мадонна. Все.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Это круто, а мужчина чего?
Н. СЕЛЕЗНЕВА - Все.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - То есть просто, тупо, боготворить, и все?
Н. СЕЛЕЗНЕВА - Почему тупо? "Исполнились мои желания, творец тебя мне ниспослал
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - А, ну понятно.
Н. СЕЛЕЗНЕВА - "Тебя, моя мадонна, чистейшей прелести чистейший образец". Я желаю каждый женщине быть для своего мужа мадонной.
РАДИОСЛУШАТЕЛЬ НИКОЛАЙ - У меня на вопрос к госпоже Марковой. Вы на киноэкранах обычно играли роли с русскими характерами. А удалось ли Вам разгадать загадочную русскую душу, или это остается тайной за семью печатями?
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Литературно немножко, но тем не менее.
Р. МАРКОВА - Я не знаю, что значит "русская душа", и не считаю, что это что-то особенное, отличающееся от других людей. Просто я хочу сказать, что россияне наши, кто населяет нашу огромную землю, отличаются от других народов тем, что они гораздо доброжелательнее, добрее, честнее, духовно выше всех других наций. Это я утверждаю. Вот это российская душа.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - "Дорогая Валечка, лохматые бандиты становятся гораздо смирнее от валерьянки в таблетках. По 2 таб. 3 раза в день. У меня их трое и одна кошка, живем мирно. Целую, Оля".
В. ТАЛЫЗИНА - Спасибо, Оля дорогая, но я думаю, что с валерьянкой ничего не получится.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Пьют литрами, и ничего?
В. ТАЛЫЗИНА - Да нет, если они еще и валерьянки напьются, то что тогда будет?..
РАДИОСЛУШАТЕЛЬНИЦА ТАНЯ - Мне 40 лет. Я звоню, чтобы высказать восхищение женщинами, которые у вас в гостях. Особенно мне нравится Римма Маркова.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Не выделяйте, так нельзя. Я понимаю, что Маркова, потому что она трибун такой. Она руками машет, кричит о том, что геноцид...
РАДИОСЛУШАТЕЛЬНИЦА ТАНЯ - Нет, я, наоборот, хочу ее опровергнуть слегка. У меня четверо детей. У нас квартира в городе. Мой муж тоже работает в театре, но не актер. А я с детьми живу в деревне постоянно, держу там корову. Когда не бывает света, у нас тут провода обрезали, в металлолом сдали, так мы ставили самовар с лучинками, очень вкусный чай. Я сейчас в гостях у мужа, здесь в квартире холодновато. А там - натопишь печку, тут Африка тебе.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - А я Вас хотел спросить. Вы сказали, что "я ее немного опровергну". А чем Вы ее опровергли?
РАДИОСЛУШАТЕЛЬНИЦА ТАНЯ - Она что-то говорила в Приморье отключили свет...
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Забылось, неважно. Во всяком случае, Вы рады, что Маркова есть на свете, это хорошо.
РАДИОСЛУШАТЕЛЬНИЦА ТАНЯ - Я задавала вопрос о земле. У меня трепетное отношение к земле. Мне кажется, это нужно всем женщинам для здоровья - покопаться в земле.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Спасибо большое. Даша, почему фамилия "Волга" у тебя?
Д. ВОЛГА - Я не знаю, друзья.
РАДИОСЛУШАТЕЛЬНИЦА - Я хотела бы Маркову спросить, почему же у нас воруют только Дьяченко и Абрамович? А русский народ, который пьет и ворует, он, что, у нас прекрасный?
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Римма Васильевна, есть вариант ответа?
Р. МАРКОВА - На что? Что воруют?
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Да. Говорят, что все воруют, утверждает слушательница.
Р. МАРКОВА - Заставили воровать людей. Но те, кто воруют миллионами, это просто бандиты. А то, что воруют, срезают провода, и т.д., люди, если 5 месяцев не от хорошей жизни. Я бы с удовольствием что-нибудь украла, но кроме пленки ничего не могу, а она никому не нужна.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Значит, и Вы туда?
Р. МАРКОВА - Да, я туда тоже.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Давайте теперь поговорим о том, что впереди, и какие планы в ближайшее время. Даш, начнем с тебя. Ты собираешься поехать на различные фестивали?
Д. ВОЛГА - Да.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - И также осваивать себя в этой профессии везде, в разных странах, где получится, как получится?
Д. ВОЛГА - Где получится. Я не знаю, что будет. Все, что предложат, мне интересно. У меня сейчас есть планы поехать во Францию и там поработать. Там посмотрим.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Приглашают, да?
Д. ВОЛГА - Приглашают пока.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Почему пока?
Д. ВОЛГА - Мало ли что будет потом.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Я тебе желаю успеха, это замечательно. Валентина Илларионовна, что скажете?
В. ТАЛЫЗИНА - Совсем недавно ко мне подошел один очень известный скандальный кинорежиссер, он просто левый авангард, я не хочу называть его имени, потому он только что предложил. Он не профессиональный режиссер. Я однажды работала с таким непрофессиональным, Сергеем Бодровым. Когда он говорил, его надо было переводить, что он хочет. Я думаю, что тут будет такой вариант. И сказал, что будут съемки в феврале, вожу ли я машину... Я даже боюсь говорить, что машину не вожу. Он сказал, что сделает меня еще старше, не знаю, на сколько лет, и страшнее. Я на все согласна.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Валентина, а какие-то театральные работы?
В. ТАЛЫЗИНА - Театральные работы есть. Наташа Селезнева предлагает нам троим не расставаться, потому что мы очень ощущаем локоть друг друга. И я тоже думаю, что мы настолько разные, что расставаться нам не стоит. Мы потом с Вами, Матвей, еще поговорим про этот наш проект.
Н. СЕЛЕЗНЕВА - Мне хотелось бы продолжить. Мне не хочется говорить ни о политике, ни о тех вещах, в которых я не компетентна. Хотелось бы сказать о том, Матвей, что за время работы на Вашей картине Валентина Талызина, я и Римма Васильевна как-то очень почувствовали друг друга, не просто как люди, которые в перерывах общаются и находят много общего, а еще как партнеры. Партнерское плечо, эту заветную петельку-крючочек, профессиональную. И у нас родилась мысль о том, что мы могли бы втроем работать, такая троица. Мы очень разные, и по этому принципу, наверное, Вы нас пригласили в картину. По этому принципу мы хотели бы продолжить. Моя ассоциация, может быть, будет немножко грубой и примитивной, но я заранее прошу прощения. Вы, наверное, помните троицу Вицин, Никулин и Моргунов. Они были совершенно разные по характерам, но они были объединены всегда одной общей задачей. Режиссер им всегда давал одну задачу. Они по-разному к этой задаче относились, но всегда, вспомните картины, делали одно общее дело, конечный результат был один. Мы сейчас задумали втроем сделать одну работу. Дай бог, чтобы она получилась. И если она получится, Вы будете, наверное, первым нашим зрителем.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Я приду, сяду в первый ряд и буду с цветами смотреть
Н. СЕЛЕЗНЕВА - А вообще, мне предлагают сейчас телесериал, и мой постоянный режиссер, Анатолий Эйрамджан, он уже уехал в Майями. Он все свои фильмы снимает в Майями...
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Это хорошо. Как жаль, что я этого не знал до начала нашей работы.
Н. СЕЛЕЗНЕВА - Я там уже была, 1,5 месяца снималась у него в картине "Примадонна Мери". Мы жили на самом берегу океана, было все очень красиво и легко работалось.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Селезнева, не раздражайте меня, не будите во мне зверя.
Н. СЕЛЕЗНЕВА - Но не в этом дело. Я могу работать и в подвале, и в пыли, и в холоде, без еды. Не только я, но и мои дорогие партнерши. Мы это знаем. Можно и мерзнуть, и уставать, и не чувствовать этой усталости, как мы ее не чувствовали на съемках у Вас. Когда тебе нравится работа, режиссер, тебе нравится то, что ты делаешь. А вообще, знаете, как мне хочется провести конец года? Может быть, стыдно сознаться, но мне хочется купить себе что-то новое, постричь волосы, походить, поплавать в бассейн, напридумывать красивых подарков и поздравлений к Новому году своим друзьям. Две недели до Нового года и Рождество мне хочется провести в праздничном настроении, я хочу себе это позволить. Я очень люблю своих друзей, обожаю. Это мой микромир, мои любимые люди, Таня Кваша, Нина Николаевна, мои подруги, Галя Волчек. Я вас обожаю, я признаюсь вам в любви. И я две недели буду думать, как вас поздравить с Рождеством и Новым годом.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Вы страшную вещь сказали, им донесут, даже если они не слышали, и они будут сидеть, ждать подарок.
Н. СЕЛЕЗНЕВА - Нет. Они знают, что эти подарки будут, потому что для меня большая радость им дарить эти подарки, чем им получать.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Римма Васильевна, в какой Париж Вы собираетесь?
Р. МАРКОВА - Сейчас закончились все съемки, сегодня озвучание, только на один день. Поэтому я сейчас на выданье.
(аплодисменты)
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Не засидитесь. Как собираетесь Новый год отпраздновать?
Р. МАРКОВА - С дочкой и своим любимым внуком.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Сколько внуку?
Р. МАРКОВА - 6.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ- Умный?
Р. МАРКОВА - Вы спросили. Я Вам скажу, что дурак, да? Конечно, я считаю, что он самый умный, самый красивый, самый любимый, Феденька мой золотой. Я его обожаю.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - А Вы ругаетесь с ним?
Р. МАРКОВА - Нет.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - А замечания делаете?
Р. МАРКОВА - Обязательно.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Но не мучаете его, не пилите?
Р. МАРКОВА - Нет. Например, он любит рисовать на обоях. Он разрисовал так свою квартиру а когда я у себя сделала, он пришел ко мне, взял карандаш, и подошел к белым обоям. Я говорю: "Поставь только одну точку, и ты больше сюда никогда не войдешь". Он стоял, и мы выжидали. Он стоял долго.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - И думал о жизни.
Е. КАНДАРИЦКАЯ - Что делать, быть или не быть? Гамлетовский вопрос.
Р. МАРКОВА - Да, гамлетовский вопрос. И ушел.
М. ГАНАПОЛЬСКИЙ - Бабушка победила. Мои дорогие, я очень рад был с вами работать. Я не знаю, какой получится фильм, но будем стараться. Во всяком случае, то, что наснимали, все спрашивают, когда он выйдет. Там ведутся переговоры с каналами, во всяком случае, пленка есть, мы ее сейчас монтируем. Я хочу вам сказать спасибо за то, что вы были прекрасными актрисами, какими вы и являетесь, за то, что вы не пили мою кровь, потому что первый фильм - это всегда сложно. Я счастлив, что я хоть немного сделал то, что должен был сделать человек. Я люблю вас, ваш талант, поэтому мне захотелось, чтобы еще кусочек вашего таланта был в чем-то реализован. Я очень рад, что встретился с Дашей Волгой. Я тебе желаю новых языков, изучай персидский, поможем. Эдика Радзюковича сегодня нет по какой-то причине, но для меня это тоже открытие, и думаю, будет открытие для вас. Здоровья вам, счастья, успеха и счастливого Нового года.
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" были актрисы Наталья Селезнева, Римма Маркова, Валентина Талызина и Дарья Волга.

"Эхо Москвы"/www.echo.msk.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован