Вопрос: Как развивается торгово-экономическое сотрудничество между Россией и Италией?
Ответ: В первую очередь хотел бы отметить, что наши отношения в экономической сфере развиваются очень плодотворно. Российско-итальянский товарооборот за период с 2002-2006 гг. вырос с 9,7 млрд. до 30,8 млрд.долларов. И в этом году мы рассчитываем на его дальнейший рост. За 8 месяцев 2007 г. он достиг цифры в 21,6 млрд.долларов, отмечено также увеличение экспорта итальянских товаров в Россию.
Вопрос: Энергоресурсы занимают основное место в торговом балансе?
Ответ: Наш экспорт на 78% состоит из экспорта энергоресурсов, таких как газ, метан и нефть, но в перспективе мы не хотим зависеть от энергетики. Вот почему мы заключаем соглашения о партнерстве и в других сферах.
Вопрос: В каких, например?
Ответ: В настоящее время практически все компании группы "Финмекканика" развивают активное сотрудничество с Россией. Достаточно сказать о соглашении, заключенном между "Алениа аэронаутика" и "Сухой" по созданию российского регионального пассажирского самолета нового поколения "Суперджет-100". В этой связи нам впервые пришлось изменить российское законодательство, которое не позволяло иностранным компаниям иметь более 25% акций компаний, работающих в сфере авиастроения. Кроме того, я хотел бы отметить развитие сотрудничества в таких областях, как освоение космоса, телекоммуникации, нефтеперерабатывающая промышленность, в сфере железнодорожного и вертолетного транспорта. Также я бы напомнил и о деятельности концерна "Фиат", компании "Индезит", банках "Уникредит" и "Интеза-Санпаоло", которые давно присутствуют на российском рынке.
Вопрос: Тем не менее, кое-кто продолжает высказывать опасения российской агрессивной энергетической политикой. Это, по Вашему мнению, оправдано?
Ответ: Я никоем образом не считаю, что мы проводим агрессивную политику. В прошлом наши европейские партнеры обвиняли нас в том, что цены на газ для бывших советских республик, например Украины, были намного ниже, чем те, которые платили они сами, поэтому мы их просто привели в соответствие. "Газпром" не является благотворительной организацией. Если он и выступает в этой роли, то исключительно как спонсор значимых культурных проектов. Напомню также, что 49% этой российской компании принадлежит частным владельцам, которые заинтересованы в эффективном управлении, а не в работе себе в ущерб. В нынешней ситуации кое-кто пытается установить новые правила на энергетическом рынке, для того чтобы затормозить приход "Газпрома" на европейский рынок.
Вопрос: О чем идет речь?
Ответ: Подобные идеи разделяют некоторые европейские столицы и Брюссель. Сделаю короткое пояснение: соглашение между ЭНИ и "Газпромом" основано на принципе, который фактически позволяет иностранной компании получить доступ к так называемому "upstream" - добычи и переработки сырья в России, а "Газпрому" к "downstream" - сбыту энергоносителей напрямую западному потребителю. Таким же образом мы дали возможность ЭНЕЛ получить контроль над одной из самых больших генерирующих компаний в нашей стране. Несмотря на это, ЕС разрабатывает положения о разделении крупных концернов на более мелкие компании по распределению, добычи и коммерциализации энерготоваров. Идея, которую мы не разделяем.
Вопрос: Почему?
Ответ: Тот, кто выдвигает подобные идеи, не должен забывать о последствиях, которые они будут иметь и для нас, а также то, что мы придерживаемся иного подхода. "Газпром" должен существовать и должен оставаться единой структурой. Для добычи газа нужны миллиарды долларов. Только крупная компания может позволить взять на себя такие серьезные обязательства. Я не понимаю, почему в финансовой и банковской сферах идет работа по объединению, а на энергетическом рынке нужно двигаться в противоположном направлении. К тому же с риском, что другие крупные страны в эпоху глобализации будут пользоваться подобной моделью в ущерб нам. Мы не хотим ничего навязывать, а, следовательно, ожидаем, что никто не будет ничего навязывать нам.
Вопрос: Таким образом, существует проблема взаимности?
Ответ: Компания ЭНЕЛ получила возможность доступа к "upstream" и к управлению крупной энергетической компанией, и "Газпром" теперь может выйти напрямую на иностранный рынок, например, на итальянский. Проблема в том, что многие продолжают возражать против этого. Моя страна заинтересована в стабильности на европейском рынке, поэтому, когда говорят об агрессивной политике, забывают о важной вещи: мы все находимся в одной лодке. Для того чтобы продавать, нужны покупатели. Вы заинтересованы в том, чтобы покупать, а мы - в том, чтобы продавать. Если будет продолжено изобретение подобных вредных решений в отношении России, мы не исключаем возможности переориентировки на другие энергетические рынки. При этом мы все же европейцы и хотим развивать наши отношения с ЕС.
Вопрос: Каким образом могут развиваться отношения между ЭНИ и "Газпромом"?
Ответ: Когда мы говорим о сотрудничестве в топливно-энергетической сфере необходимо подчеркнуть, что двусторонние отношения в этой области развиваются отлично, в этом году уровень инвестиций достиг практически 6 млрд. долларов. В том, что касается ЭНИ, в ближайшие годы поставки газа достигнут 28 млрд.кубометров, а соглашение с "Газпромом" было продлено до 2035 г. Кроме того, на основе соглашения с этого года "Газпром" получил возможность участвовать в прямых поставках газа итальянским потребителям (до 3 млрд. куб. м к 2010 г.). Наконец, хотел бы вспомнить и о проекте между "Газпромом" и ЭНИ по строительству газопровода "Южный поток". Реализация этой масштабной инициативы позволит обеспечить транспортировку 30 млрд. куб. м российского газа в Европу.
Вопрос: "Алиталия" еще интересует "Аэрофлот"?
Ответ: В данный момент я не знаю всех нюансов, но уверен, что "Аэрофлот" является одной из компаний, которая в состоянии предложить свой опыт и материальные ресурсы для вывода "Алиталии" из кризиса. Две компании, кроме того, дополняют друг друга, учитывая, что они обслуживают разные направления и входят в один альянс (Skyteam). Окончательное решение должны принять сами компании и итальянское правительство.
Вопрос: Для кого это более выгодная сделка - для "Алиталии" или "Аэрофлота"?
Ответ: Если я ответил бы на этот вопрос, это было бы воспринято как попытка вмешательства во внутренние дела Италии.
http://www.mid.ru/ns_publ.nsf/ca618d5746fee68cc32571f4002a5d7c/49f4d6c746d457adc325739a002b55da?OpenDocument
21-11-2007