РТР Почему Вы называете инструмент полпредов промежуточным?
Сергей Кириенко Инструмент полпредов - это институт президентской власти. Это - не новое региональное правительство или межрегиональное правительство, это - институт президентской власти. Такая удлиненная рука Президента. А Президент отвечает, в первую очередь, за стратегию развития страны. То, в чем нам всем предстоит разобраться. Валим на Президента все на свете, он у нас за все отвечает. И аварии он должен ликвидировать сам и вообще все он должен делать сам. Так не бывает. За текущую деятельность отвечает Правительство, Президент отвечает за безопасность страны и за стратегию развития страны. Значит, полпреды - это инструмент анализа развития ситуации, контроля исполнения, бесспорного исполнения законодательства на всей территории Российской Федерации. Инструмент координации всех федеральных органов в вопросах контроля, в вопросах антикризисного управления, в вопросах выработки приоритетов и стратегии развития. Вот такая ключевая задача. Значит, это, скорее, инструмент изменения.
Президент после своего избрания начал реформу системы государственной власти. Очень точный выбор, потому, что если не изменим систему власти, то у нас ни одна экономическая программа не будет заканчиваться успехом. Это каждый человек понимает. Надо изменить систему управления в стране и полпреды - это инструмент изменения системы власти. А вот какой она будет - это зависит, в том числе, и от всех нас, и от нашей работы.
РТР В Вашем хозяйстве шесть национальных республик. И совсем недавно Вы сказали, что "сшивать" округа можно по национально-культурному признаку. Проясните, пожалуйста, что Вы имели в виду и почему реакция со стороны губернаторов, со стороны лидеров национальных республик была достаточно критической? Что насторожило в вашей идее?
Сергей Кириенко Ну, это не ко мне вопрос, что насторожило. А то, что мы это будем делать - абсолютно точно. Стоит задача сделать так, чтобы все национальности, находящиеся на территории округа, все этнические группы (а у нас действительно многонациональный округ) имели возможность для своего развития, в том числе, и национально-культурного - то есть, национально-культурной автономии. Возможность уважения к своей культуре, возможность уважения к своей вере, к своим историческим корням.
Это никак не связано с административной границей. Согласитесь, что, конечно, должна быть возможность национально-культурного развития у татар, живущих на территории Татарстана. А у татар, живущих на территории Самарской области? А у татар, живущих на территории Башкирии, разве нет? Видимо, тоже да. Значит, проблема возможности национально-культурного развития не связана с административными границами. А что делать русским, живущим на территории Башкирии или Татарстана? У них же тоже должна быть возможность национально-культурной автономии. Мы же не можем допустить, когда у нас постепенно начинают возникать пусть пока частные, маленькие школы, где получение квалифицированного образования на русском языке, в общем, становится уже проблемой.
Значит, нам надо говорить о праве не на территориальную, а на национально-культурную автономию национальностей вне зависимости от административных границ региона. Вот такая важнейшая задача. И это - ответственность государства, потому что любой человек (ведь мы как-то с Вами об этом говорили), любой гражданин России, который платит налоги, должен понимать, что он - гражданин России в первую очередь, а уж во вторую очередь - житель Самарской области, Татарстана или Башкортостана. Значит, где бы он ни находился, по отношению к нему действуют единые законы.
Вот это, пожалуй, сегодня такой непростой вопрос, вызывающий, конечно, некоторое сопротивление. Но когда мы встречались с Вами два месяца назад, мы говорили о том, что выявлено несоответствий российским законам на территории Приволжского округа более пятисот. Мы продолжаем работу по выявлению - сегодня шестьсот шестьдесят норм выявлено как несоответствующие, но важно, что уже более половины из них приведены в соответствие. Конечно, это непросто, конечно, это вызывает некоторое сопротивление и раздражение, но это нормально. Здесь не надо искать правых и виноватых, здесь не надо искать выигравших и проигравших. Если не приведем законы в соответствие - все проиграли, если приведем законы в соответствие - все выиграли.
Федеральная власть должна иметь свою позицию. Причем, в том числе, и такую, которая не является предметом для переговоров. Целостность государства не обсуждается, равенство условий не обсуждается - я не веду на эту тему переговоров ни с кем. Нравится это или не нравится, мы это будем делать.
октябрь 2000 года
http://www.pfo.ru/?id=1438