03 июня 2002
1333

Интервью Егора Гайдара радиостанции `Эхо Москвы`, 3 Июня 2002 года

ЕГОР ГАЙДАР О ТАКТИКЕ СПС НА ПРЕДСТОЯЩИХ ПАРЛАМЕНТСКИХ И ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРАХ, ПОЛОЖЕНИИ В КПРФ, ПЕРСПЕКТИВАХ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ КАЛИНИНГРАДА




- Алексей Венедиктов (главный редактор "Эха Москвы") - У нас на связи по телефону Егор Гайдар.
Егор Тимурович, совсем недавно прозвучали некие предложения СПС. Сейчас мы ознакомим наших слушателей с ними и с ответом, как бы сказать, конкурентов, а затем вы прокомментируете.

Недавно лидер СПС Борис Немцов в программе Шустера на НТВ снова предложил выдвинуть единого кандидата на президентских выборах 2004-го год. Как я понимаю - не Владимира Владимировича Путина. Немцов предложил такую технологию: заключить с "Яблоком" и с "Либеральной Россией" соглашение, по которому от той партии, которая, например, на парламентских выборах по спискам наберет наибольшее число голосов, пойдет единый кандидат на президентские выборы 2004-го года. Ваше отношение, даже не к идее, а к такой технологии?...

- Григорий Явлинский - Так это же уже все было. В 95-м году говорилось ровно то же самое, потом ДВР не прошло в Думу вообще, "Яблоко" получило 60 мест. Ну, и что? Это как-то повлияло на поддержку кандидата от "Яблока" на президентских выборах? Это уже все было.

- Алексей Венедиктов - То есть Вы в это не верите?

- Григорий Явлинский - Теперь, в последние выборы 99-го года "Яблоко" получило на 1,5% меньше, чем СПС, но СПС было не в состоянии выдвинуть никакого кандидата, все же попрятались. И "Отечество", и вообще все. Кроме "Яблока", никто не выдвинул ни одного кандидата. Никто не смог собрать средства, никто не отважился, ни у кого не хватило смелости... Ну, вот вам, собственно, и ответ. Есть общие соображения, а жизнь, и история, и наша практика показывают, что, когда доходит до дела, то все как получается иначе.

- Алексей Венедиктов - Вы будете вести переговоры с СПС и с "Либеральной Россией" вообще в преддверии парламентских выборов? Не так далеко, в общем, полтора года.

- Григорий Явлинский - Ну, конечно, конечно, обязательно.

- Алексей Венедиктов - И это был Григорий Явлинский.
А теперь слово Егору Гайдару. Итак, Егор Тимурович, что бы вы могли сказать по поводу этой, заочной пока, полемики?

- Егор Гайдар - Первое: СПС решения об инициативе Немцова официально не принимал. Но соображения, высказанные Борисом Ефимовичем, мне представляются разумными. У СПС с "Яблоком" достаточно близкие позиции по подавляющему большинству принципиально важных политических вопросов. Если отбросить личные амбиции, то база для нашего взаимодействия сегодня есть, это очевидно.

Второе: история вопроса. Я вынужден здесь поправить Григория Алексеевича Я был довольно активным участником переговоров 95-го года и напомню, что ситуация была противоположная. Да, мы предлагали и обсуждали возможность создания коалиции между "Яблоком" и "Демвыбором России", и в числе предлагавшихся мероприятий была формула о том, что на парламентские выборы мы идем разными списками, а тот блок, который получает больше голосов, выдвигает своего кандидата в президенты. Но, к сожалению, потом Григорий Алексеевич вышел из всех этих договоренностей, заявив категорически, что ни блока, ни коалиции между "Яблоком" и "Демвыбором" по идеологическим соображениям быть не может. Поэтому "Демвыбор" никак не мог поддержать его в качестве кандидата в президенты в 96-м году. Вы помните эту историю, мы с вами обсуждали это тогда, у вас есть собственные записи, их довольно легко реконструировать.

