22 ноября 2001
1731

Интервью полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергея Кириенко газете `Комсомольская правда` (22.11.2001)

"Террористы борются за души мусульман"

После 11 сентября, когда "Боинги" с террористами на борту протаранили Америку, мир изменился. Осталось главное: понять, "против кого" теперь надо дружить. Полпред Президента в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко убежден: нам предстоит "дружить" против стереотипов собственного сознания.

Комсомольская правда. Сергей Владиленович, вам достался округ, в котором поклонники Аллаха и Христа давно перемешались. Недавно "КП" провела соцопрос: "Может ли начаться война между мусульманами и христианами?" Большинство ответило, что она уже идет. Вы не боитесь, что боевые действия вспыхнут и в Поволжье?

Сергей Кириенко.То, что якобы идет война между мусульманами и христианами - очень опасный стереотип. Ставить знак равенства между исламом и исламизмом (крайне радикальной формой ислама, зачастую выливающейся в терроризм) - это все равно, что проводить параллель между фашизмом и европейской цивилизацией. Ислам - гуманистическая религия, и 300-летний опыт мирного сосуществования христианства и ислама на территории Приволжского округа тому пример. Конечно, могут, например, в Татарстане, найтись группы людей, которые будут ратовать за взимание пошлины с кораблей, проплывающих по Волге на "их" участке. Но глупость - понятие интернациональное.

Руководство национальных республик Приволжского федерального округа никогда не ставило вопрос о выходе из состава России. Спор идет за особый статус, особые полномочия, но все это относится к политике и экономике, не имея к религии ни малейшего отношения. Кстати, в Татарстане (мудрое решение!) создан первый российский Исламский университет, где преподавание идет на русском языке.

Комсомольская правда. Значит, на Ваш взгляд, последователи радикального ислама намеренно навязывают нам всем образ религиозного врага?

Сергей Кириенко.Безусловно. Есть знаменитый сценарий Хантингтона, который описывал ислам и христианство как две самостоятельные цивилизации и предсказал, что в ХХ1 веке они столкнутся. Исламские радикалы воспользовались этой теорией для достижения собственных целей. Теракты в Америке - очевидная провокация, продуманная со всех сторон. Наивно было бы полагать, что они не просчитали вероятность ответного удара. Значит, хотели его использовать. Как? Раз до сих пор никто не взял на себя ответственность за теракты, следовательно, весь мир хотят убедить: ответный удар падет на невинные головы. Это попытаются интерпретировать как удар по исламу вообще. Тогда террористам, которым, собственно, и объявлена война, будет намного легче перетянуть на свою сторону традиционный ислам, который сейчас в основном их осуждает, и втянуть планету в межконфессиональную войну.

Комсомольская правда. Очередная идея мирового господства?

Сергей Кириенко.В общем, да. Терроризм - лишь средство для достижения геополитических целей. Но эти цели характерны не только для ислама. Радикалы могут быть любой религии и любой национальности. Фашизм, например, разве лучше?

Комсомольская правда. Но в середине ХХ века было совершенно ясно, как его победить: освободили свою территорию, вступили на германскую, заняли рейхстаг...

Сергей Кириенко.Верно. Когда воюет страна со страной, все понятно: есть территория, которую можно оккупировать, есть заводы, которые можно разбомбить, есть столица, которую можно захватить, и выиграть войну. А куда ударить по террористам? Они совершенно спокойно разбегаются и собираются в других местах. Таким образом, мы получили конфликт иерархической и сетевой структур. Иерархическая - это классическая структура построения почти любой государственной машины. Строгая вертикаль, где решение принимают "верхи". В сетевой системе взаимодействие построено не только сверху вниз, но и по горизонтали, как в Интернете. В открытом мире сетевые структуры более живучи. Мыши (сетевая) передают сигналы друг другу и очень быстро соображают, где можно подкрепиться, а где и тебя могут съесть. А у динозавра (иерархическая) пока сигнал до головы дойдет, те же мыши ему уже весь хвост объедят.

Радикальный ислам, терроризм - тоже сетевая система. Уничтожение одной группы не приводит к уничтожению целого. Нет такой точки, которую захватил, - и война закончена.

Комсомольская правда. Выходит, основной угрозой становятся не чужие ракеты, а собственные объекты: небоскребы, атомные станции, крупные заводы, биологические лаборатории, склады с оружием и отравляющими веществами.

Сергей Кириенко.Именно поэтому надо создавать иную, сетевую, систему безопасности. Могли американцы начать бомбардировки, ни с кем не посоветовавшись? Запросто. Когда в сентябре после взрывов в Америке я как председатель Госкомиссии по уничтожению химоружия объезжал страны "большой семерки", мне говорили: "С Путиным-то Буш посоветуется, а вот с нами..." Я отвечал: "Братцы, вы что-то перепутали, это вы - страна НАТО". Но НАТО, как устаревшая структура, уже не может обеспечить согласование и принятие решений, гарантирующих безопасность в изменившемся мире. К чести американцев, они поняли необходимость построения коалиции, в которую наряду с европейским сообществом войдут и традиционные исламские страны. Именно традиционный ислам (а не христианство) может дать главный идеологический ответ радикальному исламу.

Комсомольская правда. Словом, будем скрещивать мышей с динозавром?

Сергей Кириенко.А этот процесс уже идет. И в экономике: многие руководители регионов уже вынуждены договариваться с инвесторами, которые самостоятельно принимают решение, куда им вкладывать деньги. И в государственном устройстве: пресловутая "вертикаль власти" ограничивается пределами компетенции - федеральной, региональной, муниципальной. А стратегия развития у каждого региона должна быть своя, с учетом местной специфики. Беда в том, что нам неохота договариваться друг с другом. Это касается в том числе и межнациональных, и межконфессиональных отношений. Придется учиться. И здесь у России колоссальное преимущество перед западными странами. Для них та же мусульманская культура чужеродна, привнесена извне, там говорят про мусульман "они". А у нас практически нет приехавших мусульман, иудеев, буддистов. В России мусульмане - это тоже "мы". Кстати, православие и традиционный российский ислам - гораздо ближе друг другу, чем католичество и так называемый "чистый" мировой ислам. И это нельзя потерять.

Наталия ЛИСИЦЫНА

22.11.2001

http://www.pfo.ru/?id=3366
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован