РТР Ожидалось, что основные трудности в процессе приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным возникнут в Приволжском округе. Потому что там находятся национальные республики. Потому что там - лидеры-харизматики, которых так просто, даже из центра, даже при отстроенной вертикали власти, не снимешь. Я имею в виду Муртазу Рахимова из Башкирии. Я имею в виду, безусловно, лидера Татарстана.
У нас в гостях, на связи из Ижевска, полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко. Здравствуйте, Сергей Владиленович.
Сергей Кириенко Добрый день.
РТР Что скажете? Сегодня Татарстан и Башкортостан должны были привести свое законодательство в соответствие с федеральным и отчитаться. Случилось ли сие?
Сергей Кириенко Сейчас в начале ноября мы подошли к самому трудному вопросу в приведении в соответствие законодательства. У нас, кстати, из 660 законов и нормативных актов, которые не соответствовали по округу законодательству, две трети сегодня приведено, более 400. Мы подошли к самому сложному моменту, к Конституции. Вот это, особенно в национальных республиках, самое трудное. Ключевое, за что проголосовали сегодня в Башкортостане, - статья пятая. Башкортостан - полноправный, то есть равный со всеми остальными, субъект Российской Федерации. И есть приоритет российских законов на территории Башкортостана по отношению к местным законам, и приоритет Российской Конституции. Вот это такая ключевая победа. Особенно на фоне того, что позавчера проголосованы основные поправки по Конституции Чувашии. Там остался спор по одному вопросу, который, в общем, с точки зрения единого правового пространства в стране, не имеет значения. А во вторник, за день до этого, проголосована новая Конституция Мордовии. Вот такие принципиально важные события происходят на этой неделе. Думаю, что мы перешли целый этап в развитии России. Конечно, время поставит все на свои места. Но, думаю, что происходящее сегодня - это значимый этап для России в целом.
РТР Сергей Владиленович, очень вдохновенные слова. И, тем не менее, я знаю, что сегодня же лидер Чувашии, проголосовав накануне поправки к Конституции и приведя свое законодательство в соответствие с федеральным, подал в Конституционный суд как раз на президентские указы об укреплении вертикали власти, на право президента отстранять или снимать с должности регионального лидера.
Сергей Кириенко Ну и что?
РТР Нет ли здесь двойной игры? Не получается ли, что с одной стороны губернаторы, скрепя сердце, или региональные президенты, скрепя сердце, приводят свое законодательство в соответствие с федеральным, а с другой стороны, готовы нанести мощный удар по самой правовой базе, которая выстраивает президентскую вертикаль?
Сергей Кириенко Нет, что Вы! Давайте точно определимся. У нас нет задачи добиться беспрекословного выполнения мнения центра. Другая задача - реформы системы власти и приведение в соответствие законодательства. Мы добиваемся соответствия не мнению начальника, мы добиваемся соответствия Закону. Поэтому, если законодательство Чувашии приводится в соответствие - результат достигнут. А если руководитель той или иной республики не согласен с каким-то из принятых российских законов, то у него есть единственная, опять-таки предусмотренная законом, возможность - это подать в Конституционный суд.
РТР То есть, это такое пожелание: встретимся в суде, в адрес, в данном случае, Федорова?
Сергей Кириенко Кстати, очень здорово. У нас почему-то считалось, что если спор между субъектом Российской Федерации и федеральным центром вышел в суд, то это уже признак вселенского конфликта, сепаратизма, суверенитета или чего-то другого. Подождите, мы же с вами строим правовое государство. Здесь очень опасная грань. И не дай Бог за нее перешагнуть. Мы добиваемся соответствия законодательства, а не соответствия единой точки зрения.
РТР Сергей Владиленович, тогда объясните вот этот парадокс. Две недели тому назад Россель и упомянутый уже сегодня Рахимов, встречаясь вместе, говорили очень язвительные слова, кстати, и в адрес полномочных представителей президента. То есть публично губернаторы и президенты высказываются резко, а подспудно очень кропотливо приводят свое законодательство региональное в соответствие с федеральным. Что это? Почему, на Ваш взгляд?
Сергей Кириенко Давайте отделять слова и поступки. К сожалению, публичная политика у нас, по крайней мере, это так, - это, скорее, пространство слов. Меня больше интересуют поступки. Это первое.
Второе, что касается отношений к институту полпредов. Тоже, в общем, понятно. В конце концов, я действую по принципу: я не червонец, чтобы всем нравится, - и точки конфликта, конечно, есть. Мы же делаем очень тяжелую работу, все вместе, кстати. Вместе с главами республик, вместе с губернаторами делаем тяжелую работу - разграничение меры ответственности и полномочий трех уровней власти. Ведь забыли это. Вот законодательную, исполнительную и судебную как ветви власти поделили.
Есть еще три уровня власти. Есть власть федеральная, есть власть субфедеральная, то есть субъекта федерации, и муниципальная. Они же разные. Перемешалось все в какой-то момент с лозунгом: берите полномочий, кто сколько сможет. Не будем искать тут виноватых, но очень важно сейчас все расставить по своим местам.
РТР Еще раз вернемся к Татарстану. Вопрос возможности баллотироваться еще раз на должность президента Татарстана обсуждается сейчас?
Сергей Кириенко Минтимер Шарипович Шаймиев может выдвигаться на пост президента Республики Татарстан в случае, если либо Верховный суд Российской Федерации, либо Государственная Дума Российской Федерации дадут точную трактовку закона, потому что действует приоритет российского законодательства.
В Конституции Татарстана на сегодняшний день нет ограничения по срокам избрания президента, то есть он может быть избран на большее количество сроков, но есть такое ограничение в российском законе. Есть спорный юридический вопрос. На мой взгляд, здесь надо точно еще раз определить, что это для меня - не вопрос политики, а вопрос законодательства. Так вот, закон, который ввел это ограничение в два срока (Я, кстати, убежден, что это правильное ограничение, и его надо сохранить, этот закон.), он принят только 6 октября прошлого года.
Ни один закон не имеет обратной силы, следовательно, возникает вопрос: это ограничение действует и назад? То есть на все пройденные сроки каждого губернаторства или президентства или он начинает действовать, начиная только с 6 октября 1999 года.
РТР Спасибо, Сергей Владиленович.
3 ноября 2000 года.
http://www.pfo.ru/?id=232&page232=8