Министерство внутренних дел Российской Федерации на расширенной коллегии подвело итоги работы в 2005 году. О некоторых результатах деятельности и планах на будущее журналистам "Известий" Владимиру Демченко и Александру Степанову рассказал Министр внутренних дел России генерал армии РАШИД НУРГАЛИЕВ.
Известия: Рашид Гумарович, на прошедшей недавно коллегии МВД вы озвучили итоги прошлого года. Из них следует, что преступность существенно выросла...
Нургалиев: Общее количество зарегистрированных преступлений за прошлый год возросло почти на четверть и достигло 3,5 миллиона. Но это не значит, что в России произошла "криминальная революция". Такие показатели - закономерное следствие изменившейся политики в области регистрации преступлений, ухода от пресловутого "процента раскрываемости". Рост показателей дали в основном преступления небольшой и средней тяжести, которые раньше в отчеты просто не попадали. Вместе с тем показатели тяжких и особо тяжких преступлений, таких как убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, практически оставались на уровне 2004 года.
Известия: Но снижения, если я правильно понимаю, нет?
Нургалиев: Количество зарегистрированных убийств снизилось на два процента. На восемь процентов повысилась раскрываемость. По тяжким и особо тяжким преступлениям раскрываемость составила 50 процентов, что выше показателей прошлых лет. При тесном взаимодействии с другими правоохранительными органами раскрыты многие резонансные преступления прошлых лет.
Известия: Рашид Гумарович, каков он, современный преступник?
Нургалиев: По нашему анализу основная подпитка криминальной среды по-прежнему происходит за счет лиц, не имеющих постоянного источника доходов. Их доля в общем числе выявленных преступников составляет более 60 процентов, а в отдельных регионах - 85.
Каждый четвертый из них уже ранее совершал преступления. Замечу, что данная тенденция обрела устойчивый характер после отмены института административного надзора, являвшегося одним из основных инструментов профилактики рецидивной преступности. В этом плане сложнее стало работать милиции общественной безопасности, да и у криминальной милиции забот прибавилось.
Граждане чаще стали совершать преступления в состоянии алкогольного опьянения. Причем они совершаются с особой жестокостью, без всякой цели и смысла.
К примеру, в ноябре прошлого года в Иркутской области при тушении пожара были обнаружены восемь обгоревших тел местных жителей. Сотрудники уголовного розыска оперативно установили подозреваемых, среди которых были ранее судимый неработающий и, обратите внимание, учащийся средней школы. Из их объяснений следовало, что после застолья произошла ссора, после которой было совершено убийство и с целью сокрытия следов преступления поджог. По какой причине убили, из-за чего возникла ссора? Никто из задержанных так толком и не объяснил. Просто не помнили...
В этой связи настораживает тенденция роста и ожесточения именно подростковой преступности. Каждое одиннадцатое преступление совершается несовершеннолетними или при их соучастии. На наш взгляд, сложившаяся ситуация обусловлена слабой профилактической работой среди молодежи, сокращением мест для досуга и занятий спортом и многими другими причинами, которые в результате толкают подростков в криминальную среду.
Известия: Но цифры говорят и об иной проблеме: многие уголовные дела разваливаются, не доходя до суда. Качество следственной работы тоже часто вызывает нарекания...
Нургалиев: Должен признать, такие вопросы действительно стоят перед нами и их невозможно решить в одночасье. Но все же положительная динамика наблюдается и здесь. В прошлом году удалось на три процента снизить количество уголовных дел, возвращенных для производства дополнительных следственных действий. Существенно снизилось количество фактов необоснованного содержания граждан под стражей, а также дел, по которым нарушены процессуальные сроки.
Ряд организационных мер и уже принятых управленческих решений позволит нам в ближайшее время вывести качество следственной работы на более высокий уровень. И в этих вопросах нам помогут современные технологии. К примеру, с 2005 года проводится работа по переоснащению экспертно-криминалистических подразделений специальным оборудованием, в том числе позволяющим проводить ДНК-анализ. Это значит, в руках у следователя появится больше доказательств для представления в судебные инстанции. Меняется и система подготовки будущих следователей, при этом упор делается на защиту прав и свобод граждан.
Известия: Кстати, о правах и свободах. Cтанет ли милиция более отзывчивой к проблемам граждан?
Нургалиев: Мы уже прошли нижнюю точку недоверия населения к милиции. Второй год оценочные показатели, объемы жалоб и заявлений говорят о наметившейся тенденции возврата доверия к органам внутренних дел. Приняты дополнительные меры по повышению открытости в работе милиции, налаживанию сотрудничества со средствами массовой информации, общественными объединениями, правозащитными организациями. Многие вопросы рассматриваются совместно с Уполномоченным по правам человека в России Владимиром Лукиным и Уполномоченным по правам человека при Европейском суде Павлом Лаптевым. В частности, практика совместных выездов позволила внести коррективы в основные положения правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания, которые значительно расширили права задержанных и улучшили условия их содержания.
В интернете открыт Правоохранительный портал, прямой доступ к которому дает возможность любому гражданину получать необходимую справочную, правовую и другую актуальную информацию.
Известия: Наболевшая для россиян тема - терроризм. Прошлый год стал, наверное, первым годом, в течение которого в стране не произошло ни одного громкого теракта. Хотя многие лидеры террористического подполья до сих пор на свободе...
Нургалиев: Громких, или так называемых "резонансных", терактов, действительно не было. Но говорить о победе над терроризмом преждевременно. В 2005 году в результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий предотвращено 450 терактов, в том числе 209 - в Чеченской Республике. На территории страны совершено на четверть меньше данных преступлений - 203, при этом их раскрываемость превысила 60 процентов.
По-прежнему главным очагом напряженности остаются республики Северного Кавказа. Но в прошлом году нам удалось, я считаю, очень многое. Прежде всего обеспечить безопасность выборов в парламент Чеченской Республики, а также сорвать планы лидеров боевиков по проведению так называемой операции "огненное лето".
Неплохие результаты приносит профилактическая работа. Совсем недавно благодаря превентивным мерам удалось заранее получить информацию о подготовке крупного теракта в Ставропольском крае и сорвать замыслы бандитов. Группировка, уничтоженная в ауле Тукуй-Мектеб, была хорошо вооружена и готовилась к захвату школы. Там же буквально на днях был обнаружен схрон с оружием и боеприпасами, принадлежащий бандитам. Заранее заготовленный арсенал только подтверждает серьезность их намерений.
Что касается лидеров и активных членов бандформирований, то результаты работы по их задержанию и нейтрализации широко освещались в СМИ. К примеру, в марте прошлого года в ходе спецоперации был уничтожен известный в определенных кругах член НВФ Читигов (по прозвищу Американец), который координировал действия ряда преступных группировок на территории Чеченской Республики и имел связи с международными террористическими организациями. В свое время он прошел подготовку в специальном диверсионном лагере за рубежом.
Примерно в то же время в ходе оперативно-розыскных мероприятий были уничтожены оказавшие вооруженное сопротивление силам правопорядка лидеры бандподполья Тасуев, Турчаев, Мамсаров, которые называли себя "эмирами", а на самом деле попросту грабили свой народ.
В конце февраля текущего года в Российскую Федерацию был экстрадирован житель Чечни Мукаев, который в свое время входил в банду Бараева и совершил ряд тяжких преступлений. Его розыск и задержание стали следствием совместной оперативной работы МВД России и МВД Казахстана.
В этом плане следует отметить международное сотрудничество. Ни одна встреча с партнерами стран СНГ не проходит без обсуждения вопросов совместной антитеррористической деятельности. Причем наше взаимодействие приносит конкретные практические результаты.
Известия: Вот уже более трех лет задачи борьбы с экономическими преступлениями сосредоточены в МВД. За это время появились новые виды преступлений. Всегда ли органы внутренних дел готовы к тому, чтобы противостоять им?
Нургалиев: Нашим сотрудникам постоянно приходится вскрывать новые схемы хищений и мошенничеств. В прошлом году выявили 438 тысяч преступлений экономической направленности - рост на 9%. Здесь и легализация преступных капиталов с использованием зарубежных юрисдикций, международных трастовых и секретарских компаний. Здесь и биржевые мошенничества, и фиктивное "страхование", и переводы средств с использованием информационных технологий, и другие. Вскрыт целый пласт проблем, связанных с хищениями, системно выстроенными схемами уклонения от уплаты налогов, масштабными операциями по легализации и выводу за рубеж крупных финансовых средств. На смену криминальным банкротствам пришли захваты предприятий по так называемым "рейдерским схемам", размывание пакетов акций, манипуляции с реестрами, создания параллельных советов директоров.
В связи с этим мы должны не только научиться разбираться в этих сложных манипуляциях, но и работать на опережение.
Еще одно важное направление - борьба с коррупцией. Ее масштабы достигли таких размеров, что не только угрожают внутренней безопасности страны, но и наносят существенный ущерб международному авторитету России. В прошлом году было выявлено 34,5 тысячи преступлений против государственной власти и интересов государственной службы. Рост по сравнению с 2004 годом составил почти 13 процентов. Но эти показатели еще не отражают реальных масштабов коррупции в стране. Как правило, большинство лиц, выявленных за эти преступления, - мелкие взяточники. Из их числа лишь две трети привлекаются к уголовной ответственности, и только каждый десятый попадает в места лишения свободы.
Важную роль также играет борьба с организованными преступными группировками, которые вторгаются в экономическую сферу, отмывают криминальные доходы, навязывают свои правила бизнес-сообществу и пытаются влиять на отдельные сферы социально-экономической жизни целых регионов. Здесь мы, надо признать, до последнего времени не полностью использовали свои возможности. С учетом выводов комиссии Контрольного управления президента мы скорректировали свои задачи, отказались от обезличенных "валовых" показателей.
Известия: То есть?