- Алексей Венедиктов - Да. Поскольку позиция Бориса Ефимовича пока еще не обсуждалась на руководстве партии, все-таки, если говорить технологически, понятно, что парламентские и президентские выборы будут связаны. Понятно также, что на парламентских выборах СПС, скорее всего, выступит самостоятельным списком. Это так?

- Егор Гайдар - Одним из вариантов может быть, что мы (СПС и "Яблоко") идем на выборы двумя разными списками, но в тесном сотрудничестве. Мы не ведем борьбы друг с другом, а договариваемся по принципиальным программным вопросам. Возможно, именно такая форма нам сейчас нужна.

- Алексей Венедиктов - И считаете ли вы, что удастся договориться сначала внутри вашей партии (СПС), а затем и с вашими союзниками о том, чтобы парламентские выборы стали действительно реальными праймериз? Или по каким-то причинам этого делать сейчас не стоит?

- Егор Гайдар - Я буду поддерживать эту идею, потому что, еще раз подчеркиваю, здесь надо руководствоваться не личными симпатиями и антипатиями, а соображениями пользы дела. Я вижу и знаю, что мы имеем общие позиции по большинству экономических вопросов, по международной политике, по вопросам прав человека, защиты демократических свобод, что предельно важно сегодня. Так что политическая согласованность есть. И если этот вопрос вынесут на обсуждение на партийном форуме, я предложение Немцова буду поддерживать.

- Алексей Венедиктов - Известно, что последнее время СПС, как, впрочем, и "Яблоко", поддерживают, в основном, внешнеполитическую линию президента Путина. СПС поддерживает и во многом формирует внутриэкономический курс президента Путина, "Яблоко" также поддерживает определенные экономические предложения. Так, может быть, просто сговориться и поддержать Путина сразу в первом туре, если есть совпадения по 80% площадки?

- Егор Гайдар - Этот вопрос все равно придется обсуждать гораздо позже, когда будет формироваться ситуация перед президентскими выборами. Сейчас об этом говорить рано.


- Алексей Венедиктов - Я задал этот вопрос потому, что если вы договариваетесь о праймериз, а потом выигравшая партия (набравшая больше голосов) решает не выдвигать своего кандидата, а поддержать уже действующего, или другого какого-то кандидата в президенты, то эти договоренности оказываются бессмысленными...

- Егор Гайдар - Это гипотетический вопрос. Надо учитывать: и у СПС, и у "Яблока" - при том, что мы действительно поддерживаем внешнюю политику Путина, и поддерживаем многое из того, что делается в экономической политике - имеются серьезные претензии к внутренней политике президента. Заявив сегодня о нашей готовности поддержать Путина как кандидата в президенты в первом туре, мы вряд ли могли бы рассчитывать на необходимую, с нашей точки зрения, корректировку нынешнего внутриполитического курса.

- Алексей Венедиктов - Недавно одному из лидеров вашей партии Борису Немцову на новом телеканале ТВС был задан вопрос, правда ли, что один из лидеров партии Анатолий Чубайс приглашен в штаб по переизбранию Путина, и если он приглашен в штаб как эффективный менеджер, то таким образом партия оказывается как бы связанной по рукам и ногам и не может выдвигать своего кандидата. У вас есть ответ на этот вопрос?

- Егор Гайдар - Я никогда не слышал ни о чем подобном от Анатолия Борисовича Чубайса, поэтому не стал бы это комментировать, пока бы относился к этому, как к слуху.

- Алексей Венедиктов - Речь не о факте, а о том, что могут ли члены партии поддерживать...


- Егор Гайдар - Наша партия устроена демократически. У нас в Уставе есть пункт о том, что член партии имеет право не выполнять решения партии, если он выразил свое несогласие с этим решением. Партия наша мягкая, не большевистская по своей природе. Тем не менее, я с трудом представляю ситуацию, когда один из членов руководства партии примет решение, которое категорически разойдется с мнением подавляющего большинства однопартийцев.

- Алексей Венедиктов - Именно по выборам?


- Егор Гайдар - Да.

