Это всегда психологическая задача: во-первых, ответить на вопрос "почему бы и нет?" самому себе, потом убедить и увлечь идеей других. Пока есть идеи - будет рост. Во многом от нашего стремления выйти за привычные горизонты зависит то, какой будет наша жизнь завтра. Мы задали вопросы Губернатору Югры о том, что лежит в основе принятия им решений.
- Александр Васильевич, вы начинали свою профессиональную деятельность как мостостроитель. Помогает ли опыт, приобретенный в те годы, в текущей работе?
- Любой опыт полезен - важно не увлечься. То, что ты когда-то профессионально чем-то занимался - не означает, что ты больше всех понимаешь в этом деле. Хотя, безусловно, то, чему меня учили - и в вузе, и на предприятии - помогает профессионально оценивать возможности, ставить задачи. И, когда дело касается строительства, вести более предметный разговор.
- Вы периодически участвуете в церемониях открытия новых строительных объектов. Ваше наиболее яркое впечатление за последнее время?
- Самое главное в процессе "перерезания ленточек" - это то, что у людей, у общества в целом, сформировался совсем другой подход к качеству. Касается ли это промышленных объектов или школ, поликлиник, спортивных сооружений...
Кстати, именно требованиями к качеству обусловлено то, что сегодня мы переделываем объекты, построенные в 80-ые годы прошлого века. Тогда приходилось строить исходя из лимитов, которые давались вышестоящими организациями и вовсе не то, что нам хотелось. Нынешняя молодежь воспринимает здания, возведенные нами за последние 10-15 лет, как абсолютно естественную для себя среду обитания. И это правильно. В то же время мы видим, что успехи наши в градостроительстве серьезны: это отмечают огромное количество гостей, приезжающих в Югру.
- Что на ваш взгляд представляет из себя сегодня строительный комплекс Югры?
- Большая проблема нашего строительного комплекса заключается в том, что по сути он пока не является таковым. Нам необходимо развивать собственное производство строительных материалов, наращивать строительные мощности, привлекать к реализации этих проектов инвестиции. Сегодня связанные со строительной отраслью ограничения не дают развиваться округу в целом.
Одной из задач, например, является привлечение инвестиционных ресурсов. В том числе в такие отрасли, как образование, спорт, культура, которые сегодня даже не воспринимаются как возможная область для инвестиций. Мы формируем сегодня практику государственно-частного партнерства, используем другие инструменты. Но все это, так или иначе, увязано на строительный комплекс, потому что без него решать эти вопросы абсолютно невозможно.
- Довольны ли тем, как реализуются по различным территориям округа программы развития жилищного строительства?
- Особенного удовлетворения от общих темпов и масштабов реализации этой программы у меня, конечно, нет. Есть территории, которые уже сегодня строят более чем по одному метру на каждого жителя, но есть территории, где эта цифра на порядок меньше. Для того, чтобы стимулировать процесс, мы будем помогать, премировать - давать некие бонусы, в том числе инвестиционные, территориям, которые действуют успешно. Наша забота и наша работа заключается в том, чтобы добавить стимулы всем. Добавить тем, кто хорошо строит, ну и, конечно, поддержать те территории, где пока, в силу разных обстоятельств, не получается достичь намеченных результатов.
- Одна из основных проблем в развитии деревянного домостроения - выделение земельных участков. Существуют ли по округу прецеденты комплексной застройки пригородов?
- Если говорить о положительных примерах, я бы, в первую очередь, отметил Югорск, который значительную часть вводимого жилья обеспечивает именно за счет индивидуального жилищного строительства. Проводя на участки под ИЖС газ, энергию, воду, строя подъездные пути - они, тем самым, делают идею строительства собственного дома чрезвычайно привлекательной для граждан. В настоящее время формируется несколько территориальных комплексов, которые создадут возможности для строительства таких "деревень". Например, в Ханты-Мансийске, Сургутском и Белоярском районах. И я хочу отметить, что меры, которые предпринимаются по подготовке территорий под застройку - с одной стороны, а также формирование заводов по производству быстровозводимых домов - с другой стороны, позволят нам до трети сдаваемого в округе жилья, подчеркиваю это особо, строить из местного материала. Таким образом, мы можем хоть в какой-то мере отойти от жесткого диктата цен на некоторые конструкционные и строительные материалы: металл, железобетон, цемент и т.д.
- Сегодня довольно часто говорят, что Югре необходимо развивать собственную базу производства стройматериалов. Стоит ли задача полностью покрывать свои потребности во всех строительных материалах?
- Строительство завода должно определяться экономической целесообразностью: какова конечная цена товара, и как она будет соизмеряться с привозным материалом. Но я убежден, что значительное количество производств в округе создавать выгодно. И мы будем в этом направлении работать. К примеру, недавно мы подписали инвестиционное соглашение с венгерской фирмой "Тандако", которая собирается организовать на территории округа стекольное производство. При огромном дефиците оконного стекла, который сегодня есть в стране, я думаю, их продукция будет востребована. Сегодня мы также приступили к формированию инвестпроектов, связанных с выпуском вяжущих материалов: прежде всего, цемента... Наши природные запасы многое позволяет делать. Но естественно надо просчитывать: и не столько нам, сколько потенциальным инвесторам, потому что все это внебюджетные средства.
