-- Какой, на ваш взгляд, должна быть модель газового рынка России и каковы перспективы его создания?
-- Пока магистральная система газопроводов находится на балансе `Газпрома`, рынка газа в России не будет. Я не думаю, что сегодня на заседании правительства будут приняты какие-то радикальные решения по этому вопросу. Реформа `Газпрома` зависла надолго -- слишком много интересов она затрагивает. Прежде чем принять конкретное решение о выделении транспортной составляющей из структуры `Газпрома`, государство должно понять, что это будет выгодно как потребителям газа, так и акционерам `Газпрома`. Пока такой уверенности нет.
Что касается самой модели, возможно, при ее формировании следует обратиться к опыту энергетиков. Реформирование должно проводиться эволюционно. Нужна четкая и внятная концепция, а не радикализм в выборе направлений.
-- Минэкономразвития выступило с предложением о консолидации газотранспортных компаний `Газпрома`, утверждая, что это может стать первым шагом на пути к либерализации рынка газа России. Вы согласны с этим?
-- Концепция реформирования рынка газа, подготовленная `Газпромом`, предусматривает передачу газотранспортных мощностей в аренду без потери прав собственности на нее, а Минэкономразвития предлагает создать отдельную транспортную структуру, пусть даже на 100% принадлежащую `Газпрому`. Но сейчас невозможно просчитать экономическую целесообразность тарифов на транспортировку газа. Не секрет, что у дочерних компаний `Газпрома` тарифы в несколько раз ниже, чем регулируемые ФЭК тарифы для независимых производителей. Конечно, `Газпром` можно понять: затраты на добычу растут, а поддержание работоспособности газопроводов требует дополнительного финансирования.
Российский рынок газа сегодня лишен развитой рыночной инфраструктуры и конкуренции, а его характерная особенность в сфере ценообразования -- высокая степень госрегулирования. И прежде чем говорить о либерализации, нужно отказаться от этого. А потом уже производить расчеты, насколько целесообразно консолидировать газотранспортные компании `Газпрома`.
-- Для либерализации рынка газа нужно обеспечить равный доступ всех производителей в систему `Газпрома`. Насколько это реально?
-- В принципе вопрос допуска к трубе `Газпрома` для нас на сегодня решен. С начала года со стороны `Газпрома` не было ни одного необоснованного отказа. Но в связи с планами `Газпрома` увеличить объемы добычи газа и конденсата в начале следующего года прием сырья у независимых газопроизводителей будет ограничен. По прогнозам, к 2006-2008 годам `Газпром` полностью загрузит свою трубу.
Правда, возможное снижение добычи после 2005 года из-за дефицита мощностей `Газпрома` по транспортировке и переработке сырья не окажет существенного влияния на финансовые показатели компании из-за роста цены газа. Фактическая динамика цен на газ превзошла наши ожидания. В 2001 году цена газа на уровне месторождения составляла $13 за 1 тыс. кубометров (включая НДС), в конце 2002 года -- $19-20, сейчас -- $25-26. Кроме того, чтобы решить проблему, мы вместе с ОАО `Новатэк` планируем построить собственный конденсатопровод протяженностью 300 км и завод по стабилизации и транспорту газового конденсата в Западной Сибири. Его общая стоимость составит примерно $160-200 млн. Для сравнения: за пользование инфраструктурой дочерних предприятий `Газпрома` `Нортгаз` платит около $20 млн в год.
-- Министр энергетики России Игорь Юсуфов заявил, что в перспективе независимым газовикам будет дано право экспортировать газ пропорционально объемам добычи и поставкам на внутренний рынок. Вам это выгодно?
-- Учитывая, что спрос на газ растет во всем мире, эта перспектива выглядит реально. Однако весь наш газ добывается в Западной Сибири, и из-за транспортной составляющей нам его экспортировать невыгодно.
`Коммерсантъ-Daily` 26.09.2003
http://nvolgatrade.ru/