Нургалиев: Теперь подразделения по борьбе с оргпреступностью должны сосредоточиться не на раскрытии отдельных преступлений членов группировок, а на пресечении деятельности преступных формирований в целом, привлечении и участников, и их лидеров к уголовной ответственности. Примеры уже есть - группировка "Общак" на Дальнем Востоке, "Уралмаш" в Свердловской области. В Татарстане - "Тагирьяновские" и недавно ликвидированное сообщество "29-й комплекс". Из последних к уголовной ответственности привлечены 33 человека, по делу проходят 44 потерпевших и 276 свидетелей. Разработки именно таких преступных формирований, проводимые в течение длительного времени и позволяющие раскрывать тяжкие преступления прошлых лет, очищающие регионы от криминального влияния, являются сейчас основной задачей.
Избавление от криминального влияния практически сразу дает мощный импульс развитию экономики регионов. К примеру, в Уральском федеральном округе в 2005 году была проведена плановая работа по декриминализации топливно-энергетического комплекса. Пресечено почти 1600 экономических, налоговых и должностных преступлений. Возмещен ущерб на сумму около 68 миллиардов рублей. И это не замедлило сказаться на общей экономической ситуации - налоговые платежи увеличились в округе в 2,7 раза.
Известия: В прошлом году весьма остро встала проблема национализма. Убийства иностранных студентов, нападения на приехавших из ближнего зарубежья людей. Слово "скинхед" знают даже дети...
Нургалиев: Неформальные молодежные группировки представляют серьезную угрозу для безопасности страны. Всего в прошлом году зарегистрировано 152 преступления экстремистской направленности. Почти все они раскрыты, на оперативно-профилактические учеты поставлено более 5 тысяч лиц. Наибольшее их количество выявлено в Москве, Санкт-Петербурге, Ростовской, Самарской и Воронежской областях и Республике Коми.
Мы проанализировали имеющуюся практику и пришли к выводу, что далеко не все преступления совершаются на национальной почве. Чаще всего преступники руководствуются "обычными" корыстными мотивами.
Показательный пример. В январе текущего года в Санкт-Петербурге был убит гражданин Афганистана и примерно в то же время был тяжело ранен гражданин Турции. Не прислушиваясь к мнению правоохранительных органов, кое-кто поспешил сделать вывод, что эти преступления совершили "скинхеды". Оперативные сотрудники ГУВД сработали профессионально, провели необходимые мероприятия и через несколько дней задержали подозреваемого. Им оказался также иностранец - гражданин Азербайджана. Было установлено, что он совершил эти нападения с целью грабежа.
Но есть и другие примеры. Вынесены приговоры в отношении активных участников молодежных группировок "Шульц-88" и "Мэд Крауд", члены которых совершали тяжкие преступления и открыто, даже в зале суда, придерживались идей расового превосходства. Таких примеров немного, но они все же есть. Поэтому не буду идеализировать ситуацию - проблемы, связанные с различными формами экстремизма, особенно в молодежной среде, нас серьезно беспокоят.
Известия: В заключение - какие планы на будущее? Какие резервы МВД намерено использовать для оздоровления криминогенной ситуации в стране?
Нургалиев: Генеральной линией на ближайшие годы будет создание и обеспечение функционирования общегосударственной системы профилактики правонарушений. Мы приступили к повсеместному внедрению комплексной многоуровневой модели профилактики, отработанной в Уральском федеральном округе и одобренной на заседании Государственного совета 26 августа в Казани. Речь идет об использовании возможностей государственных институтов, образовательных, социальных и медицинских учреждений, бизнес-сообщества и общественных объединений для предупреждения преступлений.
В этих вопросах большие надежды мы возлагаем на народные дружины, молодежные студенческие отряды, отряды содействия милиции. Сегодня нам помогают 35 тысяч общественных объединений правоохранительной направленности численностью 348 тысяч человек. С участием "общественников" в прошлом году раскрыто 39 тысяч преступлений, выявлено 506 тысяч административных правонарушений. Народная дружина - это большая сила. Чтобы придать этому движению официальный, государственный статус, мы сейчас работаем над законопроектом, где права дружинника будут надежно защищены.
Кроме того, наш вектор - от человека с ружьем к современным технологиям. Одним из факторов повышения эффективности органов должно стать внедрение единой информационно-телекоммуникационной системы, охватывающей все имеющиеся информационные и вычислительные ресурсы. Завершение ее строительства запланировано на 2008 год. Она позволит сотрудникам милиции, где бы они ни находились, иметь доступ к многочисленным базам данных в режиме реального времени. В конце прошлого года приняты в эксплуатацию пять экспериментальных участков системы. В рамках программы в 39 регионах введены в эксплуатацию современные технические средства передачи и обработки информации. В 51 региональном информационном центре завершается ввод в эксплуатацию современных типовых программно-технических комплексов сбора и обработки информации.
Принята Федеральная целевая программа по безопасности дорожного движения, реализация которой позволит значительно улучшить ситуацию на дорогах.
Как и в прежние годы, в числе приоритетов - социальная защита сотрудников милиции и военнослужащих внутренних войск. Серьезная работа предстоит по обеспечению жильем, материально-техническому обеспечению городских, районных и линейных органов внутренних дел.
http://www.mvd.rupress/interview/3994/3994/
03.03.2006 г.