- На одном из недавних заседаний Государственного Совета РФ один из его членов заявил, что главная проблема доступного жилья заключается не столько в развитии стройиндустрии, сколько в низком уровне доходов граждан. Что на Ваш взгляд должно вкладываться в понятие "доступности"?
- Это серьезная проблема. Ясно, что в конечном итоге за все платит покупатель: будь это жилье или автомобиль. Если спроса нет, то, конечно же, никто не станет работать в убыток себе.
Мне думается, что платежеспособность населения, которую мы сформировали с помощью ипотеки и других вариантов господдержки, создали нам проблему - проблему ажиотажного спроса и спекулятивных цен на жилье, совершенно не адекватных себестоимости. Поэтому сейчас наша первая задача - сбалансировать спрос и предложение. А это значит - больше отдать на рынок жилья для того, чтобы ответить на этот возросший платежеспособный спрос. При этом мы понимаем, что все равно останется часть населения округа, не менее 30%, которая при всех формах господдержки не сможет самостоятельно решить жилищную проблему. Поэтому задача строительства социального жилья останется актуальной. Но вместе с тем, и вся социальная политика власти должна быть нацелена на конечный результат - неуклонное сокращение количество таких граждан. Надо организовывать рабочие места, поднимать доходы граждан, надо вызывать в молодом поколении здоровые амбиции к тому, чтобы быть успешным.
- При вашем непосредственном участии принимаются решения об открытии памятников, строительстве школ и спортивных объектов, возведении музеев, вы даете добро на строительство фонтанов, развитие целых направлений: лыжный спорт, лечебные воды... Часто приходится слышать слова: "зачем все это надо, лучше бы лишних пару домов построили". Почему, несмотря на эти настроения, вы все-таки даете разрешение на строительство таких объектов?
- Вопрос действительно не новый. Я думаю, что в категории людей, которые говорят, что, может быть, лучше не строить школу, парк, стадион, или еще что-то, а построить взамен этого лишний дом, прежде всего, находятся те, кто нуждается в улучшении жилищных условий. Поэтому сколько бы мы не говорили, что мы в этом году введем примерно 900 тыс.кв.м. жилья и что это больше, чем вчера, для человека нуждающегося это будет все равно непонятно, ровно до тех пор, пока не решиться его собственная проблема. Я уверен, что если мы сегодня построим каждому по квартире, но при этом не построим школ, детских садов, больниц, кинотеатров, спортсооружений и т.д., то эти же люди спросят нас: "А где все это?" Потому что надо учиться, надо лечиться, надо, безусловно, приобщать детей к спорту, культуре, искусству. И поэтому если мы считаем, что наша жизнь не заканчивается завтра-послезавтра, мы, конечно, должны обустраивать социальный комплекс, чтобы наши дети и внуки чувствовали себя здесь относительно комфортно.
- Но сегодня строится много объектов, которые нельзя отнести к тем, что нам насущно необходимы?
- Как правило, мы стараемся оптимизировать бюджетные расходы и пытаемся работать с инвесторами, спонсорами, любыми внебюджетными источниками, когда дело касается таких объектов строительства как храм, музей, сюда же можно отнести деловой комплекс "Югра" Норманна Фостера и гостинично-деловой центр Эрика ван Эгераата. При всех дискуссиях о том надо это или не надо, спор этот лишен смысла. Это средства внебюджетные! Откажемся мы, оба эти комплекса будут построены в другом месте. И тогда округ лишится не менее 5000 рабочих мест. Я уже не говорю о том, что такие знаковые сооружения кардинально изменят облик Югры. Они поставят Ханты-Мансийск в один ряд с другими городами планеты, которые принято воспринимать как места для проведения мероприятий самого высокого уровня. А это, в свою очередь, несомненно, скажется на деловой активности в Югре. Сегодня вся Россия движется в этом направлении, и мы не можем быть в арьергарде.
- На учредительном съезде Союза строителей Югры в одном из выступлений Вы сказали, что не верите в решение проблем с помощью "быстрых чудесных" рецептов. Каким должно быть предложение, чтобы вы приняли его в качестве хотя бы одного из возможных вариантов решения?
- Первое - это, конечно, целесообразность: нужно ли то, что предлагается. Второе - необходимость. Надо понимать, что целесообразно очень многое, но для жизни нам необходимо значительно меньше. На первый взгляд это довольно простые критерии, но чтобы соблюсти их нужно глубоко погрузиться в местный материал. Как иначе можно доказать нам то, что нам же необходимо?.. Я считаю, это можно сделать, только хорошо изучив местные условия. Если все это в решении есть, и есть понятный механизм реализации проекта, то просто не остается места для дискуссии.
- Ваше интервью открывает первый номер окружного журнала "Югра. Недвижимость". Ваши пожелания журналу и его читателям?
- Ваши основные читатели это простые жители округа, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, и строители Югры. Пожелания журналу одно - писать материалы, которые бы их сближали. Думаю, что если к этим двум сторонам добавить власть, то мы получим очень устойчивую и стабильную систему, при которой одни смогут спокойно строить жилье, зная что они окупят свои затраты, а другие - покупать его. Такой союз, на мой взгляд, способен решить любые задачи.
www.admhmao.ru/governer/Guber_v/statyi/2007/statya10.htm