- Алексей Венедиктов - Известно, что между Анатолием Борисовичем Чубайсом и Григорием Алексеевичем Явлинским, помимо политических разногласий, есть разногласия персональные, которые, как многие считают, во многом мешают двум партиям найти на переговорах некую общую платформу. Считаете ли вы, что в нынешней ситуации такие разногласия можно было бы преодолеть или просто забыть их?

- Егор Гайдар - Мы занимаемся серьезным делом, обсуждаем вопрос о демократии в России, о том, как будут выглядеть контуры политической карты России в ближайшие годы. Я считаю, что при обсуждении таких вопросов, можно сократить значение личных симпатий и антипатий.

- Алексей Венедиктов - Речь идет ведь о взаимном недоверии. Может быть, личные отношения спрятать можно, а вот недоверие, в том числе политическое, не спрячешь никуда...


- Егор Гайдар - Жизнь устроена так, как она устроена. Мне может нравиться или не нравиться кто-нибудь из политических персонажей, например, Геннадий Андреевич Зюганов. Но Геннадий Андреевич Зюганов есть и будет лидером КПРФ в ближайшее время, и я должен считаться с его присутствием на политической карте России. Мне может нравиться или не нравиться Григорий Алексеевич Явлинский, тем не менее, он присутствует на политической карте, больше того, в нашей части политического спектра, значит, мы обречены договариваться, если мы не безответственные люди.

- Алексей Венедиктов - Вопрос о том, что сейчас происходит в КПРФ, занимает очень многих. Как вы считаете, то, что случилось в руководстве КПРФ - это вопрос политический или это вопрос персональный, технический? Как вам это представляется?

- Егор Гайдар - Там есть и то, и другое. Мы переживали в свое время подобную неприятность в "Демвыборе". Я думал тогда, что это исключительно наши проблемы - проблемы молодой, неорганизованной демократической партии, а уж у коммунистов - партии, может быть, мне идеологически неприятной, но имеющей мощные организационные традиции, - никакого раздрая в принципе быть не может. Оказалось, ничего подобного. Как только доходит до дела, вся их "дисциплина", оказывается, не намного лучше нашей. Конечно, очень не хочется людям терять высокие посты, кабинеты, это понятно. Но в данном случае есть также политический компонент. Если бы эти люди чувствовали, что КПРФ находится на подъеме, что у них есть серьезные политические перспективы, то никакие кабинеты, уверяю вас, не удержали бы их обладателей от следования линии руководства партии. То, что происходит сейчас, - это признак того, что в самой верхушке КПРФ усиливается ощущение неизбежного долгосрочного внутреннего кризиса этой партии, кризиса нарастающего.

- Алексей Венедиктов - Егор Тимурович, позвольте спросить как бывшего премьер-министра. Вся страна, вся элита обсуждают проблему Калининграда - проблему политическую, и экономическую, и правовую. Вам, как эксперту в области госстроительства, как кажется, удастся ли решить этот вопрос на приемлемых для России и для Евросоюза условиях?


- Егор Гайдар - Вопрос непростой, но решаемый. В чем здесь суть проблемы, если абстрагироваться от деталей? Евросоюз в последние годы привык вести переговоры о вступлении новых членов. А переговоры о вступлении новых членов, не являются переговорами. Это обсуждение вопроса о том, в какой степени та или другая страна соответствует требованиям ЕС. И дальше Евросоюз говорит: "соответствуете", или "не соответствуете", или "ну, убедите нас, что соответствуете" или "ну, можем обсудить вопрос о том, за какое время вы должны привести свои стандарты в соответствие с нашими". Это не переговоры. Россия не является страной-кандидатом в члены Евросоюза, по крайней мере, в обозримой перспективе. Поэтому переговоры с нами неизбежно надо вести несколько иначе, не как с потенциальным родственником, а как с соседом. Такие переговоры имеют другую природу. Осознать этот факт Евросоюзу пока достаточно сложно, однако это произойдет. Я убежден, что решение будет найдено, но на это потребуются время и силы.



"Эхо Москвы"
3 Июня 2002 г
http://www.gaidar.org/index.htm
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован